• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как россияне рассказывают о своих городах туристам

Истории местных жителей о родных местах могут быть основой для формирования туристических брендов.

 АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Надежда Радина, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.

Местные жители по-разному рассказывают о своих городах москвичам, иностранцам и приезжим из других регионов. Такой «индивидуальный подход» срабатывает спонтанно и может быть полезным при создании городских туристических брендов. В этом убедилась Надежда Радина в ходе эксперимента, в котором приняли более участие более 800 жителей российской провинции.

Природа и лирика для «своих»

У российских городов есть шансы стать более привлекательными в глазах как отечественных, так и зарубежных туристов, если при создании городских брендов учитывать знания и опыт местных жителей. Казалось бы, родная местность может выглядеть в собственных глазах не настолько привлекательной из-за привычки, «затертости» восприятия и т.д. Однако на самом деле это не так.

Надежда Радина решила выяснить, каков имидж провинциальных городов среди местных жителей, и как они могут позиционировать родные места потенциальным приезжим путешественникам. Для этого был проведен эксперимент, в котором приняли участие более 800 человек — жителей Нижнего Новгорода и ближайших к нему городов. Респондентов просили представить, что они едут в поезде и в качестве случайного попутчика сначала выступает такой же провинциал из другого города, затем москвич, а затем иностранец. Участникам предлагалось каждому из воображаемых попутчиков рассказать о родном городе, почему его стоит посетить и т.д. В результате собрались совершенно разные рассказы — для каждой из групп представляемых собеседников.

Истории для приезжих из провинциальных городов оказались наиболее личными, волнующими. Они, по мнению автора исследования, проливают свет на то,как местное население воспринимает свои родные места. Чаще всего в них звучит тема природы.

«Я влюблена в место, где гуляю с собакой. Это близко к Поющей аллее в Автозаводском округе. Там есть кафе, окруженное тополями. Чувствуешь себя так, словно находишься где-то в деревне, обстановка располагает к тому, чтобы помечтать. Рядом булочная, откуда всегда доносится запах свежего хлеба, это создает домашнюю атмосферу…».

Героизм — для москвичей и иностранцев

В рассказах для москвичей приоритет имеет «героическая» тематика — выдающиеся исторические личности, известные люди, роль города в истории, экономике страны, а также достопримечательности и развлечения.

Истории, рассказанные воображаемым москвичам-попутчикам более сложные по структуре, чем для жителей регионов. «Подобно туристическим гидам, они презентуют город с разных ракурсов, обращая внимание и на историю, и на природу, и на культуру региона. Имея опыт поездок в Москву в качестве туристов, респонденты часто «зеркалят» его, стремясь к тому, чтобы и москвичам было интересно посетить Нижний Новгород», — рассказала Надежда Радина.

В рассказах для москвичей в ходе исследования высветился такой фактор, как «москвафобия». Он встречается не часто, тем не менее отражает типичные страхи жителей регионов перед столицей — местом, где «все куда то бегут», «сбивают друг друга с ног» и т.п. «Наш город намного спокойнее и комфортнее. И люди здесь более отзывчивые», — говорит один из респондентов.

Интересно, что рассказы для москвичей и жителей других регионов отличаются друг от друга больше, чем рассказы для иностранцев и россиян из провинции — в них ярко выражен акцент на природу, экологию и «персонификацию», когда город — неотъемлемая часть личной истории. То есть с иностранцами провинциалы делятся своими историями охотнее, чем с москвичами.

«Я служил в армии на Востоке. Помню, как вернулся домой и расплакался. Я так скучал. На Востоке мы ели фрукты и видели море. Но я мечтал о том, чтобы вернуться домой и знал, что лучше места нет. Какой бы хорошей не была заграница, родина все равно зовет. Это очень сильное чувство».

Однако в рассказах для иностранцев, так же как и в рассказах для жителей столицы, присутствует «героическая» тематика — истории об известных людях города, исторических персонажах и т.п. Эти истории, как и москвичам, преподносятся «профессионально».

«Моя родина — Арзамас — маленький провинциальный город. Это город писателя Аркадия Гайдара: здесь он провел свое детство, отсюда ушел на фронт. Многие выдающиеся люди бывали в нашем городе: писатели Короленко, Л.Н. Толстой, Маяковский. Здесь останавливался также Пушкин…».

В поисках идентичности

В то время как государство поддерживает программы развития внутреннего и международного туризма, российские регионы все еще находятся в поисках своей идентичности, отмечает Надежда Радина. Поэтому проблема брендирования городов стоит достаточно остро.

Исследователь проанализировала «неофициальную версию» имиджа провинциального города.В итоге получилось, что этот имидж основан на нескольких элементах:

  • город как часть родины (географическое расположение, экология, связь местных жителей с природой через отдых, охоту, рыбалку);
  • город как концентрация людей (выдающиеся люди составляют гордость города);
  • город в контексте истории и культуры;
  • город как экономический и индустриальный центр.

То, что у местных жителей «припасены» совершенно разные версии имиджа родных городов, свидетельствует о возможности создания комплексных городских брендов, ориентированных на туристов разных категорий. В то же время, как отмечает исследователь, можно ломать стереотипы и «подавать» город в совершенно неожиданном ракурсе. Например, показывать местность иностранцам по сценариям для «своих», внутренних туристов, акцентируя на природных ресурсах и гостеприимстве местных жителей.

Что такое «провинция»

Согласно данным соцопросов, россияне вкладывают несколько разных смыслов в понятия «провинция» и «провинциальный», а именно:

  • территориальная оппозиция столице, все, что находится за пределами Москвы;
  • неурбанизированная территория (пригороды, деревни и т.д.);
  • бедные в культурном плане территории, города с низким уровнем жизни;
  • в контексте указательных (Урюпинск, «где я живу») или романтических («где жизнь спокойнее») определений;
  • малые города;

В научной литературе провинциальные города описываются по четырем критериям: зависимые от узкого круга промышленных предприятий (экономический аспект); несамостоятельные в политических инициативах (политический аспект); жертвующие бюджетом культуры (культура зависима от экономических проблем — культурный аспект) и ориентированные на демодернизацию образа жизни (цивилизационный аспект).

См. также:

Как туризм поднял «железный занавес»

Санкт-Петербург нуждается в гастрономическом бренде

Отельные рестораны способствуют развитию гастрономического бренда

Почему россияне остаются фанатами зарубежного отдыха

Материалы по теме

Ельня vs Надым

Где в России выгоднее жить и работать

Как туризм поднял «железный занавес»

Особенности поездок за рубеж из СССР — в новой книге Игоря Орлова и Алексея Попова «Сквозь «железный занавес» Руссо Туристо: советский выездной туризм в 1955 – 1991 годах».

Почему россияне остаются фанатами зарубежного отдыха

Отзывы туристов об отечественных гостиницах значительно улучшились, но отдых за рубежом не теряет своей привлекательности.

На каких услугах экономят россияне

В России сократился спрос на ломбарды и выросли цены на туризм: население учится жить по средствам и тратит деньги на летний отдых.

Социальные медиа меняют туриндустрию

Россияне активно используют интернет-ресурсы при бронировании поездок. Организуя деловые туры, они пользуются виртуальными возможностями даже чаще американцев. При выборе отелей наши сограждане ориентируются в первую очередь на отзывы в интернете, а американские туристы выбирают гостиницу на основе цены и представленных фотографий, выяснили доценты факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Казаков и Марина Предводителева в ходе исследования «Сравнительные исследования онлайн потребительских практик в России и США в индустрии гостеприимства и в туризме».