• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как туризм поднял «железный занавес»

Особенности поездок за рубеж из СССР — в новой книге Игоря Орлова и Алексея Попова «Сквозь «железный занавес» Руссо Туристо: советский выездной туризм в 1955 – 1991 годах».

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Игорь Орлов, профессор, замруководителя департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Алексей Попов, доцент кафедры истории России Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

О поездках советских граждан за рубеж существует много историй, легенд, анекдотов. Эта тема обыграна в песнях и кинематографе. Но книга «Сквозь «железный занавес»…» уникальна тем, что впервые сделан столь подробный анализ истории развития советского выездного туризма. Авторы раскрывают малоизвестные подробности, которые ждали своего часа в архивах.

Некоторые истории действительно могут вызывать улыбку и похожи на анекдоты из реальной жизни. Но чем дальше читаешь книгу, тем больше понимаешь, насколько драматической и травмирующей была степень несвободы советского человека, оказавшегося заграницей.

Всего с середины 1950-х годов до распада СССР за рубежом побывало более 40 млн человек. Власти воспринимали выездной туризм как часть системы продвижения Советского союза на международной арене. Каждый турист должен был быть своего рода промоутером Родины в капиталистическом мире и странах соцлагеря.

Однако эффект получился обратный. Открытие «загнивающего Запада» на фоне товарного дефицита в СССР стало одной из причин разрушения фундамента ценностей советского человека. В ходе работы над книгой Игорь Орлов и Алексей Попов использовали материалы региональных и центральных архивов, публикаций в СМИ, а также результаты опросов очевидцев — бывших туристов, руководителей туристических групп, работников профсоюзов.

Как начинался советский туризм


Принято считать, что граждане СССР были «невыездными». Но это не совсем так. Власти начали развивать выездной туризм еще при Сталине. В 1930 году 257 человек, из которых 244 были рабочими-ударниками, отправились в круиз вокруг Европы на теплоходе «Абхазия». Это было разовое мероприятие, которое превратили в красивую пиар-акцию. Людям пытались показать «ужасы» капитализма. Западные страны как раз переживали последствия Великой депрессии. Молодецкий вид счастливых туристов-передовиков из Страны Советов явно диссонировал с унылым настроением безработных судостроителей на побережьях Европы, отмечают авторы.

Кто ездил за границу

С середины 50-х годов на фоне хрущевской оттепели турпоездки за рубеж стали входить в систему. Теперь не только работники дипкорпусов и другие выездные служащие, но и каждый советский человек теоретически получил возможность собственными глазами увидеть заграницу. Для этого надо было подать заявку в профсоюз. Именно профсоюзы занимались распределением путевок. Непосредственно организацией туров ведало монопольное турбюро «Интурист». Для сопровождения молодежного туризма было создано отдельное бюро «Спутник».


Кадр из фильма Л. Гайдая "Бриллиантовая рука" (СССР, киностудия "Мосфильм", 1968)
На практике претенденты на зарубежный вояж должны были пройти строгий отбор, в том числе на предмет «идеологической чистоты». Однако активно работала и неформальная система — блат, когда путевки распределялись среди «своих». Тем не менее, социальный состав туристов во времена СССР был достаточно разнообразным. За рубеж выезжали, как рабочие с крестьянами, так и представители интеллигенции — ученые, учителя, врачи, инженеры и т.д. Нередко состав групп был смешанным.

В первое десятилетие организованного выездного туризма в СССР (1956-1966 годы) за рубеж выехало более 7 млн человек. В начале 1980-х за границу по разным каналам, включая рабочие поездки, ежегодно выезжало до 3 млн граждан. Всего с середины 50-х годов зарубежные страны посетили 44 млн советских людей. Правда статистика не дает информации о «чистых» туристах без учета тех, кто отправлялся за рубеж с рабочими целями.

Для сравнения, по данным Росстата, в 2015 году только с целью туризма было совершено 12,1 млн поездок. Это на 31,3% меньше, чем в 2014 году.

