• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разделяй и властвуй

Как мотивировать россиян на сортировку бытового мусора?

ISTOCK

Количество россиян, занимающихся или планирующих заниматься раздельным сбором бытовых отходов (РСБО) постоянно растёт. Этому способствуют меры принимаемые властями, в том числе по установке во дворах жилых домов специальных контейнеров. Тем не менее многим гражданам нужна более понятная и удобная система сортировки мусора, а также уверенность в том, что бытовые отходы после разделения действительно уходят на переработку, а не на ближайшие свалки. О проблемах и перспективах ослабления мусорной проблемы в России рассказала в своём докладе на семинаре в НИУ ВШЭ профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики Марина Шабанова. 

Полвека опыта — Запад и Россия 

Раздельный сбор мусора — один из способов снизить уровень загрязнения окружающей среды. Этот процесс позволяет отделить перерабатываемые отходы от неперерабатываемых и выделить те, что пригодны для вторичного использования. 

Система РСБО появилась и развивается в экономически развитых странах с 70-80-х годов прошлого века. Первопроходцы в этой области — Западная Германия и Япония. В 1990-е и нулевые годы XXI века разделение мусора в странах Западной и Северной Европы, а также в США и Канаде стало повсеместным явлением. 

В СССР, как напомнила Марина Шабанова, был развит сбор металлолома и макулатуры, к которому подключали в том числе школьников. Также существовала система сбора стеклотары, когда граждане активно сдавали в пункты приёма стеклянные бутылки и получали за это деньги. Но после распада СССР такие практики сошли на нет.

Сегодня, по данным Минприроды РФ, каждый россиянин производит примерно 400 кг мусора в год. Согласно информации, опубликованной на сайте правительства Москвы, каждый житель столицы образует 370 кг отходов ежегодно. Перерабатывается при этом в России примерно 5–7% бытового мусора, а это в среднем в 9–10 раз меньше, чем в государствах ЕС, пишет в своей статье Марина Шабанова, отмечая, что об остроте проблемы свидетельствуют и «антисвалочные» митинги, которые наблюдались в последние годы в разных регионах страны, и официальная статистика. 

По данным Росприроднадзора, свалки занимают 4 млн гектаров территории России. 

«В современном мире признаётся, что самый безопасный для природы и здоровья населения и в то же время экономически выгодный способ борьбы с мусором — его переработка с одновременной сортировкой бытовых отходов на отдельные фракции», — отметила докладчица в ходе семинара.

В среднем в странах ЕС сегодня перерабатывается 47% бытовых отходов. Максимальный показатель у Германии — 68%, минимальный у Сербии — 0,3%. С 2014 по 2019 год три страны — Литва, Словения и Италия продемонстрировали максимальную динамику роста — 30 процентных пунктов.

В России система РСБО находится пока в зачаточном состоянии, несмотря на неоднократные попытки её внедрения в советский и постсоветский периоды — в том числе частными компаниями с помощью НКО. Но на старте эти эксперименты были не очень удачными, в том числе из-за недостаточной информированности населения.

На государственном уровне тема раздельного сбора бытовых отходов долгое время отсутствовала и обозначилась лишь в последние несколько лет с началом так называемой «мусорной реформы», основа которой —  федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Реформа предполагает поэтапный запрет на захоронение различных видов отходов: чёрных и цветных металлов, ртутьсодержащих отходов, картона, бумажной упаковки, полиэтилена, стекла, компьютерной и оргтехники, бытовых приборов и аккумуляторов.

По разным оценкам, благодаря развитию налаженной системы РСБО в России может быть создано от 100 до 250 тысяч рабочих мест. Также будут востребованы новые профессии, например, сортировщики мусора, операторы сортировочных линий, инженеры, аналитики по переработке отходов, утверждает Марина Шабанова.

В рамках реформы к середине 2020-х годов планируется наладить полномасштабную практику разделения бытовых отходов и переработки вторичного сырья. В ряде регионов России уже начали действовать программы раздельного сбора мусора.

