• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рождённые выигрывать

Как семья и школа помогают школьникам побеждать на олимпиадах и поступать в вузы без экзаменов

ISTOCK

Сезон школьных олимпиад 2022/2023 учебного года идёт уже вовсю. В начале октября стартовал четырёхэтапный марафон Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ или Всерос). В ноябре в НИУ ВШЭ начнётся Высшая проба. В университете проходят отборочные этапы Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Среди других важных соревнований — чемпионат сочинений «Своими словами» и конкурс исследований «Высший пилотаж». Все эти состязания приближают школьников к университету, а помогают им в этом школа и родители. Хотя, несомненно, главное — настрой и усилия самих олимпиадников. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ изучили, как шли к победе участники ВсОШ, принятые в вузы по итогам олимпиад.

Олимпиадный задел

В подготовке к поступлению в университет кто-то делает ставку на успешную сдачу ЕГЭ, а кто-то — на победу или призёрство в ведущих олимпиадах для школьников. Всерос и олимпиады, ежегодно утверждаемые в перечне Министерства науки и высшего образования РФ, в этом смысле дают учащимся привилегии. Главная из них — приём в вуз без экзаменов.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — главная олимпиада — предполагает для победителей и призёров заключительного этапа такие преимущества:

 поступление в университет без вступительных испытаний,

 100 баллов ЕГЭ по предмету, который принёс победу на олимпиаде,

 максимальный балл по дополнительным вступительным испытаниям.

Перечень Минобрнауки — ключевой ориентир, но каждый вуз имеет право составить свой шорт-лист «профильных» олимпиад и определить гран-при для победителей и призёров.

С учётом таких высоких ставок, олимпиады привлекают всё большее внимание со стороны семей, которые планируют образовательную траекторию детей, а также школ, заботящихся о будущем своих выпускников.

Олимпиадная образовательная траектория, облегчающая поступление в вуз для множества талантливых ребят по всей России, служит действенным социальным лифтом, повышает шансы на успех в жизни.

Многие олимпиадники — участники интервью, проведённых исследователями Института образования НИУ ВШЭ Светланой Черненко и Ксенией Романенко, упоминали, что именно олимпиады помогли им поступить в вуз. ЕГЭ не давали подобной уверенности — баллы, нужные для поступления, были очень высокими.

В то же время, «олимпиады считаются более трудным и значимым испытанием, чем единые экзамены, если судить по льготам при поступлении в вуз: призёр или победитель заключительного этапа ВсОШ автоматически выигрывает у школьника со 100-балльным ЕГЭ», отмечают исследователи. Кстати, сравнения образовательной успешности учащихся, принятых в университеты по итогам ЕГЭ и по результатам олимпиад, показывают более высокие достижения именно у олимпиадников.

Отлично, когда выигрыш максимальный, и вы зачислены в вуз своей мечты. Но это не единственное олимпиадное преимущество. Участвуя в интеллектуальных состязаниях, ученики начинают лучше понимать свои интересы и возможности. Олимпиада для школьников — ещё и механизм профориентации.

В идеале олимпиадная инфраструктура включает курсы подготовки, вебинары, репетиторов, летние школы (в том числе при вузах), помощь школьных учителей. В неё встроены и усилия родителей, инвестирующих деньги и время в образование детей. Все эти факторы помогают раскрытию детских талантов.

Впрочем, с интеллектуальными состязаниями не всё так просто. Олимпиадный марафон может превратиться в бег с барьерами. Например, если школьные учителя и администрация мало информированы об олимпиадах и их бонусах. Или если родители не в курсе, насколько перспективно участие в таких соревнованиях, либо же не могут оплачивать подготовку. В городе также может не быть нужных курсов и преподавателей, но тут выручают интернет-школы, в которых можно учиться из любой точки мира.

Из-за разных стартовых точек обстоятельства подготовки к олимпиадам варьируются. Поэтому стоит присмотреться к успешному опыту тех, кто по итогам состязаний взял гран-при. Так и поступили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Светлана Черненко и Ксения Романенко, которые побеседовали с более чем 60 победителями и призерами ВсОШ, принятыми в вуз без экзаменов.

