We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Выжившие из зума

Как учителя адаптировались к преподаванию онлайн

У преподавателей — априори нервная работа. Но за последние полтора года, когда школы и университеты работали онлайн, переживаний у педагогов резко прибавилось. Как учителя совладали с этими стрессами, IQ.HSE рассказывает, опираясь на исследование учёных Института образования НИУ ВШЭ. Статья продолжает серию материалов нашего портала о дистанционном обучении.

Прививка дистантом

«Вызов», «шок», «как снег на голову» — так школьные педагоги называют переход к дистанционному формату обучения весной 2020 года в связи с пандемией COVID-19. Воспоминания об этой цифровой «революции» ещё свежи, споры о ней не утихли, хотя в 2020/2021 учебном году дистант стал более уверенным, зрелым и высокотехнологичным.

Как бы то ни было, анализ того первого массового опыта удаленного преподавания продолжается. На этот раз в фокусе внимания — возникшие тогда у учителей дополнительные стрессы и способы борьбы с ними — копинг-стратегии (от англ. coping strategy; to cope with — справляться с трудностями).

«Переупаковать материал в “цифру”, научиться заочно контролировать учеников, не упускать их мотивацию, зависать в чате с родителями до ночи и ещё оставаться в ресурсном состоянии, — вспоминает прошлогодний опыт онлайн-преподавания учитель истории Анна К. — Это был форс-мажор. Но мы справились». В беседе с IQ.HSE она вспоминает «несколько бессонных ночей, короткую панику и ощущение резкого прыжка в холодную воду». Стресс? Без сомнения. «Но всё же мы подстроились, мобилизовались», — уточняет она.

 
 

Другая собеседница IQ.HSE, Наталья Ш., уверена, что без поддержки школьной администрации стресс был бы намного тяжелее: «Знакомые учителя говорили, что осваивали онлайн сами, либо им помогали домашние. А если некому помочь? У нас директор образовательного комплекса срочно организовала курсы, мы попробовали разные платформы». По её словам, это придало педагогам уверенности.

Паниковать не стоило, полагает учитель биологии Анастасия Р.: «Появилась возможность освоить электронные обучалки. Дистант научил тому, до чего раньше руки не доходили». Она сравнивает опыт преподавания в цифре с прививкой, которая необходима «в условиях новой реальности».

«Любая вакцинация — важный опыт для организма, способ иммунизации. Так и мы в ходе дистанта получили прививку онлайн-технологиями и “иммунизировались”: научились бороться с техническими сбоями, адаптировались к общению через экран, стали меньше бояться “цифры”», — говорит собеседница IQ.HSE. «Прививка дистантом», по её мнению, нужна, чтобы «не спасовать в сложных условиях и преподавать современно и качественно».

Что же касается стресса, то всегда можно выбрать способ реакции на него, продолжает Анастасия Р.: «Либо работать с эмоциями — отстраиваться от ситуации или стараться найти в ней плюсы, либо пытаться решить проблемы».

Во время самоизоляции весной 2020 года многие справлялись с переживаниями с помощью хобби и общения с близкими и коллегами. «Мы делились друг с другом опытом после занятий, и это было полезнее, чем заседания методических объединений», — подчёркивает Анна К.

Подобные стратегии преодоления негативных состояний наблюдали у учителей и исследователи-психологи Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. Важно было понять, как новые условия труда сказались на эмоциональном статусе педагогов и как те справлялись со стрессами. Учёные проинтервьюировали учителей из восьми городов России — Москвы, Химок, Железногорска (Красноярский край), Омска, Воркуты, Саратова, Шахт и Ярославля — с педагогическим стажем от трёх до 40 лет. В выборке были учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и завучи. Интервью проводились в апреле-мае 2020 года, в период самоизоляции.

Гайд интервью включал три блока вопросов: изменение контекста работы и жизни в период пандемии (использование цифровых инструментов работы, коммуникация с учениками и коллегами, изменения в распорядке дня и пр.), субъективная оценка уровня стресса и копинг-стратегии (поддержание оптимального состояния, границы между работой и жизнью, режим дня и пр.), представления о будущем (какие практики пригодятся впоследствии).

На старт, внимание, марш!

«Это был забег: дали сигнал, и мы понеслись, — говорит о весне 2020 года собеседница IQ.HSE Наталья Ш. — Но кого-то потренировали, а кто-то участвовал в таких забегах впервые. У них был жуткий стресс».

«Для нашей школы это был шок», — отмечает респондент в исследовании. «С нами никто не обсудил, как это всё будет, то есть просто команду дали — и всё», — вторит второй респондент. Других информантов больше тревожила неопределённость: «Непонятно, что будет дальше».