В частности, Москве такая программа заработала 1 января 2020-го года. Во дворах жилых домов в столице установлены специальные синие контейнеры — для сбора бумаги, пластика, стекла и металла — и серые — для остальных отходов.

Из переработанных отходов можно делать канцелярскую, туалетную бумагу, бумажные полотенца, строительные и изоляционные материалы, гофрокартон, стеклянные бутылки, банки и т.п. Бумага может быть переработана 5 - 7 раз. Из 400 алюминиевых банок может получиться новый велосипед, а из 25 пластиковых бутылок одна флисовая куртка. 

Население — слабое звено?

В задаче раздельного сбора бытовых отходов большая роль отводится гражданам. Но населению, когда речь заходит об ослаблении мусорной проблемы, традиционно отводится роль «слабого звена», отметила Марина Шабанова. Нередко считается, что россияне в этом плане безответственные. Хотя на самом деле научных данных о вовлечённости граждан России в «мусоросокращающие» практики почти нет.

Чтобы восполнить этот пробел Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ ведёт специальное исследование, цель которого выяснить, в каких видах активности, связанной с сокращением количества бытовых отходов участвуют или собираются участвовать россияне, с какими мотивами это связано, и как это всё сопряжено с практиками раздельного сбора мусора.

От мусорного ведра до контейнера

Всего было проведено три волны исследования — в 2014, 2017 и 2020 годах (три опроса по 2 тыс. человек, репрезентирующих взрослое население по полу, возрасту и уровню образования). В фокусе внимания, помимо раздельного сбора бытовых отходов, такие практики как сокращение использования одноразовых пластиковых пакетов и отказ от них; покупка товаров в перерабатываемой/разлагаемой упаковке или вообще без неё; передача ненужных вещей в организации, друзьям, знакомым и т.п., а также экономия электроэнергии, воды, отказ от покупки лишних вещей, продуктов питания и др.

Исследование показывает, что россияне уже включились в разнообразные практики, которые сокращают как прямо, так и косвенно образование мусора. Их степень распространения, стабильность и потенциал неодинаковый. Самыми массовыми в 2017 году были практики по экономии электроэнергии и воды, а самыми редкими — РСБО и пакетно-упаковочные практики», — рассказала Марина Шабанова.

К 2020 году количество россиян, участвующих или готовых участвовать в разных «мусоросокращающих» активностях выросло. Например, если в 2017 году от одноразовых пластиковых пакетов отказывались 7,5% граждан, то в 2020 году — уже 10%; число тех, кто предпочитает экологичную упаковку товаров или вообще отказывается от упаковки, выросло с 3,8 до 6%; количество россиян, передающих ненужные вещи храмам, благотворительным организациям и т.д., увеличилось с 17 до 20%. Также, в основном среди молодежи, появляются новые практики, такие, как совместное использование с друзьями вещей, аренда, фудшеринг.

Что касается РСБО, то в 2017 году статистика была неутешительной — тогда доля участников раздельного сбора мусора по сравнению с 2014-м практически не изменилась. «Было понятно, что при сохранении существующих условий практика развиваться не будет — потенциал энтузиастов исчерпан», — отметила Марина Шабанова. Но с 2019 года в России начали устанавливать контейнеры для РСБО, что принесло определенные результаты.

Если в 2017 году раздельным сбором мусора занимались 13%, в 2020-м о своём участии в нём заявили 34% опрошенных. Это люди, которые сдают отдельные виды отходов в пункты приема и/или доставляют раздельный мусор в контейнеры рядом с домом. При этом доля тех, кто намерен включиться или продолжить участие в РСБО ближайшие год-два выросла с 29 до 54%. Но есть и так называемые «индифферентные» — 40% опрошенных, которые заявили о том, что не участвуют в практиках раздельного сбора мусора и участвовать не собираются.

