• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русские в Африке

Российские инвестиции на континенте пока не слишком велики. Однако растущая покупательная способность и неиспользуемые механизмы поддержки взаимных связей дают в перспективе немалый потенциал роста, отмечает Вадим Зайцев. Заключительная статья африканского цикла Opec.ru

Для экспорта российских капиталов Африка в настоящее время представляется малопривлекательным регионом. Российский бизнес, как показывает практика, заинтересован, прежде всего, в низких рисках и гарантиях неприкосновенности собственности, что предопределяет основной поток инвестиций в Европу и США. Перспектива инвестиций в Африку – это повышенная норма прибыли на фоне более значительных рисков. Однако ориентация на увеличение масштабов бизнеса рано или поздно диктует географическую диверсификацию размещения реальных активов.

Рассмотрим некоторые текущие и реализованные инвестиционные проекты российских компаний в странах Африки.

Алжир

В 2006 г. страну посетил Владимир Путин. В ходе его визита были достигнуты договоренности о списании $4,7 млрд долга Алжира. Компании «Газпром» и «Лукойл» подписали с крупнейшей компанией Африки, алжирской нефтегазовой монополией Sonatrach, меморандумы о сотрудничестве. К реальному взаимодействию меморандумы до сих пор не привели, в том числе и потому, что не удалось согласовать формат взаимоотношений на корпоративном уровне и условия, при которых Sonatrach имел бы возможность стать инвестором в России.

Ещё в 2001 г. «Стройтрансгаз» (СТГ) и «Роснефть» получили 60% (40% досталось Sonatrach) в алжирском нефтяном блоке «245-Юг». В 2007 г. бывший вице-президент «Роснефти» Николай Борисенко заявлял, что компания планирует вложить в Алжир $1,3 млрд. В августе 2009 г. «Роснефть» выкупила у СТГ, который за это время перешел под контроль близкого к «Газпрому» предпринимателя Геннадия Тимченко, долю в проекте за $200 млн. Весь проект, таким образом, «Роснефть» оценила в сумму порядка $600 млн.

СТГ можно считать одной из самых успешных российских компаний в Африке. В Алжире на счету компании три завершенных инфраструктурных проекта: строительство участка нефтепровода Хауд-эль-Хамра – Арзев (объем контракта – $80 млн, выполнен в конце 2003 г.), строительство газопровода Сугер – Хаджерет-эн-Нус ($226 млн, проект завершен в 2007 г.), реконструкция газопровода Улед Джеллаль – Скикда (договор подписан в 2006 г., окончание работ запланировано на 2009 г.). Кроме Алжира, компания успешно реализовала проект по строительству участка нефтепровода в Судане.

Сотрудничество России и Алжира (в том числе в рамках т. н. «газового ОПЕК» – Форума стран-экспортеров газа) вызывает значительное беспокойство ЕС. Россия, в свою очередь, заинтересована в расширении своего присутствия в зоне африканского средиземноморья для выстраивания эффективного энергодиалога с Брюсселем. Последовательная политика по недопущению российских инвестиций в европейский энергетический сектор вынуждает Россию расширять свое присутствие на рынках, которые ЕС считает альтернативными. В частности, «Газпром» неоднократно декларировал свой интерес к транспортной газовой инфраструктуре из Алжира в Италию (Galsi) и Испанию (Medgaz).

Сотрудничество с Алжиром не исчерпывается проектами в области энергетики. В 2008 г. компания РЖД стала победителем тендера на строительство ж/д инфраструктуры в районе столицы страны, г. Алжир. Однако в том же году отношения между двумя странами осложнил отказ алжирской стороны принять поставленные Россией истребители МиГ-29, что стало лишним подтверждением уязвимости российских позиций на экспортных рынках оружия.

Ангола

В 2006 г. «Лукойл» и национальная нефтегазовая компания Sonangol подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ давал «Лукойл Оверсиз» возможность участвовать в геологоразведочных проектах на шельфе Анголы на тех же площадях, которые потом достались «Алросе».

«Лукойлу» пока не удается получить доступ к рынкам Анголы или Нигерии, но в регионе Гвинейского залива компания уже присутствует: в 2006 – 2007 гг. ею были приобретены доли в трех блоках на шельфе Кот-д’Ивуара, и одного – на шельфе Ганы.