Резкая смена условий работы — освоение новых технологий, рост нагрузки — могла вызывать острые переживания. «<...>У меня началась истерика, потому что вот это напряжение <...>, — рассказывает респондентка. — К концу недели я чувствовала себя как выжатый лимон, я просто рыдала, истерила <...>».

Бесспорно, профессия учителя — в принципе нервная, эмоционально затратная. Здесь нужна особая стрессоустойчивость. Факторов стресса и до пандемии было немало: высокая нагрузка, чрезмерная эмоциональная вовлеченность (в отношениях с учениками и их родителями), бюрократизация работы — вал отчётов и многое другое. В новых условиях многих расстроило качество электронных учебных материалов.

«Ресурсы, которые нам рекомендовали использовать, были примитивны, что демотивировало и нас, и детей. Другие материалы, наоборот, были слишком усложнены. Приходилось ваять контент самим», — говорит собеседница IQ.HSE Анна К.

Все эти факторы, как показали лонгитюдные исследования в Австралии, Швеции, Финляндии, Великобритании, Израиле и США, способны привести к депрессии, раздражительности, снижать самооценку и удовлетворенность профессией, вызывать психосоматические нарушения и пр. Учителя ощущают эмоциональное выгорание и разочарование в работе. А это сказывается и на качестве преподавания. 

«Но в обстоятельствах пандемии всё стало намного сложнее, — рассказывает Наталья Ш. — Появился страх, неуверенность, и все те методы работы, к которым привыкла за 20 лет, оказались малополезны». Её коллега Анна К. добавляет: «Возникла ситуация, когда избежать цифры уже невозможно. Либо ты просто не можешь преподавать. То есть надо было отнестись к этому конструктивно. И, конечно, искать позитив».

Реакция на стрессоры

От психологического настроя учителя во многом зависят качество преподавания и успешность социализации учеников. Известно, что педагоги, которые оценивают свою жизнь как благополучную и умеют заботиться о собственном душевном комфорте, успешнее формируют стрессоустойчивость и у учеников. «Мне важно было самой сохранять спокойствие — или его видимость. Потому что дети остро чувствовали моё состояние», — говорит Анна К. В чате класса она старалась подбодрить учеников, рассказать что-то забавное, разместить интересные ссылки. «Но, думаю, моя тревога всё же прорывалась», — полагает собеседница IQ.HSE.

Состояние стресса можно описать как два субпроцесса: оценка воздействия (стрессора) и стратегии его преодоления (копинг). Одним из пионеров изучения копинга стал американский психолог Ричард Лазарус, автор классического труда 1966 года «Psychological Stress and The Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания»). 


Впоследствии Лазарус и его соавтор Сьюзан Фолькман выделили две основные функции копинга: регулирование отрицательных эмоций и изменение ситуации, вызывающей негативные переживания. В соответствии с этими функциями исследователи различали два типа копингов: эмоционально фокусированный (позитивная переоценка ситуации или, напротив, агрессивная реакция) и проблемно ориентированный (планирование решения вопроса). 

Важно отметить, что при других подходах учитываются и личностные особенности человека, его характер. Однако в описываемом исследовании индивидуальные характеристики респондентов не рассматривались.

Попросить помощь клуба

В сети можно найти множество советов учителям, как снизить напряжение. Но наиболее популярной среди педагогов стратегией поведения в сложной ситуации оказывается поиск социальной помощи — у коллег и друзей.

Эта стратегия может относиться и к эмоционально фокусированному, и к проблемно ориентированному копингу. С её помощью можно достичь разных целей: решить проблему, получить дельный совет (проблемно ориентированный копинг) — или/и успокоиться, отвлечься, восстановить душевное равновесие (эмоционально фокусированный копинг).

«Была очень важна поддержка школы, наших методистов и IT-специалистов, которые нас обучали, — говорит Наталья Ш. — Можно было подключиться и к внешним курсам, вебинарам и мастер-классам. Но это другая история». Анна К. рассказывает: «У нас были назначены ответственные — знатоки всех этих технологий, к ним можно было обратиться в любой момент. Это смягчало ситуацию».

Исследование показало, что школы очень по-разному поддерживали учителей при переходе к дистанту. Где-то, по словам респондентов, «репетиции-отыгрывания онлайн-уроков начались накануне карантина ещё на рабочих местах». «Круглосуточная поддержка, доступ, с ними [техническими специалистами] есть специальные чатики», — поясняет информант. 

На другом полюсе — равнодушие со стороны школьной администрации. «С одной стороны, нам свободу дали [в выборе онлайн-платформ], с другой, о нас будто не позаботились», — рассуждает респондент. «В нашей школе не во всех кабинетах даже есть интернет, — сетует информант. — Мы в принципе остались с той техникой, которая у нас была дома».

