• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как взрослеют девочки

В обществе, где красота считается главным женским капиталом, дети растут с мыслью о необходимости выглядеть неотразимо.

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елена Онегина, стажер-исследователь Центра молодежных исследований Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
 

Какую помаду выбрать и как нарисовать стрелки, что надеть на вечеринку и в школу, как накрутить локоны — все эти лайфхаки девочкам настойчиво «преподают» не только глянцевые журналы, но и мамы, и другие старшие родственницы. От поколения к поколению ситуация неизменна: очарование по-прежнему считается императивом для девушек. В обществе педалируется мысль о том, что красота — самый сильный женский козырь, что в браке, что в карьере.

Девочки, как правило, прилежно следуют этим внушениям. Протесты против патриархального восприятия женственности довольно редки, рассказала Елена Онегина в докладе «На пути к взрослости: освоение тела девочками-подростками и девушками». Работа основана на интервью* с 15-20-летними девушками в Санкт-Петербурге.

Знаки преображения

Создание устойчивого образа, обретение женственности и привлекательности считаются сигналом взросления девушек. Но процесс непростой — надо уметь «справиться с телесными изменениями», отмечает Елена Онегина. Результат считается успешным, если угловатая девочка-подросток превращается в красивую девушку.

Как это происходит, и проследила исследователь. Она выделила четыре «маркера» взрослости — те умения, которые говорят о становлении женственности. Они связаны с макияжем, одеждой, уходом за собой и общим внешним видом.  

Макияж: от броского к умелому


«В седьмом классе я начала краситься: захотела выглядеть повзрослее», — рассказывает респондент. Во многих интервью мейкап расценивался как признак женственности и очарования.

Чем взрослее девушка, тем меньше экспериментов с макияжем. Все начинается с яркого, броского имиджа. Затем она учится «правильному» мейкапу: подчеркнуть красоту и нивелировать недостатки. Советы по «прорисовке» лица дает ближний круг: подруги и старшие родственницы — мамы, тети и бабушки. Их вкус и опыт в выборе косметики так или иначе ценится. 

Гардероб: от «прикида» к элегантности

«Раньше я не умела одеваться, — рассказывает респондент. — Сейчас я считаю, что умею, по крайней мере, у меня появился вкус». Взрослея, девушки стараются самостоятельно выбирать одежду, в которой пойдут в школу, к друзьям, на вечеринку.

Раньше этот выбор за них делал «кто-то» (мама, консультант в магазине и пр.), теперь решение принимают они сами. У них сформировались собственные предпочтения. «До этого я ходила с мамой по магазинам, и она меня уговаривала купить те или иные вещи. Потом я об этом жалела», - вспоминает девушка. По ее словам, у нее «уже тогда был свой стиль, но он просто спал». Тем не менее, «в подсознании что-то появлялось, что мне это не нравится, — правда, уже поздно».

На выбор одежды нередко влияют и сверстники. Здесь приходится искать баланс между всеобщим и уникальным. «С одной стороны, нужно вписываться в окружающую среду, группу друзей, где у многих информантов была школьная форма, — отмечает Елена Онегина. — С другой стороны, есть необходимость проявлять индивидуальность, собственное «я»».

Гардероб становится более женственным. Один из главных критериев — привлекательность для мужчин. «Все девушки, у которых мы брали интервью, были заинтересованы в этом внимании, — поясняет исследователь. — Но в этом желании быть привлекательной не просматривается идея создать эротический образ». Чересчур откровенные наряды, например, очень открытые платья, вызывали у информантов смущение. У них «нет еще навыка и желания переходить эту грань», комментирует Елена Онегина. 

Болезненные процедуры, или Красота требует жертв


Суть этого пункта прекрасно отражена в диалоге из сказки «Русалочка» Андерсена. «Да это больно!» — говорит о своем преображении морская красавица, которая мечтает выглядеть, как остальные девушки. «Ради красоты приходится и потерпеть немножко!» — отвечает ведьма. 

Выщипывание бровей, эпиляция стали стандартными бьюти-процедурами. Взрослея, девушки учатся терпеть дискомфорт, связанный с этими манипуляциями. «Навык не замечать телесную боль является очень важным в процессе взросления, — комментирует Онегина. — Информанты двадцати лет уже не всегда говорили об этом. Этот опыт становился для них повседневным и уже не проблематизировался».

Эксперименты с внешностью: от эпатажа к комильфо

При всем родительском контроле, респондентки все же решались на эксперименты. Впрочем, на радикальные преображения внешности отваживались немногие. Исследователь отмечает лишь «редкие вспышки» таких проявлений индивидуальности. «Это мог быть разный цвет волос, поиск своего стиля в одежде», — поясняет Елена Онегина.

Признаками протеста против «гламурной» женственности также были: отказ от макияжа, пирсинг, татуировки и короткие стрижки.

Однако само экспериментирование в целом оценивалось как промежуточный этап взросления. По мере формирования респонденты отказывались от эпатажа. «Когда девушка считается взрослой, то она уже устоялась, перестала экспериментировать, знает свои выгодные стороны», — говорит Онегина.

При этом зачастую создается образ, сформированный «под давлением стандартов красоты, жестких рамок регулирования женской телесности».

Тем самым, многолетние шаблоны женственности воспроизводятся. «Образцовая» красота остается главным женским оружием в консервативном обществе.

*Проведены 20 лейтмотивных полуструктурированных интервью о том, что такое взрослость, как нужно вести себя девушке и пр. 

См. также:

Как из девочек делают «Леди Совершенство»

Пять научных фактов о женщинах

Почему инженерия остается мужским занятием

Почему женщины редко становятся начальниками

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 9 июня, 2017 г.