«Газпром» неоднократно заявлял о своем интересе к ангольскому нефтегазовому сектору, в частности, обсуждались проекты строительства завода СПГ.  Сербская компания NIS, которую в 2008 г. приобрела «Газпром нефть», владеет в Анголе долями в ряде некрупных месторождений нефти.

Углеводородами в Анголе занимается также алмазодобывающая компания «Алроса». Если в России она стремится избавиться от непрофильных активов, то в Африке, по словам бывшего президента компании Сергея Выборнова, разведка месторождений нефти на шельфе является самым успешным реализуемым проектом «Алросы» в стране. В 2007 г. Выборнов оценивал необходимый объем инвестиций в $500 млн плюс $30 млн – на начальный этап геологоразведки.

«Алроса» участвует в, пожалуй, самом эффективном российском проекте на континенте – разработке кимберлитового месторождения «Катока» (доля компании – 32,8%). Также компания ведет разведку алмазов по кимберлитовому проекту «Луо», где запасы оказались намного меньше ожидаемых, и аллювиальному (россыпному) месторождению «Каколу». Диверсификация активов «Алросы» в Анголе связана с реализацией проектов в гидроэнергетике («Шикапа-1», «Шикапа-2»), а также маркетинге и гражданском строительстве.

Актуальная оценка сделанных «Алросой» инвестиций в ангольскую экономику составляет от $300 до $400 млн, а всего в Африку компания намеревалась в среднесрочной перспективе вложить $800 млн.

Помимо «Алросы» в Анголе работают «Технопромэкспорт» (в 2008 г. завершены контрактные обязательства по реконструкции ГЭС «Капанда»), ВНИИ «Зарубежгеология» (геологоразведка), компания «Нобель ойл» (получены лицензии на геологоразведку), группа «Синтез» (компания участвовала в последнем тендере по распределению нефтегазовых блоков), нефтесервисная компания «ТНГ-Групп» и др.

В тоже время, деятельность банка VTBAfrica, ставшего первой российской финансовой организацией в Африке, и первым банком с доминирующей долей иностранного капитала в Анголе, фактически свернута.

Гвинея

В Гвинее проводником российских экономических интересов является компания «Русал». «Русал» владеет боксито-глиноземным комплексом Киндия и заводом в г. Фриа, инвестиции в который, по данным компании, составили $300 млн. В 2008 г. «Русал» заявлял о начале крупного инвестпроекта вместе с китайскими партнерами на базе месторождения Диан-Диан ориентировочной стоимостью $4 млрд. Из общих запасов бокситов «Русала» в 2,528 млрд тонн на Гвинею приходится 1,334 млрд.

Компания в полной мере испытывает на себе риски, связанные с ведением бизнеса в Африке. «Русал» неоднократно сталкивался с массовыми волнениями и забастовками на своих предприятиях. Власти Гвинеи также неоднократно ставили под сомнение права собственности компании на приобретенные активы, последние по времени такого рода претензии относятся к сентябрю 2009 г.

Египет

«Лукойл» владеет долями в месторождениях Мелейа и Западная Эш Эль-Маллаха,  также компания ведет разведку на ряде перспективных блоков. Независимый производитель газа «Новатэк»  владеет 50% долей в шельфовом месторождении Эль-Ариш.

Страна является крупным импортером российского зерна, а также крупнейшим рынком выездного туризма из России.

Ливия

В Ливии с 2005 г. работает представительство «Лукойла», компания «Татнефть» в 2005 и 2006 гг. получила на тендерах в общей сложности 4 нефтегазовых блока.  В Ливии представлен офис геологоразведочной компании «ТНГ-Групп», на базе которой создано ливийско-российское нефтесервисное СП «Тахара».

«Газпром» в 2006 г. также получил права на разведку нефтегазового блока на ливийском шельфе. В рамках обмена активами между «Газпромом» и немецкой BASF монополия получила долю в компании Wintershall, ведущей нефтедобычу в Ливии. Кроме того, «Газпром» может получить долю в одном из месторождений (Elephant) итальянской компании Eni.