Что показывали туристам за рубежом  

Система выездного туризма в СССР была заточена на то, чтобы представить жизнь на Западе как можно в более темных тонах. Это делалось, например, за счет экскурсий в бедные кварталы и т.п. Но, вернувшись домой, туристы писали в отчетах, что им запомнились, в первую очередь, чистота улиц, изобилие товаров в магазинах и ассортимент блюд в ресторанах.

Почувствовать, что в Стране Советов живется лучше, чем где-либо, путешественники могли только в развивающихся странах — Египте, Индии, ЮАР и т.д. «Люди, освободившиеся от колониального гнета, живут в нищете, ютятся под заборами роскошных вилл и домов. А я, простая труженица, бесплатно отдыхаю за рубежом и живу в предоставленной государством трехкомнатной квартире», — написала в отчете о поездке в Египет в середине 1970-х работница одного из заводов

Программа путешествий обязательно включала посещение фабрик, заводов и сельскохозяйственных предприятий. Возложение цветов к памятникам героев социалистических революций также было частью обязательной программы. Людей возили «по местам боевой славы» и на территории бывших концентрационных лагерей. «Как минимум каждый пятый посетитель «Бухенвальда» и «Зееловских высот» был гражданином СССР, а их число среди побывавших в «Берлине-Карлсхорсте» в отдельные годы доходило до половины от общего количества посетителей», — отмечают авторы.


Известные туристические места, таким образом, хотя и посещались, но не были приоритетными для организаторов путешествий. Первостепенную важность, пока стройно работала советская пропагандистская система, имели объекты с идеологической нагрузкой. 

География поездок

В Советском Союзе второй половины 1950-х–1991 годов в той или иной степени были представлены разные виды туризма — экскурсионно-познавательный, молодежный и студенческий, туры на отдых и лечение, круизы, научный туризм, деловые и экзотические поездки. Различными видами туров были охвачены страны соцлагеря, Западной Европы, США, а также развивающиеся страны — Вьетнам, Куба, Индия, Египет, Марокко, Алжир.

Подготовка к турпоездке

Поездки за границу, как, собственно и прием иностранных туристов, были своего рода доказательствами отсутствия «железного занавеса». А путешественники в посещаемых странах должны были возлагать цветы к памятникам вождей, продвигать коммунистическую идеологию и создавать позитивный образ советского человека. 

Для собиравшихся за рубеж проводились беседы-инструктажи о том, что можно, что нельзя, а что надо делать во время загранпоездки. Правила были прописаны в специальном документе — «Основных правилах поведения советских граждан, выезжающих за границу». По сути это был нормативный акт с грифом «только для служебного пользования», который был опубликован в постсоветское время. Однако, как отмечают авторы, в гротескно-ироничной форме этот текст был знаком каждому жителю СССР, благодаря популярной песне Владимира Высоцкого «Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме». (1974 год). 

Запрет на дружбу и подарки

Выездной туризм был исключительно групповым. За границей группа превращалась в своего рода семью, где каждый был в поле зрения других. Руководитель назначался из числа работников «Интуриста». Также нередко в путешествующие коллективы под видом туристов внедряли сотрудников КГБ.

В таких поездках строго запрещалось заводить внебрачные связи с иностранцами и вообще какие-либо близкие, дружеские, приятельские отношения. В тексте Правил также содержался пункт о том, что «необходимо уклоняться от принятия подарков, под каким бы предлогом они не преподносились».

Туристу постоянно внушалось, что за ним может «охотиться» западная разведка, чтобы использовать его слабости в своих целях. Под слабостями понимались склонность к спиртным напиткам, флирт и азартные игры. Само собой разумеется, что человек не должен был посещать стриптиз-клубов и тому подобных заведений.

Хотя формально изучение иностранных языков в СССР и поощрялось, на практике советские туристы не всегда могли говорить даже на английском. А владеющие языками путешественники доставляли головную боль руководителям групп, потому что их невозможно было полностью изолировать от возможного «пагубного» влияния иностранцев.

