• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как смартфон помогает учиться

Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты. Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Диана Королева, младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

В большинстве школ действует запрет на использование гаджетов на уроке. Учителя полагают, что играть в игры, слушать музыку и общаться в чатах ученики могут во внеурочое время. Между тем, смартфоны и планшеты могут стать помощниками в деле получения знаний. Так, почти три четверти московских подростков 16-18 лет используют мобильные устройства на уроке для доступа к образовательным ресурсам, выяснили в ходе исследования Катерина Поливанова и Диана Королева. Они опросили 3194 человека. Результаты исследования были представлены в статье «Социальные сети как новая практика развития городских подростков».

Чем полезен гаджет

85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Тем не менее, педагогическому сообществу стоит пересмотреть свое отношение к гаджетам, считают ученые. На то есть несколько причин.

Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Дети одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке. Преподаватели запрещают, а дети все равно заходят в карманные компьютеры.

Во-вторых, сйчас уже наработаны форматы эффективного обучения с помощью гаджетов (подробнее см. статью «Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе»).

Среди таких форматов, например:

  • BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси собственное устройство»). Ученикам предлагают использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов.

Плюсы формата: Школьники получают информацию в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты) и охотнее учатся. Они увереннее управляют собственным образованием и за пределами класса.

  • Формат «перевернутого класса» (flipped classroom). Изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома ученик через интернет просматривает теоретическую часть, предложенную преподавателем, часто в формате мультимедиа. На уроке же делаются практические задания.

Плюсы формата: Это высвобождает больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Проболевшие ученики легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. Кроме того, к такому ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.

  • E-learning: электронное обучение. Это уже не отдельные технологии, а создание целостной среды, которая включает учебу с помощью мобильных устройств (mobile learning, или m-learning) и обучение на основе интернет-технологий (web-based training, WBT).

Плюсы формата: Можно учиться дистанционно: консультироваться и получать оценки. Возможно и самообразование, например, через массовые открытые онлайн-курсы — MOOCs (см. Путеводитель по онлайн-ресурсам для самостоятельного образования).

Дети выбирают карманные компьютеры

Подростки чаще выходят в Сеть через личные устройства, причем даже дома. Так ответили 50% опрошенных. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер.


На фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств. Да и доступ к школьной технике есть зачастую только на уроках информатики. А смартфон — всегда под рукой.

В такой ситуации школе грех не воспользоваться полезными опциями карманных компьютеров детей. Тем более, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. Так, 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не ответ на один вопрос — о целях использования смартфонов).

По сути, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них «формат» многозадачности — совмещения разных видов деятельности. Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игры в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь не разделяется на онлайн и офлайн.

Параллельная реальность

Жизнь онлайн (например, пребывание в соцсетях) у подростков не стоит считать некоей «отдельной территорией», выяснили ученые. Напротив, онлайн- и офлайн-общение перетекают друг в друга. Для детей, во всяком случае, резкого «водораздела» здесь нет.

В ходе исследования школьников просили вести дневник онлайн- и офлайн-событий. К первой группе относились эпизоды, когда ребенок пользовался гаджетом или компьютером (бродил по интернету, общался в соцсетях и пр.). Во второй группе перечислялись события, не связанные ни с какими устройствами.

«Онлайн-активность, будь то просмотр сайтов, прослушивание музыки или общение в социальных сетях происходит параллельно с присутствием в школе на уроках, с общением с родителями, одноклассниками и друзьями, гулянием и поездками на транспорте», — установили исследователи. Вот характерный пример. «Обычно, когда я завтракаю, то... беру телефон и, может быть, играю в игру и кушаю одновременно», — рассказала школьница.

Впрочем, есть своего рода «красные зоны», когда подросток сам отказывается от бегства в параллельную реальность, уточняют исследователи. Например, если происходит что-то важное во время общения с друзьями или в школе идет интересный/сложный урок.

Девайсы не снижают успеваемость

В СМИ часто звучит мысль о том, что гаджеты отвлекают детей во время уроков, что влияет на успеваемость. Казалось бы, это логично. Однако в исследовании такой связи (между достижениями учеников и интенсивностью использования девайсов на уроке) не обнаружено.

Ученые проверили, действительно ли мобильные телефоны, а именно развлекательные приложения, — это «прерогатива условных троечников», которые раньше считали ворон на уроке, смотрели в окно, а теперь погружены в свои гаджеты. Но такая корреляция не выявлена, рассказала Диана Королева. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона, — отмечает исследователь. — Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию». То есть все подростки в этом плане «мобильны и автономны», резюмирует Королева.

Несколько особняком стоят только участники олимпиад. Они реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметным олимпиадам и максимально вовлечены в учебу на уроке.

Вето на планшеты тормозит прогресс

На фоне постоянного присутствия гаджетов в жизни детей школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Такой консерватизм влияет на три важнейших аспекта школьной жизни:

  • страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учениками. Дети, со своей стороны, привыкают игнорировать школьные правила. Растет их отчуждение от школы.
  • инновации в образовании пробуксовывают. Учителя, которые применяют новые обучающие технологии на уроке, оказываются «белыми воронами» в преподавательском коллективе. Им трудно работать.
  • образование медленнее меняется к лучшему. 

В то же время, некоторые признаки изменения позиции школы налицо. Преподаватели и ученики чаще задействуют электронную почту для общения, учителя задают домашние задания, которые нужно выполнять онлайн или с использованием интернета, отметили исследователи.

См. также:

Подростки редко откровенничают в соцсетях

Родителей и детей разделяет масс-культура

Коммуникации в интернете стали больше напоминать монологи

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 февраля, 2017 г.