Психология вокруг мусорного бака

По результатам исследования можно говорить о том, какая мотивация у граждан к РСБО. Среди тех, кто включён в эту практику, больше приверженцев надындивидуалистических ценностей, подразумевающих заботу об окружающей среде, всеобщем благе и т.п. Около половины (49%) занимающихся раздельным сбором, говорят о том, что хотят ощущать себя ответственным за состояние окружающей среды человеком, треть (29%) стремятся вносить вклад в улучшение экологии и благополучие нынешних и будущих поколений.

Половина тех, кто не намерен заниматься РСБО, тем не менее в качестве возможных потенциальных мотивов называют хотя бы один альтруистический. «И только 28% индифферентных заявили, что не находят ни альтруистических, ни эгоистических оснований и будут участвовать только если им не оставят выбора», — рассказала Марина Шабанова.

Исследование показало, что если человек участвует в таких практиках, как отказ от пластиковых пакетов, неэкологичных упаковок, то с большей долей вероятности он будет вовлечен и в практики раздельного сбора бытовых отходов. Этих людей, как правило, объединяют надындивидуалистические ценности. «Чем активнее люди участвовали в разных просоциальных практиках — денежное пожертвование, например, добровольческий бесплатный труд, тем больше вероятность включения в РСБО», — отметила докладчица. Приверженцы индивидуалистических ценностей более включены в экономию электроэнергии и воды, а также отказ от лишних покупок. Часто мотивами здесь выступают забота о личном и семейном бюджете.

Результаты говорят также о том, что РСБО практикуют чаще женщины, люди с высшим образованием и жители крупных городов.

Стоит отметить, пока среди россиян не так много тех, кто верит, что прилагаемые ими усилия не тщетны, что они способны повлиять на решение важной проблемы. Доля таких даже немного упала — с 20% в 2017 году до 15% в 2020-м. При этом, судя по всему, тема раздельного сбора мусора в какой-то степени становится вопросом личного престижа — в 2017 году о желании создать у людей впечатление о себе как об ответственном человеке заявляли 4%, в 2020 году — 15%.

Чего стоит вовлеченность в РСБО

Россияне предъявляют определённые требования — условия, при которых они готовы заниматься или продолжать заниматься РСБО. Одно из таких условий — небольшие временные затраты на сортировку и доставку мусора в специальные контейнеры. Более трети опрошенных — максимальная доля тех, кто реально занимается РСБО — хотят тратить на это не более 6-10 минут, 26% в качестве приемлемого времени называют не более 5 минут. Остальные настроены тратить на раздельный сбор отходов не более 11-20 минут. Среди потенциальных участников РСБО согласны уделять сбору и доставке мусора в контейнеры 6-10 мин 41% опрошенных и не более 5 мин — 38% опрошенных.

В целом для продолжения участия в РСБО для 77% граждан важна установка специальных контейнеров вблизи дома; для 35% — наличие информации о том, что можно сортировать и как это делать правильно, для 25% — уверенность в том, что раздельно собранный мусор пройдёт вторичную переработку, для 22% — участие большинства соседей в РСБО.

Для минимального количества реальных участников РСБО (16%) условием дальнейшей вовлеченности является введение штрафов за отказ от сортировки, а среди потенциальных участников РСБО доля таких и того меньше — всего 10%.

 «Получается, что фактор удобства, фиксируемый в зарубежных исследованиях формирования этой практики как в развитых, так и в развивающихся странах является одним из ключевых в России», — отметила Марина Шабанова. На данный момент россиянам нужна понятная и доступная инфраструктура раздельного сбора бытовых отходов. Эта инфраструктура помимо сети контейнеров, по мнению исследовательницы, должна включать помимо прочего специальные помещения для РСБО в новых домах, а также модернизацию мусоропроводов на основании инновационных предложений российского бизнеса.

Также стоит учитывать, что разные практики, ослабляющие мусорную проблему в России, привлекают разные группы населения в неодинаковой мере. Вскрытая в исследовании гетерогенность участников акцентирует важность реализации комплексной политики по ослаблению мусорной проблемы. Эта политика должна расширять приемлемые каналы вхождения в «мусоросокращающие практики» со стороны разных групп, считает Марина Шабанова.
IQ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 15 февраля, 2021 г.