В интервью участвовали 28 девушек и 32 юноши из 48 населенных пунктов 38 российских регионов. Москва не вошла в выбору, поскольку в ней идёт наиболее активная подготовка школьников к олимпиадам. Диапазон «победных» дисциплин максимально широк — от литературы до химии и информатики. На момент интервью все участники обучались в престижных университетах (в Москве или Санкт-Петербурге). Для каждого информанта указан родной город.

Олимпиады как образ жизни

Понятно, что способности и мотивация учеников — основа участия в любых состязаниях. Но важны и поддерживающие механизмы, создающие благоприятные условия для побед. Один из них — продвигающая сила школы (school promoting power): понимание и поощрение учеников со стороны учителей и администрации. В контексте ВсОШ такая поддержка особенно важна — олимпиада стартует со школьного этапа (дальше идут муниципальный, региональный и заключительный), и именно школу представляет учащийся в «марафоне».

Участники интервью рассказывали о самых разных мерах поддержки со стороны школы — от персонального расписания уроков и дополнительных занятий до проведения летних сборов и консультаций вузовских педагогов. «При выходе на региональный этап у каждого олимпиадника формируется своё индивидуальное расписание, где ты можешь не посещать какие-то определенные занятия, если у тебя хорошая успеваемость, — рассказывает студент родом из Челябинска. — Вместо этих предметов тебе ставят дополнительные занятия по твоему предмету с разными преподавателями, которые приглашаются, в том числе, из университетов».

Школа поощряет олимпиадников — грамотами, подарками, грантами. «Если у нас кто-то куда-то [на более высокий этап олимпиады] проходил, то школа оплачивала поездку», — поясняет информантка из Екатеринбурга.

Но главное, пожалуй, — создать в школе среду, в которой участие в интеллектуальных состязаниях становится привычной практикой, причём чем раньше, тем лучше. Об олимпиадных традициях в своих школах говорили многие респонденты. «С седьмого класса нам объясняли, что <...> мы участвуем во всех олимпиадах, объясняли, что класс должен именно полностью идти на математику, <...> что мы должны стараться, отбираться», — говорит учащийся из Ефремова. Юноша из Кирова добавляет: «Очень важен коллектив <...>. Наверное, я бы так много времени не уделял олимпиадам, если бы моя учительница не считала, что это очень важно, и если бы я не учился в среде, где олимпиады были нормой. Люди воспринимали олимпиады как образ жизни <...>».

Заметим, что и школы заинтересованы в поддержке олимпиадных усилий учеников. Успешные выступления учащихся позволяют школам повысить позиции в рейтингах, получить статус гимназии или лицея, привлечь новых учеников, а значит, и дополнительное финансирование.

Учительская поддержка

Проводниками в олимпиадный мир могут быть и отдельные учителя-предметники. «У меня был преподаватель, который видел, что мне интересен предмет, — рассказывает информантка из Курска. — Она просто в режиме совета сказала: “А сходи-ка туда”. Местная, частная олимпиада была, с которой началось моё изучение английского». Молодой человек из Красноярска вспоминает: «У нас были хорошие преподаватели, которые нам советовали ходить на олимпиады по математике, ещё начиная с младших классов».

Но важно не просто разъяснить значимость участия в конкурсах, но и пробудить интерес к предмету. Учащийся из Невинномысска благодарен своей «замечательной учительнице по физике»: «Она нас всячески мотивировала, всячески нам помогала». Девушка из Пензы убеждена: «У меня благодаря учителям появлялась мотивация».

