• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Пьющей молодёжи в России стало вдвое меньше

Снижение могло быть ещё больше, если бы родители тоже предпочитали трезвость

Сначала коротко

Ситуация: Молодые россияне всё чаще демонстрируют здоровые привычки — от занятий спортом до отказа от спиртного. Но нередко эти практики сдерживает родительский пример регулярных возлияний.

На деле: Доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое.

Теперь подробнее

Социолог Валерия Кондратенко на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ показала, что за 2006–2019 годы доля пьющей молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет уменьшилась в 2,3 раза — с 62,1% до 26,9%. В подгруппе подростков 14–17 лет этот показатель упал с 39% до 9,8%, а среди 18–22–летних — с 77,1% до 43,1%. В работе также изучалась и взаимосвязь практик потребления алкоголя у детей и родителей. Выяснилось, что в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам. Особенно, если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца. Статья об исследовании опубликована в «Вестнике Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE)».

О чём речь?

Паттерны потребления алкоголя у россиян за последние полтора десятилетия явно изменились. Во-первых, доля пьющих с каждым годом снижается, а доля трезвенников — растёт. Во-вторых, идёт переход от северной модели с редким, но обильным потреблением крепкого алкоголя — к новой, близкой к южной (частое, но умеренное потребление более лёгких напитков), что отвечает мировым трендам.

В своей предыдущей работе на данных о потреблении алкоголя всеми пьющими россиянами старше 16 лет Валерия Кондратенко выяснила, что доля трезвенников увеличилась с 23,7% в 2006 году до 38,8% в 2018 году. Причём наибольший вклад тут внесла молодёжь. В возрастной группе до 25 лет процент тех, кто не пьёт, вырос за этот период более чем вдвое — с 25,4 до 55%.

Молодёжь сильно отличается от остального населения по потребительским практикам, подчёркивает социолог со ссылкой на исследования Вадима Радаева: представители молодого поколения «не только меньше пьют, но и больше занимаются спортом, разделяют более позитивные настроения относительно своего будущего и жизни в целом». Среди других возрастных групп динамика также положительная, но прирост трезвенников поскромнее (среди россиян 26–40 лет эта доля увеличилась с 14,6% до 28,6%, среди 41–60–летних — с 18,3% до 30,7%). Переход от крепкого спиртного к более лёгкому у молодежи также более заметен.

Эти изменения начались после усиления мер по регулированию потребления алкоголя. В 2006 году были созданы системы контроля ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), введены акцизные марки. В 2009 году для снижения потребления алкоголя вдвое была разработана антиалкогольная политика до 2020 года.

Всё это важные и действенные меры. Но на формировании потребительских практик молодёжи сказываются и особенности социализации. Семья — главный фактор. Причём с пролонгированным действием: сегодня молодёжь позже отделяется от родителей, поскольку дольше самоопределяется. Если родительский пример возлияний всё время перед глазами, сложно его не перенять. Трезвое отношение к алкоголю тоже транслируется исправно.

В своей новой работе исследовательница изучила тренды потребления спиртного у молодёжи, а также их соотношение с родительскими практиками. Дополнительно она выделила на данных 2012–2019 годов четыре типа потребления алкоголя у молодёжи.

Как изучали?

Работа выполнена на данных лонгитюдного обследования домохозяйств РМЭЗ НИУ ВШЭ. Общая выборка молодёжи за 2006–2019 годы составила 27 638 человек. Возрастные подгруппы 14–17 лет и 18–22 лет рассматривались отдельно, поскольку 18 лет — рубежный возраст (официально можно покупать алкоголь), к тому же родители могут по-разному влиять на поведение у подростков и юношества.

Доля пьющих молодых людей представлена по трём показателям: потребление алкоголя хотя бы иногда, за последний месяц и чрезмерное потребление алкоголя (оценивается на основе суммарного объёма выпитого человеком чистого спирта). Респондентов также спрашивали о предпочитаемых напитках. Диапазон варьировался от пива, сухого вина и шампанского до водки, самогона и коньяка.

