• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: базовая грамотность по вопросам здоровья

Как школьный санпросвет помогает защититься от эпидемий?

ISTOCK

В начале нового учебного года главный вопрос — могут ли школы и вузы снизить риски распространения эпидемий среди учащихся — как второй волны COVID-19, так и более привычного ежегодного гриппа. Среди возможных мер — повышение базовой грамотности учащихся по вопросам здоровья (health literacy). Во многих странах это отдельный курс в школьной программе: дети учатся заботиться о своём физическом состоянии, предупреждать болезни и ориентироваться в медицинской информации. Из чего он состоит, как преподаётся и каким образом его можно ввести в российских школах — IQ рассказывает с опорой на исследование учёных НИУ ВШЭ.

Что такое базовая грамотность по вопросам здоровья (health literacy)?

Это умение поддерживать собственное физическое и психологическое здоровье. Во многих зарубежных странах считается, что это столь же важная составляющая школьного образования, как и умение читать, писать и считать. Поэтому элементы health literacy не являются чем-то факультативным, а входят в ядро школьной программы.

Детей с начальных классов учат ответственно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Всё это предполагает физическую активность, навыки правильного питания, гигиены, профилактики заболеваний (в том числе с помощью вакцинации). Школьники должны быть способны оценивать своё состояние при недомоганиях, понимать риски и выбирать правильную помощь, а также уметь общаться с врачами и знать, где искать обоснованную медицинскую информацию.

А как понимает health literacy Всемирная организации здравоохранения?

ВОЗ даёт следующее определение — это «когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность индивидов понимать и использовать информацию с целью <...> поддержания хорошего здоровья».

И каким образом её преподают? Это отдельные лекции после занятий?

Нет, такой подход считается неэффективным. Знания даются системно, как в рамках отдельной дисциплины («Health and Wellbeing» — «Здоровье и благополучие» или «Health and Physical Education» — «Здоровье и физическое воспитание»), так и в специальных разделах курсов по биологии, химии, физике, социальных наук и пр. Разные предметы дополняют друг друга, позволяют в комплексе изучить организм и здоровье человека. Формирование базовой грамотности по вопросам здоровья пронизывает всё школьное обучение.

То есть чисто теоретические знания?

Наоборот, все курсы или разделы практико-ориентированы, тесно связаны с повседневной жизнью подростков (взрослением, режимом питания и сна и пр.). На занятиях школьники решают реальные проблемы, с которыми могут столкнуться в жизни. И, конечно, предполагается интерактив: обсуждение информации, проекты и пр.

Ну а польза от этого какая? Есть доказательства эффективности подобного обучения?

Безусловно. Проведены десятки исследований о связи уровня грамотности по вопросам здоровья и фактического состояния здоровья человека. Выяснилось, что непросвещённость чаще приводит к госпитализациям и вызовам неотложки. Люди, мало знающие о своём здоровье, чаще подхватывают инфекции, неправильно применяют лекарства, плохо понимают инструкции врачей, занимаются самолечением и пр. И наоборот, те, кто хорошо осведомлён, реже болеют и находятся в лучшей физической форме. 

А в плане общественного здоровья?

Да, health literacy предполагает заботу не только о себе, но и о других. Люди не всегда ответственно относятся не только к своему здоровью, но и тем более чужому. Кто-то переносит простуду «на ногах» — чихает, кашляет, но при этом ездит в транспорте и ходит на работу или в магазин без маски. Хотя понятно, что он рискует заразить окружающих. Кто-то, не смущаясь, кашляет почти в лицо собеседнику. Ответственности в отношении здоровья окружающих надо учить уже с детских лет.

В наших школах учебный план и так перегружен. Куда втискивать курс базовой грамотности по вопросам здоровья?

Он не обязательно должен быть отдельным. После начальной школы его можно «разветвить» по предметам, как это делают в европейских странах. В Шотландии тему «Здоровья и благополучия» подхватывают естественные науки — и на довольно серьезном уровне. В биологическом блоке с помощью практикумов ученики исследуют влияние микроорганизмов на здоровье. Дети получают опыт использования технологий в мониторинге здоровья. Они умеют уверенно описывать функции скелета и органов тела и знают, что нужно делать, чтобы сохранить их здоровыми. Они понимают связь систем органов с основными биологическими процессами. А на уроках физики, например, по теме «Волны» изучаются вопросы, связанные с принципами работы медицинского оборудования, и пр.

В Швеции «Тело и здоровье» практически рефрен в куррикулуме. Она повторяется из года в год от предмета к предмету. Темы важности питания, сна, гигиены, упражнений и социальных отношений для благополучия человека входят в курсы биологии, физики и химии. Так, на биологии обучают не только ЗОЖ, но и рассказывают о распространении и лечении инфекций (в том числе передающихся половым путем). На химии обсуждают химический состав еды. На географии и гражданском обучении обсуждают, например, работу системы здравоохранения и логистику пациентов.

Ясно — биология, химия… Но ведь в российских реалиях подобные темы охватывает курс ОБЖ?

