• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Научно-образовательный портал IQНовостиПутеводитель по онлайн-ресурсам для самостоятельного образования

Путеводитель по онлайн-ресурсам для самостоятельного образования

Репетиторские сервисы, сайты с видеолекциями и уроками, интерактивным обучением и общением в формате «вопрос - ответ» — эксперты Института образования НИУ ВШЭ собрали в одном месте лучшие онлайн-ресурсы, которые помогут подтянуть знания
автор исследования:

Этот список онлайн-сервисов — результат исследования «Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников» НИУ ВШЭ. Он был сформирован на основе индекса образовательных стартапов EdIndex (собранный Edutainme онлайн-каталог с более чем сотней подобных российских инициатив) и учитывает специфику российского рынка электронных ресурсов. Основной принцип разделения — преобладание той или иной функции.

Ресурсы, ориентированные на получение и анализ информации:

Ресурсы, ориентированные на коммуникацию и совместную работу:

Ресурсы, которые подразумевают максимальную интерактивность и творчество:

Cервисы для обучения разным предметам, подготовки к экзаменам или развития некогнитивных навыков:

Исследование было проведено Институтом образования НИУ ВШЭ и Edutainme в 2015 году. В картировании российского рынка электронных образовательных сервисов для подростков участвовали Сергей Косарецкий, издатель Edutainme — интернет-журнала и исследовательской лаборатории, изучающей новые технологии в образовании, Владимир Синельниковглавный редактор Наталья Чеботарь и редактор этого ресурса Александра Милякина.

При составлении «карты» онлайн-курсов были опрошены сотрудники восьми известных российских образовательных онлайн-проектов, включая Лекториум, NewTutor «Дистанционный репетитор», Novisse, 01Math, Sibege, Maximum Education.

У репетиторских сервисов немало альтернатив

Около 85% подростков в возрасте от 12 до 17 лет используют интернет для учебы, свидетельствуют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 год. Это немного уступает доле школьников, использующих сеть для развлечений (89%).

Поиск ресурсов, связанных со школьной программой, и материалов для саморазвития, стал одним из ведущих типов активности молодежи в интернете. При этом и сама специфика онлайн-ресурсов обусловливает их высокую доступность для школьников в регионах и детей из малообеспеченных семей (прежде всего в бесплатном сегменте). Так, доля региональных пользователей, по данным опрошенных экспертов, может доходить до 60%.

В то же время уровень информированности потребителей о качестве предложений на рынке онлайн-образования и практике их применения оставляет желать лучшего. Площадки для знакомства и обратной связи, по сути, отсутствуют. А «ЕГЭ-ориентированное образование» определяет и отношение родителей к таким ресурсам. «Предпочтение отдается репетиторским сервисам, дети недостаточно информируются о возможностях других сервисов и недостаточно мотивируются к их использованию», — подчеркнули авторы исследования.

Российский рынок онлайн-образования для школьников представляет солидный спектр предложений и динамично развивается, но пока несравним с мировым по масштабу и качеству. Его отличают ориентация на внутренний рынок и преобладание коммерческих предложений над некоммерческими, считают эксперты.

Ведущие форматы — платные онлайн-курсы и платформы для тьюторства. Наиболее популярны проекты для подготовки к экзаменам, изучения английского языка, математики и программирования. И, напротив, слабо представлены сервисы для обучения гуманитарным дисциплинам, формирования некогнитивных навыков, форматы, реализующие принципы персонализации (адаптивности) и геймификации.

В идеале нужно создать «эталонную открытую электронную школу со свободным контентом как для школьников, так и для учителей», заключили эксперты.

См. также:

Измерение интереса в онлайн-обучении поможет совершенствовать контент

Успехи слушателей онлайн-курсов зависят от мотивации

Онлайн-обучение заставляет студентов думать

Интернет-пользователи воспринимают высшее образование как товар

Материалы по теме

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет

Русская революция как неизбежность

Как трактуют Октябрь 1917 года европейские учебники истории

Букварь революции

Как Советская власть обучала и воспитывала народ

Мегаполис в кармане

Что влияет на выбор смартфонов в Москве

Бесконечное шоу

Что такое трансмедиа-сторителлинг и в чем его российская специфика