В части определения типов потребления алкоголя выборка составила 3095 человек. Это молодёжь в возрасте от 14 до 22 лет, которая пила спиртное за последний месяц перед проведением опроса. С помощью кластерного анализа Валерия Кондратенко выделила основные типы потребления алкоголя. Итоговая типология представляет собой четырёхкластерную модель

Что получили?

Снижение доли пьющей молодежи в обеих возрастных подгруппах с 2006 года составило 30 и более процентных пунктов. В 2006 году злоупотреблявших алкоголем было 0,5% среди подростков и 5% среди юношества. В последующее десятилетие этот показатель упал до нуля в младшей группе и до 2% в старшей. Сейчас доля чрезмерно пьющих среди молодежи 14–22 лет — 1,1%.

Школьники потребляют алкоголь в меньших объёмах, чем студенты. В группе 14–17–летних средний объём потребления чистого алкоголя как среди юношей, так и девушек варьировался от 100 до 200 г в месяц. При этом среди девушек 18–22 лет средний объём потребления чистого алкоголя за месяц — от 150 до 180 г в месяц. А вот среди молодых мужчин — вдвое–втрое выше всех других когорт и колеблется от 200 г до почти 400 г в месяц.

Доминирующий напиток среди молодых — пиво, которое, впрочем с годами теряет популярность (с 2006 года — более чем втрое, с 37% до 11%). Второе по популярности — вино. Его пили до 15% респондентов в 2006–2012 годах и 5–10% в последующие годы. На третьем месте — водка. За 2006–2012 год уровень её потребления упал вдвое — до 5%, а затем ещё ниже.

Предпочтения напитков у юношей и девушек различаются, при этом пиво — всеобщий фаворит. Второй по популярности напиток среди всех пьющих мужчин старше 16 лет — водка, что справедливо и для юношей 18–22 лет (почти 27% пили водку в 2006 году и около 8% в 2019 году). Для этой же подгруппы на третьем месте — вино (5% в 2019 году). А вот среди ребят 14–17 лет вино на втором месте: в 2006 году его пили 4%, к 2019 году эта цифра снизилась. Среди 18–22–летних есть ещё любители (5–8%) коньяка/виски/ликёра.

У молодых девушек изменения в структуре потребления спиртного схожи с изменениями среди всех пьющих женщин старше 16 лет. Во-первых, лидирует пиво, затем вино. Во-вторых, доля потребителей обоих напитков снижается в течение всего периода. Среди девушек 14–17 лет доля любителей пива упала с 13% до почти 2,5%, вина — с 9% до 3%. Среди 18–22–летних соответствующие цифры — с 40% до 12,5% и с почти 24% до 16%. На третьем месте по популярности у девушек — алкогольные коктейли.

Что касается типов потребления алкоголя, то в итоговой типологии четыре кластера: «только пиво» (37,6% выборки), «водка, пиво и др.» (15,3%), «коньяк, виски, ликёр, пиво и другие напитки», «вино и пиво» (по 23% выборки). Среди «других напитков» могут быть, например, сухое вино, шампанское, самогон, коктейли и пр. Для каждого кластера составлен социодемографический портрет:

 «Только пиво» — самая «многолюдная» группа, в которой больше юношей и много жителей сёл и посёлков городского типа (ПГТ). В этом кластере — наибольшая доля молодёжи со средним образованием, а также значительная доля подростков 14–17 лет.

 «Вино и пиво» — здесь лидируют девушки (сухое вино и шампанское — женские напитки). Этот тип потребления характерен для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, со средним специальным образованием. В группе больше всего молодежи до 17 лет.

 «Коньяк, виски, ликер, пиво и другие напитки» — тоже во многом женский кластер (в нём фигурируют женские предпочтения — ликер, коктейли, сухое вино, шампанское). Этот тип потребления присущ молодёжи из областных центров, с высшим образованием.

