• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путеводитель по онлайн-ресурсам

Эксперты НИУ ВШЭ собрали в одном месте лучшие сервисы для самостоятельного образования

©ISTOCK

Этот список онлайн-сервисов — результат исследования «Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников» НИУ ВШЭ. Он был сформирован на основе индекса образовательных стартапов EdIndex (собранный Edutainme онлайн-каталог с более чем сотней подобных российских инициатив) и учитывает специфику российского рынка электронных ресурсов. Основной принцип разделения — преобладание той или иной функции.

Ресурсы, ориентированные на получение и анализ информации:

 агрегаторы — это ресурсы, содействующие поиску по базам лекций, видеозаписей: зарубежные SkilledUp, EMMA, Degreed, российские Медиатека образовательных ресурсов, Eclass, Edumarket, Мой универ

 контентные сайты, приложения — отдельные ресурсы, дающие материал по определенному предмету/теме (например, учебники в формате PDF и пр.). Интерактивные и социальные функции здесь не предусмотрены. Это Wikipedia, а среди российских ресурсов — Право для школьников, Глазарий языка

 видеолекции, напротив, могут сопровождаться заданиями; зарубежный кейс — MIT OpenCourseware, российские кейсы — Лекторий МФТИ, Arzamas, Postnauka, Get a Class, Знайка.ру

 онлайн-курсы (massive open online courses — MOOC) представляют собой платформы с полноценными онлайн-программами от вузов и компаний, которые предлагают возможности для обучения, оценки, получения сертификата. Изначально они были созданы для взрослых, но сегодня развиваются и курсы для школьников. Это всем известные Coursera, edX, Udacity, Iversity. Среди российских примеров — «Открытое образование», Универсариум, Лекториум, InterUrok, Coursmos, Интуит, Фоксфорд

Ресурсы, ориентированные на коммуникацию и совместную работу:

 социальные платформы для обучения имеют функции соцсетей, позволяющих совместно работать над проектами и общаться на учебные темы. За рубежом это Lore, Busuu, Open Study, DIY, в России — ГлобалЛаб, I2istudy, Naplotu, Learnee

 вопросно-ответные сервисы позволяют найти ответы на конкретные вопросы. Зарубежные кейсы — Quora, Stack Exchange, отечественные — TheQuestion, Школьные знания

 платформы для тьюторинга помогают найти репетитора и пройти урок прямо в сети (браузерный сервис или по Skype). Зарубежный пример — Lingvist, российские — Preply, Skyeng, Teachbase, Tutorion, Дистанционный репетитор

Ресурсы, которые подразумевают максимальную интерактивность и творчество:

 интерактивные учебники и тренажеры представлены ресурсами Knewton, TenMarks; в России действуют Uchi.ru, BitClass, Якласс

 видеоигры и симуляторы, работающие в РФ, — iBrain, InCellЛабукап

Cервисы для обучения разным предметам, подготовки к экзаменам или развития некогнитивных навыков:

 предметные сервисы дают материалы по школьным дисциплинам. Эта номинация представлена в России сервисами 01Math, ClearMath, Мат-решка, Русский язык. Образование по-новому, Твоя история, Право для школьников. Российские примеры ресурсов по иностранным языкам — LinguaLeo, Easy Ten, сервисов по развитию некогнитивных навыков (внимания, логики, лидерских качеств) — BoostBrain, Brainify

 ресурсы для подготовки к экзаменам — онлайн-курсы, сервисы и приложения для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Среди российских кейсов это Examer, Maximum, Quentin, SibegeYouClever

Исследование было проведено Институтом образования НИУ ВШЭ и Edutainme в 2015 году. В картировании российского рынка электронных образовательных сервисов для подростков участвовали Сергей Косарецкий, издатель Edutainme — интернет-журнала и исследовательской лаборатории, изучающей новые технологии в образовании, Владимир Синельниковглавный редактор Наталья Чеботарь и редактор этого ресурса Александра Милякина.

При составлении «карты» онлайн-курсов были опрошены сотрудники восьми известных российских образовательных онлайн-проектов, включая Лекториум, NewTutor «Дистанционный репетитор», Novisse, 01Math, Sibege, Maximum Education.

У репетиторских сервисов немало альтернатив

Около 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет используют интернет для учебы, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 год. Это немного уступает доле школьников, использующих сеть для развлечений (89%).

Поиск ресурсов, связанных со школьной программой, и материалов для саморазвития, стал одним из ведущих типов активности молодежи в интернете. При этом и сама специфика онлайн-ресурсов обусловливает их высокую доступность для школьников в регионах и детей из малообеспеченных семей (прежде всего в бесплатном сегменте). Так, доля региональных пользователей, по данным опрошенных экспертов, может доходить до 60%.

В то же время уровень информированности потребителей о качестве предложений на рынке онлайн-образования и практике их применения оставляет желать лучшего. Площадки для знакомства и обратной связи, по сути, отсутствуют. А «ЕГЭ-ориентированное образование» определяет и отношение родителей к таким ресурсам. «Предпочтение отдается репетиторским сервисам, дети недостаточно информируются о возможностях других сервисов и недостаточно мотивируются к их использованию», — подчеркнули авторы исследования.

Российский рынок онлайн-образования для школьников представляет солидный спектр предложений и динамично развивается, но пока несравним с мировым по масштабу и качеству. Его отличают ориентация на внутренний рынок и преобладание коммерческих предложений над некоммерческими, считают эксперты.

Ведущие форматы — платные онлайн-курсы и платформы для тьюторства. Наиболее популярны проекты для подготовки к экзаменам, изучения английского языка, математики и программирования. И, напротив, слабо представлены сервисы для обучения гуманитарным дисциплинам, формирования некогнитивных навыков, форматы, реализующие принципы персонализации (адаптивности) и геймификации.

В идеале нужно создать «эталонную открытую электронную школу со свободным контентом как для школьников, так и для учителей», заключили эксперты.
IQ

Автор исследования:
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 мая, 2016 г.