Свидание под контролем (из отчетов руководителей групп)

«Преподаватель английского языка П. при посещении Англии в июле 1961 года «в силу общительности своего характера с большой легкостью вступала в различные знакомства по ходу поездки», в результате чего несколько англичан пригласили ее в ресторан и покататься на автомобиле по вечернему городу. Встреча состоялась, но, по настоянию руководителя группы, в отеле, где жили туристы, и в присутствии «трех советских людей, включая сопровождающего».

Память о путешествии

В большинстве случаев советский турист выезжал заграницу один раз в жизни. Вернувшись домой, люди обычно писали в профсоюзы отзывы и отчеты о поездке. Иногда такие рассказы попадали в прессу в виде путевых заметок. Однако цензура допускала к публикации лишь то, что было выгодно с точки зрения идеологии — впечатления от встреч с зарубежными рабочими, посещения заводов, ленинских мест и т.д и т.п.

Но в кухонных разговорах речь шла совсем о другом. Ни природные красоты, ни шедевры архитектуры и искусства, а атмосфера потребительского рая на фоне товарного дефицита в СССР в первую очередь вызывала культурный шок у людей и обсуждалась ими дома. В разговорах после поездки за вопросом: «Что видел?» обязательно следовал вопрос: «Что привез?».

Сколько стоили зарубежные туры

Профсоюзы, как правило, компенсировали часть стоимости турпоездок. Но гражданам приходилось оплачивать большую часть расходов по фиксированным ценам без права выбора класса обслуживания.  Исключение составляли круизные путешествия. Например, круиз по Средиземному морю в 1960-1970 годы мог стоить от 470 до 785 рублей. Средние зарплаты в эти годы составляли примерно от 80 рублей (начало 60-х) до 150 рублей (конец 70-х). В целом стоимость зарубежной поездки, если речь шла о безвалютной основе (обмене туристами) была соотносима с размером одной месячной зарплаты: Албания (12 дней) — 95 рублей, Болгария (16 дней) — 105 рублей, Италия (11 дней) — 145 рублей.

Однако, чтобы что-то привезти, туристам приходилось нарушать правила. Авторы подробно описывают теневые практики советских путешественников. Валюта выдавалась в ограниченном количестве — на неотложные и повседневные нужды. Поэтому люди продавали незаконно провезенные через границу товары, которые котировались на местных черных рынках: фотоаппараты, черную икру, золотые изделия, электробритвы. При этом даже если товары с логотипом «made in USSR» были вывезены законно, продажа считалась спекуляцией. Так, к примеру, человек имел право взять с собой в поездку два фотоаппарата. Однако, продав законно вывезенный фотоаппарат, путешественник вынужден был изобретать легенды о его потере. Были и другие способы успешно нарушить законы и правила, чтобы получить возможность привезти модные и престижные иностранные товары. Так, например, женщины надевали в поездку приготовленные к продаже украшения из настоящего золота, а возвращались в подделках, чтобы пройти через таможню.

Привезенные себе, родственникам, друзьям и коллегам вещи и сувениры надолго оставались в памяти путешественников. Когда авторы книги проводили опросы среди бывших туристов, все опрошенные без исключения скрупулезно описывали каждую привезенную вещь, хотя со времени совершения некоторых поездок прошло 30-40 лет.

Что привозили из-за границы (из отчетов советских туристов)

«Платье и брюки — детям: туфли — себе; шубу — жене»; «Внучке — сапожки и туфельки; маме — теплый плед; племянникам — кроссовки и кофточки; друзьям — парфюмерию»; «Дочери — обувь и шапочку; себе — туфли и ткани; маме — две хрустальные вазы; для всех — сладости».

На закате СССР проблема товарного дефицита стояла особенно остро. Пропагандистская машина уже не работала. В то же время, на контрасте пустых прилавков в советских магазинах и изобилия товаров в зарубежных, достигал своего апогея кризис социалистических ценностей.  

См. также:

Туризм поддержал сектор услуг

Санкт-Петербург нуждается в гастрономическом бренде

Низкое качество институтов повышает визовые барьеры

Хостелы создают новую культуру гостеприимства

Россияне в Турции – посткризисная динамика

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 ноября, 2016 г.