 «Водка, пиво и другие напитки» (включая коньяк, виски, самогон) — самый мужской тип (водку и другие крепкие напитки потребляют обычно мужчины). В группе больше всего селян и жителей ПГТ. Кроме того, этот тип и самый взрослый, почти исключительно респонденты 18–22 лет (что и понятно — подростки пьют более легкие напитки).

Если сравнивать эту выборку с выборкой всех пьющих россиян старше 16 лет, то среди молодёжи выделен лишь один «чистый» тип — «только пиво», а среди всего населения таких было три («только пиво», «только водка», «только вино»). Другие кластеры предполагают более широкий ассортимент алкоголя.

Отдельный сюжет в новом исследовании — взаимосвязь практик потребления алкоголя у детей и родителей. В большинстве семей так или иначе пьют спиртное и мать, и отец (63,8%). Трезвенники — лишь 12,6%. Пьёт только отец в 16,5% семей, только мать — в 7,1%. Но важно и количество потребляемого спиртного.

В младшей возрастной подгруппе примерно в четверти домохозяйств матери — трезвенницы, в более чем 40% домохозяйств матери пьют умеренно, 20% не потребляли алкоголь за последний месяц. Лишь 4% пьют чрезмерно. А вот у молодёжи 18–22 лет все цифры относительно матерей пониже.

В случае с отцами ситуация другая. У респондентов 14–17 лет умеренно потребляют алкоголь 40% отцов. Но меньшая доля, по сравнению с матерями, не пьёт вообще (13%) или не пила за последний месяц (11%). Злоупотребляют спиртным 6,8% отцов. Это объясняется как большей долей пьющих мужчин в России, так и тем, что они потребляют алкоголь обильнее.

Как итог, доля молодёжи, употребляющей алкоголь, выше в семьях, где пьют и отец, и мать. В подгруппе 14–17 лет таких около 20%, в подгруппе 18–22 лет — до 70%. Похожая доля потребляющих спиртное — в семьях, где пьёт только мать — около 20% в младшей возрастной подгруппе и около 60% в старшей. В подвыборке, где пьёт только отец, довольно много пьющих респондентов 18–22 лет, причём у юношей почти двойной перевес: 45% против 25,7% у девушек.

Если же учитывать количество потребляемого спиртного, то расклад следующий: доля пьющей молодёжи выше среднего по выборке, когда хотя бы один родитель пьёт чрезмерно или его нет в домохозяйстве — семья неполная.

Среди юношей 14–17 лет доля пьющих при злоупотребляющей спиртным матери достигает 40,4%, что выше средней доли пьющих по выборке (19,8%). А при выпивающем отце доля детей 14–17 лет с соответствующими привычками составляет 28,4% при 19,6% в среднем по выборке. Иными словами, злоупотребление алкоголем у матери больше сказывается на привычках подростков школьного возраста.

Доля пьющих респондентов 18–22 лет при наличии в семье «чрезмерных потребителей» оказывается ощутимо выше, чем в среднем по выборке. 78,4% юношей пьют при злоупотребляющей спиртным матери, 70,6% — при чрезмерно пьющем отце. У девушек эти доли — 65,9% и 61,2%.

Когда пьянствуют оба родителя, то среди ребят 14–17 лет потребляют алкоголь 41,3% у юношей и 32,1% у девушек (при 19% в среднем по выборке для обоих полов), а среди молодежи 18–22 лет — 80% и 77,3% при 60% в среднем по выборке для обоих полов. «Пьющие чрезмерно родители больше снижают вероятность того, что ребёнок будет трезвенником, если сравнивать их с родителями, которые потребляют алкоголь в умеренных количествах или не пьют совсем», — резюмирует исследовательница.

Для чего это нужно?

Исследование подтверждает эффективность государственной антиалкогольной политики. Оно также служит ориентиром для родителей. Нужно учитывать, что дети часто воспроизводят негативные родительские практики, а значит нужно постепенно менять свои привычки.
IQ
 

Автор исследования:

Валерия Кондратенко, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, преподаватель кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Author: Olga Sobolevskaya, March 09, 2023