Биология и химия дают возможность увидеть природные механизмы развития заболеваний. Например, как вирус атакует клетку, как «обживается» в ней, как реагирует на это организм. Но в России уровни, на которых рассматриваются те же вирусные инфекции, обычно разделены между предметами биология (клеточный, организменный уровни) и ОБЖ (экосистемный и уровень социума).

На уроках ОБЖ учат, как снижать риски для своего здоровья при эпидемиях. Например, как респираторы и маски защищают нас от возбудителей заболеваний — бактерий, вирусов (включая тот же коронавирус), а также пыли, переносчика инфекций. В принципе в школьных учебниках по основам безопасности жизнедеятельности есть инструкции по мерам в условиях эпидемий. Но материал изложен декларативно, без объяснения причин тех или иных действий. При этом тема стресса и паники, которые снижают устойчивость организма ко всем заболеваниям, почти обойдена стороной.

Даже учебники истории — и те могли бы больше рассказать об эпидемиях, например, чумы и оспы. Но о них (в курсе 6-го и 8-го классов) говорится лишь вскользь (упоминается появление прививки от оспы при Екатерине II). Учебники географии и обществознания тоже мало рассказывают о пандемиях — не рассматривают пути и причины их распространения.

То есть в школьной программе почти нет эпидемиологии?

Её мало, что с учётом ситуации с коронавирусом или сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ неправильно. В некоторых российских учебниках рассказывают о карантине и обсервации (медицинском наблюдении за здоровыми людьми, имевшими контакт с больными), об эпидемиологической триаде (возбудитель заболевания, восприимчивость к нему организма человека и факторы окружающей среды, влияющие на распространение инфекции). Но в целом информация по эпидемиологии скудна. Хотя в условиях глобализации особенно важно понимать, как могут распространяться вирусы, какова может быть восприимчивость разных групп людей к ним, в чём различия носительства и болезни и пр.

А о вирусах в школьном курсе много информации?

В программах по биологии есть тема «Грамотность в области здоровья. Вирусы и эпидемии». Но пробелов в материалах немало. В некоторых учебниках больше говорится о вирусе табачной мозаики (заболевании растений), чем о микроорганизмах, влияющих на здоровье человека.

Во многих учебниках обойдены довольно распространенные возбудители заболеваний: ротавирусы, вирусы гепатита, филовирусы, например, Эбола, вирусы, вызывающие атипичные пневмонии и пр. Даже о самых ходовых вирусах, провоцирующих ОРВИ, сведений крайне мало. Правда, некоторые учебники всё же рассказывают о вирусе гриппа как наиболее распространенном, а также о ВИЧ.

В некоторых учебниках смешиваются понятия «больной» и «переносчик». Пособия не разъясняют, что такое инфицирующая доза (наименьшее количество патогена, способное вызвать развитие инфекции), эпидемический порог (показатель, превышение которого означает начало эпидемии), летальность (процент умерших от заболевания) и пр.

Про вирусные пневмонии тоже не рассказывают?

Очень мало. Да и вообще с пневмониями неразбериха. В учебниках упоминается, что воспаление легких успешно лечат, что не совсем точно. Вирусные и грибковые пневмонии, которых всё больше, тяжело поддаются лечению. А эффективная специфическая терапия, которую можно было бы применять наряду с общей, отсутствует. Таким образом, тут скорее вводят в заблуждение и препятствуют формированию адекватных современных представлений, необходимых для сохранения здоровья. 

Ну хоть об иммунитете информация адекватная?

Увы. В большинстве учебников не отражено значение микрофлоры для иммунитета человека. Ряд пособий по биологии и ОБЖ опускает сведения, что есть полезные и нейтральные для человеческого организма микробы, мутуализм (взаимовыгодное сосуществование организмов) и пр. С иммуномодуляторами в учебниках тоже не всё ладно. Их упоминание как способа повышения устойчивости к инфекциям может привести к злоупотреблению этими препаратами. 

Про гигиену пособия что-нибудь сообщают?

Меры безопасности, например, в учебниках 5–7-го класса по биологии, упоминаются. Авторы подчёркивают, что надо мыть руки, овощи, фрукты, кипятить воду, хорошо проваривать и прожаривать мясо. В программах 8–9 класса («Человек и его здоровье») освещены вопросы личной гигиены и ЗОЖ, правила поведения при простудах. Но при этом почти ничего не говорится о причинно-следственных связях между распространением инфекционных заболеваний и соблюдением правил гигиены.

Для диагностики вирусной пневмонии используют компьютерную томографию (КТ). Понимают ли школьники, как работает этот метод?

Здесь необходимы объяснения как из курса физики, так и физиологии человека. В учебниках нет ни того, ни другого. Говоря о заболеваниях легких, авторы рекомендуют прежде всего флюорографию. Зато другие способы диагностики, включая классические, типа анализа крови, и более современные (например, магнитно-резонансная или компьютерная томография), обойдены вовсе. Хотя КТ более информативна, чем флюорография.

Так что над сквозным курсом базовой грамотности по вопросам здоровья нашим методистам ещё работать и работать. На сегодня учебные материалы недостаточно помогают школьникам подготовиться к реальным жизненным ситуациям и защитить свое здоровье.

IQ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 сентября