Опрошенные IQ.HSE московские старшеклассники, участвующие в олимпиадах уже несколько лет, высказывали похожие суждения. «Нас учитель собрал и сказал: “Так, ребята, работаем. Мы можем задерживаться после уроков, сидеть дистанционно и разбирать вопросы, если нужно, но мы идём к цели”», — говорит одиннадцатиклассник Андрей Б. Десятиклассница Алёна С. вспоминает: «Наша классная руководительница всё время проводила какие-то конкурсы, квизы, приучала добиваться большего». У её ровесника Александра П. опыт менее удачный: «Мне кажется, учителя могли бы помогать больше. Мне только один педагог помогал». Десятиклассница Елизавета Д. вторит: «Не скажу, что меня очень сильно курировали. Но я сразу считала, что это моя личная задача — олимпиады. Учитель подключился, когда заметил мои успехи».

Приглашение к участию в олимпиадах от педагогов — ключевой инструмент «вхождения» в олимпиадное движение, а значит, и обращения к альтернативному поступлению в университеты.

Если учителя слабо информированы об олимпиадах, их ученики могут не воспользоваться своими шансами. Некоторые участники исследования рассказывали, как настойчиво добивались проведения олимпиад по «малопопулярным предметам» — праву и экономике». «Мне приходилось как-то специально уговаривать, <...> чтобы это всё-таки случилось», — вспоминает юноша из Сыктывкара. Очевидно, что школы и учителя должны быть лучше информированы обо всех бонусах олимпиад.

Притяжение комьюнити

Попадая в окружение олимпиадников, информанты получали от него особый заряд. Сам олимпиадный опыт нередко описывался в таких словах, как «знакомства» и «друзья». «[Я] находился в компании олимпиадников, писал олимпиады с третьего класса», — говорит уроженец Екатеринбурга. «Я просто обожала тусить на сборах и в летних школах подготовки, поэтому не бросала олимпиады», — поясняет респондентка из Долгопрудного.

Знакомые из олимпиадной среды могут стать проводниками в этот мир. Информанты наблюдали за опытом друзей, а в итоге сами включались в олимпиадное движение. «Мой парень на тот момент попал на заключительный этап [ВсОШ] в девятом классе <...>, — вспоминает девушка из Екатеринбурга. — Тогда-то мне тоже захотелось поучаствовать». Студент из Челябинска рассуждает: «Я хотел подкатить к старшей сестре одноклассника в седьмом классе, она была в восьмом. Одолжил у нее учебник по химии, прочитал. Вроде всё понятно было. В библиотеке взял за девятый класс — и поехало». Информантка из Саратова рассказывает: «Одноклассник рассказал, что его знакомая выиграла “перечневую олимпиаду” и ее взяли на бюджет».

Родственники также могут помочь встроиться в олимпиадную среду. «Дядя был достаточно хорошим олимпиадником по химии, — говорит учащийся из Саратова. — Он заразил меня интересом к предмету и участию в олимпиадах. Кроме того, я попал к тому же учителю, который готовил моего дядю, и мы сразу же начали активно изучать химию». Информант из Курска поясняет: «Моя мама была в жюри районного этапа. Она привела меня в кружок, она со мной занималась <...>». Похожий опыт — у студентки из Казани: её консультировала мама, учитель-биолог с практикой подготовки школьников к Всеросу.

Мощь мотивации

Оценивая свой вклад в успех на олимпиаде, информанты обсуждали приложенные усилия, способности, стремление учиться. Они акцентировали увлечённость предметом, которая заставляет искать информацию о том, где им можно заниматься углублённо.

«Я бы сказала, что это [успех на олимпиаде] заслуга детей больше», — замечает студентка из Омска. Учащийся из Кирова убежден: «Всё зависит от ученика, конечно. Больше, чем от школы».

Опрошенные IQ.HSE московские старшеклассники рассказали о собственном опыте подготовки. «В какой-то момент ты уже понимаешь логику, как грамотно готовиться, и тебе уже не надо внешней поддержки», — говорит Александр П. «Таланты важны, конечно, — подчеркивает Андрей Б. — Но ведёт и азарт. Ты, как в соревнованиях, просто хочешь победить и вкладываешься в это». Алёна С. вспоминает: «Я сначала вообще относилась к олимпиадам как к викторинам или даже квестам. Есть суперзагадка, и ты её разгадываешь. Хорошенько думаешь, как в игре “Что? Где? Когда?”, и отвечаешь. А потом узнала, что олимпиады помогают в поступлении». Елизавета Д. советует: «Надо просто относиться к олимпиадам как к своему личному проекту. Тогда и читать сами будете, и материалы найдутся, и педагоги, у кого надо учиться».

