• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран
8 августа

Мигранты-мусульмане, приезжающие в Европу, не настолько патриархатны в своих установках, как принято считать. В ряде стран ЕС их представления  относительно роли женщины в обществе близки представлениям местных жителей. Это подтвердилось в ходе исследования, проведенного Вероникой Костенко.

Автор исследования:

Вероника Костенко, научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ
 

Принимающая страна влияет на установки

Мигранты в Европе в своих установках ближе к местным жителям, чем к населению той страны, из которой они приехали. Однако выходцы из мусульманских стран ассимилируются медленнее остальных. Их представления более прогрессивные, чем в отправляющих сообществах, но в целом несколько более патриархатные, чем в принимающих.

В ходе исследования использовались данные World Values Survey (WVS) и European Values Study (EVS). Автор проанализировала отношение мигрантов-мусульман в Западной Европе к гендерному равноправию на рынке труда. Оно измерялось с помощью согласия/несогласия респондентов с утверждением: «Когда работы мало, у мужчин должен быть приоритет при трудоустройстве». Параллельно установки мигрантов сравнивались с представлениями европейцев и ценностями, характерными для населения 12 мусульманских стран «исхода» — Алжира, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Ливана, Марокко, Пакистана, Туниса и Турции.

Результаты показали, что женщины-мигранты чаще выступают за гендерное равноправие. При этом пол на суждение о преимуществе мужчин на рынке труда влияет сильнее, чем мусульманское вероисповедание. Значимую роль играет возраст – пожилые чаще имеют патриархатные взгляды. То же относится к людям, не имеющим высшего образования. Одинокие и разведенные мигранты прогрессивнее в своих взглядах, чем семейные.

Исследование также показало, что выходцы из тех стран, где выше грамотность, уровень жизни и ее продолжительность, более склонны к поддержке гендерного равноправия.

В целом результаты продемонстрировали, что мусульманское вероисповедание не является главным фактором, способствующим дискриминации женщин на рынке труда. Пол, возраст, образование, экономические условия и т.д. вносят весомый вклад в формирование гендерных установок.  Но религиозность все-таки важна – чем религиознее человек, чем чаще он посещает службы, тем он менее склонен поддерживать гендерное равенство, комментирует Вероника Костенко.

Женщины-мигранты интенсивно вовлечены в европейский рынок труда и составляют больше половины миграционного потока в Европу. Антимигрантские и антиисламские настроения касаются их меньше, чем мужчин. По мнению некоторых ученых, это связано с занятостью женщин-мигрантов в таких сегментах европейских рынков труда, как уход за детьми и пожилыми людьми.

Из статьи Вероники Костенко

Ситуация по странам

Результаты исследования подтвердили, что мигранты-мусульмане в целом демонстрируют установки достаточно близкие к тем, что приняты в обществе, где они живут. Правда есть страны с выраженными различиями между приезжими и местными жителями. Это, например, Швеция и Нидерланды. Здесь, как отмечает Вероника Костенко, уровень поддержки гендерного равноправия один из самых высоких в мире. Поэтому мигранты оказываются более патриархатными на фоне принимающего сообщества. Но если сравнить приезжающих работников в ту же Швецию и Нидерланды с местными жителями консервативных европейских стран, например, Португалии, то окажется, что мигранты в Швеции и Нидерландах более склонны к гендерному равноправию, чем португальцы.

Это, как говорится в исследовании, может быть связано с тем, что выходцы с Востока выбирают подходящие для себя страны, исходя из своих ценностей и установок. В целом мигранты в Европе, как отмечает автор, гетерогенны по своим ценностным профилям, и объединять их в единую группу не имеет смысла.

Проведенное исследование демонстрирует, что приезжающие в Европу работники из мусульманских стран достаточно динамично ассимилируются в принимающие сообщества. «Между тем, ситуация гендерного неравенства часто используется для оправдания антииммигрантских настроений», - комментирует Вероника Костенко. Принятые в Европе представления о положении женщин в исламских странах переносятся на мигрантов из этого региона.

Вместе с тем, конечно, в демократичных обществах поддержка гендерного равноправия выше. И исламское большинство в стране приводит к более патрирхатным гендерным установкам. Однако, по мнению автора, нет причин считать, что ислам не меняется.

Стоит отметить, что в WVS и EVS в национальные выборки не включаются беженцы, люди, не владеющие языком опроса, а также нелегальные мигранты, которые стремятся избегать столкновения с официальными лицами. Также ответы мигрантов, как отмечает исследователь, могут быть подвержены влиянию социального окружения.  Но это слишком тонкий вопрос, поясняет автор. Если люди понимают, как правильно отвечать, это уже говорит о процессе их ценностной адаптации.


См. также:

Арабская молодежь предпочитает патриархат

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Что думают о мигрантах в Европе

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Мигранты из стран СНГ все чаще возвращаются на родину

Денежные переводы мигрантов поднимают уровень жизни на родине