• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран

Мигранты-мусульмане, приезжающие в Европу, не настолько патриархатны в своих установках, как принято считать. В ряде стран ЕС их представления  относительно роли женщины в обществе близки представлениям местных жителей. Это подтвердилось в ходе исследования, проведенного Вероникой Костенко.

Автор исследования:

Вероника Костенко, научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ
 

Принимающая страна влияет на установки

Мигранты в Европе в своих установках ближе к местным жителям, чем к населению той страны, из которой они приехали. Однако выходцы из мусульманских стран ассимилируются медленнее остальных. Их представления более прогрессивные, чем в отправляющих сообществах, но в целом несколько более патриархатные, чем в принимающих.

В ходе исследования использовались данные World Values Survey (WVS) и European Values Study (EVS). Автор проанализировала отношение мигрантов-мусульман в Западной Европе к гендерному равноправию на рынке труда. Оно измерялось с помощью согласия/несогласия респондентов с утверждением: «Когда работы мало, у мужчин должен быть приоритет при трудоустройстве». Параллельно установки мигрантов сравнивались с представлениями европейцев и ценностями, характерными для населения 12 мусульманских стран «исхода» — Алжира, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Ливана, Марокко, Пакистана, Туниса и Турции.

Результаты показали, что женщины-мигранты чаще выступают за гендерное равноправие. При этом пол на суждение о преимуществе мужчин на рынке труда влияет сильнее, чем мусульманское вероисповедание. Значимую роль играет возраст – пожилые чаще имеют патриархатные взгляды. То же относится к людям, не имеющим высшего образования. Одинокие и разведенные мигранты прогрессивнее в своих взглядах, чем семейные.

Исследование также показало, что выходцы из тех стран, где выше грамотность, уровень жизни и ее продолжительность, более склонны к поддержке гендерного равноправия.

В целом результаты продемонстрировали, что мусульманское вероисповедание не является главным фактором, способствующим дискриминации женщин на рынке труда. Пол, возраст, образование, экономические условия и т.д. вносят весомый вклад в формирование гендерных установок.  Но религиозность все-таки важна – чем религиознее человек, чем чаще он посещает службы, тем он менее склонен поддерживать гендерное равенство, комментирует Вероника Костенко.

Женщины-мигранты интенсивно вовлечены в европейский рынок труда и составляют больше половины миграционного потока в Европу. Антимигрантские и антиисламские настроения касаются их меньше, чем мужчин. По мнению некоторых ученых, это связано с занятостью женщин-мигрантов в таких сегментах европейских рынков труда, как уход за детьми и пожилыми людьми.

Из статьи Вероники Костенко

Ситуация по странам

Результаты исследования подтвердили, что мигранты-мусульмане в целом демонстрируют установки достаточно близкие к тем, что приняты в обществе, где они живут. Правда есть страны с выраженными различиями между приезжими и местными жителями. Это, например, Швеция и Нидерланды. Здесь, как отмечает Вероника Костенко, уровень поддержки гендерного равноправия один из самых высоких в мире. Поэтому мигранты оказываются более патриархатными на фоне принимающего сообщества. Но если сравнить приезжающих работников в ту же Швецию и Нидерланды с местными жителями консервативных европейских стран, например, Португалии, то окажется, что мигранты в Швеции и Нидерландах более склонны к гендерному равноправию, чем португальцы.

Это, как говорится в исследовании, может быть связано с тем, что выходцы с Востока выбирают подходящие для себя страны, исходя из своих ценностей и установок. В целом мигранты в Европе, как отмечает автор, гетерогенны по своим ценностным профилям, и объединять их в единую группу не имеет смысла.

Проведенное исследование демонстрирует, что приезжающие в Европу работники из мусульманских стран достаточно динамично ассимилируются в принимающие сообщества. «Между тем, ситуация гендерного неравенства часто используется для оправдания антииммигрантских настроений», - комментирует Вероника Костенко. Принятые в Европе представления о положении женщин в исламских странах переносятся на мигрантов из этого региона.

Вместе с тем, конечно, в демократичных обществах поддержка гендерного равноправия выше. И исламское большинство в стране приводит к более патрирхатным гендерным установкам. Однако, по мнению автора, нет причин считать, что ислам не меняется.

Стоит отметить, что в WVS и EVS в национальные выборки не включаются беженцы, люди, не владеющие языком опроса, а также нелегальные мигранты, которые стремятся избегать столкновения с официальными лицами. Также ответы мигрантов, как отмечает исследователь, могут быть подвержены влиянию социального окружения.  Но это слишком тонкий вопрос, поясняет автор. Если люди понимают, как правильно отвечать, это уже говорит о процессе их ценностной адаптации.


См. также:

Арабская молодежь предпочитает патриархат

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Что думают о мигрантах в Европе

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Мигранты из стран СНГ все чаще возвращаются на родину

Денежные переводы мигрантов поднимают уровень жизни на родине

Материалы по теме

Доступные и вовлеченные

Как трансформируется институт отцовства в России

Назад к патриархату

Почему старшие поколения в арабских странах поддерживают гендерное равноправие

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Мнение о том, что среди мусульманских мигрантов в Европе широко распространена гендерная дискриминация, сильно преувеличено. Религия и среда, в которой вырос человек, не столь значимы, как такие факторы, как возраст, образование и страна проживания. Исследование Вероники Костенко