IQ.HSE спросил, какие варианты самостоятельной подготовки школьники использовали. «Я читал учебник для вуза, он классный. Смотрел разные видеолекции, что-то уточнял у учителя лично и по зуму», — говорит Андрей Б. «Мои фавориты — “Арзамас” и “Постнаука”, — делится Алена С. — Там много моей любимой культурологии». «Мне родители оплатили обучение в интернет-школе Факультета довузовской подготовки (ФДП) ВШЭ, и я читала там материалы», — объясняет Елизавета Д.

Семейные инвестиции в образование

Социально-экономический статус (СЭС) родителей — уровень их образования и доходов — важный предиктор («предсказатель») образовательного успеха детей и поступления в лучшие вузы. В этой сфере ярко проявляется неравенство.

Более образованные и обеспеченные семьи чаще готовы вкладываться в учёбу детей. В них младшим поколениям транслируется ценность университетского образования.

Среди участников исследования большинство не смогли бы учиться в своём вузе платно (именно олимпиада «провела» их на бюджет). У многих семей просто нет достаточных ресурсов, или сами ребята не готовы к таким тратам со стороны родителей. «Это [оплата учебы в вузе] было бы очень-очень изнурительно для моей семьи», — поясняет девушка из Великого Новгорода. «Я думаю, что психологически я просто не стал бы туда подавать заявление <...>», — признаётся респондент из Челябинска.

Олимпиады, дающие шансы к поступлению ребятам из семей с невысоким СЭС, служат «инструментом по выравниванию экономического неравенства», отмечают исследователи.

Среди платных практик подготовки к олимпиадам были дополнительные занятия, выездные школы, подготовительные курсы, обучение в частной школе. Родители идут на подобные траты, поскольку олимпиадная образовательная траектория себя оправдывает. Занятия были платными, «но там нормальные деньги, то есть они сравнимы с подготовительными курсами в любых школах», рассказывает студент из Ижевска. «Мы платили за путёвку в лагерь, и, я помню, был какой-то сбор <...> на сувениры, на какие-то призы, — вспоминает девушка из Белгорода. — Но, по сути, ты платил за нахождение там <...>».

Опрошенные IQ.HSE столичные школьники рассказали, что родители были готовы оплачивать дополнительные занятия. «Я старался не обременять родителей, но они мне говорили — если нужно, возьмем репетитора», — говорит Андрей Б. В семье Елизаветы Д. жёстких финансовых лимитов не было: «Они мне сказали, что дело не в деньгах, а в эффективности подготовки».

Олимпийский резерв

Исследователи предлагают способы преодоления информационных барьеров к участию в олимпиадах. Школьникам необходимы гиды по интеллектуальным состязаниям. На сегодня исчерпывающих материалов нет. Учителя нуждаются в методичках с подробной информацией о подготовке к олимпиадам.

В дальнейших исследованиях стоит изучить олимпиадные сообщества — как пространства социализации подростков. Любопытно, как действует эффект сообучения в таких коллективах — есть ли влияние на образовательные результаты. Другая задача — описание экосистемы сообществ и организаций, которые готовят к олимпиадам, и оценка их работы.

Наконец, нужен мониторинг профессиональных траекторий олимпиадников. Важно понимать, как складываются их судьбы и насколько сильный импульс дают им олимпиады для достижения жизненных успехов.
IQ
 

Авторы исследования:
Светлана Черненко, эксперт Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ
Ксения Романенко, кандидат наук об образовании, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

 

Ещё по теме:

Черненко Светлана, Романенко Ксения. Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы. Часть I

Черненко Светлана, Романенко Ксения. Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы. Часть II

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 26 октября, 2022 г.