Нефтяная компания «Негуснефть», входящая в группу «Синтез», имеет в стране зарегистрированный филиал. «Газпромбанк» в 2008 г. подписал соглашение об инвестициях со стороны Ливийской инвестиционной корпорации (LIC) до $200 млн в российскую недвижимость. По некоторым данным, «Русал» вел переговоры о продаже пакета акций LIC.

В ходе визита Владимира Путина в страну (апрель 2008 г.) компания  РЖД  объявила о заключении контрактов на строительство железнодорожной инфраструктуры на сумму $3,5 млрд.

Намибия

В Намибии действует инвесткомпания банка ВТБ, VTBCapital (СП с местным партнером), реализующая проекты создания авиасборочного производства и разведки и добычи урана. По урановому проекту партнерами ВТБ выступают компания «Атомредметзолото» и ИК «Арлан».

Чрезвычайно активно в стране действует группа «Синтез» – она участвует в проекте нефтедобычи на шельфе, а также владеет лицензиями на разведку алмазов, меди, редкоземельных металлов на севере страны.

Нигерия

«Газпром» создал СП с Национальной нигерийской нефтяной корпорацией и объявил о планах инвестировать в топливно-энергетический сектор страны до $2,5 млрд. Интерес к участию в добыче нефти в стране обозначали «Лукойл», «Зарубежнефть». «Русал» в 2008 г. запустил в эксплуатацию приобретенный ранее алюминиевый комбинат Alscon.

ЮАР

Страна является ключевым партнером России при выстраивании модели торгово-экономического сотрудничества с Африкой южнее Сахары. В самой ЮАР российский бизнес сталкивается с рядом препятствий – это практика т. н. «экономического усиления чёрных» (BEE) и высокая социальная нагрузка – поэтому в будущем перспективным выглядят совместные инвестпроекты в третьих странах Африки.

Тем не менее, российский бизнес довольно активно инвестирует в ЮАР. ГМК «Норильский никель» в 2004 г. купил 20,9% в золотодобывающей компании GoldFields за $1,16 млрд. В марте 2006 г. тот же пакет был продан за $2 млрд. После покупки в 2008 г. «Норильским никелем» канадской LionOre на балансе компании оказались активы в ЮАР (Nkomati) и в Ботсване (Tati). «Евраз» владеет в ЮАР компанией HighveldSteel & VanadiumCorp. (HS&VC). 

В 2004 г. Виктор Вексельберг анонсировал вложения до $300 млн в проект разработки марганца (UnitedManganeseofKalahari). Сумма заявленных инвестиций выросла до $1 млрд во время визита Владимира Путина в ЮАР. Актуальная оценка осуществленных вложений – менее $20 млн. В 2007 г. «Ренова» приобрела у «Евраза» часть активов HS&VC – компанию Transalloys. Кроме того, «Ренова» интересуется возможностью совместной с южноафриканской Harmony разработки месторождений урана и золота.

В 2007 г. в рамках визита в страну премьер-министра Михаила Фрадкова ВЭБ заключил соглашение о сотрудничестве с крупнейшим африканским банком – StandardBank. Поставки топлива для единственной на континенте АЭС «Куберг» в ЮАР осуществляются (через Францию) российским «Техснабэкспортом». В ЮАР также успешно работают компании «Фактор», UTAir и др. 

Это лишь некоторые из заявленных либо реализуемых российских инвестиционных проектов в Африке. Неиспользованный потенциал развития торгово-экономических отношений между сторонами остается ещё чрезвычайно высоким. Так, Россия практически не использует механизм экспортных гарантий, весьма вяло развивает сотрудничество по линии региональных экономических интеграционных объединений. Слабо развита нормативно-правовая база (соглашения о взаимной защите инвестиций, об избегании двойного налогообложения, о преференциальной торговле). В России до сих пор не завершено создание аналога существующих в других развитых странах агентств развития, через которое могли бы реализовываться совместные гуманитарные программы, программы помощи и сотрудничества. Наконец, Россия практически не использует свой вес в международных организациях и статус члена Совбеза ООН для продвижения собственных интересов на континенте.

Вадим Зайцев

23 декабря, 2009 г.