Требовалась ли учителям помощь психолога в ситуации перестройки? «Тренинги всё же пригодились бы. Просто приемы какие-то, чтобы снизить беспокойство, разгрузить забитую информацией голову», — считает Наталья Ш.

Хобби и физическая разрядка

Исследование учителей в США и Великобритании показало, что избегание, агрессия, принятие на себя излишней ответственности — стратегии, неэффективные для регуляции эмоционального состояния. Наиболее полезна физическая активность — как эмоционально фокусированная копинг-стратегия, которая позволяет восстановить физические и душевные силы. «Пробежки по утрам при самоизоляции исключались, но я бегала на тренажере дома. Фитнесом занималась, йогу пробовала», — рассказывает Анастасия Р. 

Другая отдушина — хобби. «Я люблю музеи, поэтому с удовольствием бродила по европейским музеям онлайн, — говорит Анна К. — Ещё нашла для себя миникурс живописи». Наталья Ш. во время самоизоляции пересмотрела любимые фильмы. «Освоила онлайн-кинотеатры, где зарубежные сериалы», — добавляет она. «Мне ресурсы-обучалки интересны, и для дела, и для души», — замечает Анастасия Р. В исследовании респондентка рассказывает: «Мы с семьей нашли в интернете латиноамериканские танцы и танцуем».


Общение с друзьями — по телефону и онлайн — тоже снижало стресс (эмоционально фокусированный копинг). «С однокурсниками виделись очень давно, а тут все встретились в зуме, были просто счастливы», — говорит Анна К.

Позитивная переоценка

Учителя, которые изначально не восприняли «дистанцирование» как угрозу или нашли в себе силы справиться с ситуацией, почти не отмечали у себя стресса. «Я дома, и я контролирую своего ребенка, я понимаю, что где нужно сделать, вот поэтому я очень комфортно себя ощущаю в этой форме», — говорит респондентка. Для кого-то это обкатанный, привычный формат: «Я очень много и часто работаю из дома, с детьми <...>. Просто пришёл, включил компьютер, как всегда, сел возле него и пошёл работать дальше <…> Да, я лежу на диване! Я могу не краситься! <...> У меня сплошные плюсы».

Многие опрошенные старались относиться ко всему философски. «<...> Если какая-то ситуация посылается — значит, она нужна, значит, её нужно прожить», — отмечает респондентка. Собеседница IQ.HSE Анастасия Р. полагает, что трудности полезны: «В этот момент можно понять что-то важное про себя — что приоритетно, а что нет. Можно начать иначе относиться к людям, бережнее. У стресса есть плюс — он учит концентрироваться».


Почти все респонденты видели в ситуации хорошую возможность освоить новые технологии. Особенно актуально это оказалось для регионов со сложными погодными условиями, из-за которых школьники вынужденно пропускают занятия. «Мы живём в Сибири, у нас бывают морозы, и у нас типа дистанционное, но дети не учатся, потому что мы не знали, что с ними делать. А теперь уже <...> представляем», — поясняет информант.

Поиск в происходящем позитивного смысла и новых возможностей — пример эмоционально фокусированного копинга. На другом полюсе — агрессивная реакция на сложности. Но она, как уже говорилось, неэффективна.

Отстоять личное время

Нагрузка учителей на дистанте возросла. Некоторые привычные задачи стало выполнять сложнее — например, проверять работу каждого ученика и готовить для него обратную связь. «Смотреть же нужно [сделанные задания], потому что, если они присылают, значит, им, наверное, нужна моя помощь или поддержка <...>», — говорит респондент. 

Повышение занятости сказывалось на балансе рабочего и личного времени. «Я могу сказать только одно, что я не меньше чем 12–14 часов в сутки провожу у компьютера», — замечает информант. «Домашние дела стояли, дочка была без внимания. Доходило до смешного: родители могли спросить в чате в полночь, что задано, — вспоминает собеседница IQ.HSE Анна К. — Ну и как тут восстанавливать силы?».

Респонденты старались отстоять личное время. «Я в чат класса написала, что меня нельзя беспокоить с 17 до 19 часов: у меня занятия», — поясняет Анастасия Р. Информантка в исследовании рассуждает: «У меня есть четко запланированное время, вот у меня английский — и точка. Это сильно отвлекает, мне просто становится легче. <...>».

В то же время, подчас респонденты добровольно жертвовали личным временем, чтобы психологически поддержать учеников. «Мы собираемся <с детьми> в системе Zoom на такие небольшие беседы, потому что мне важно посмотреть, как ребёнок себя чувствует, — говорит информантка. — Потому что в системе самоизоляции очень серьёзные взаимоотношения с семьями, вот у некоторых социально-экономические проблемы, трудности». 

«Мы говорили по-дружески, в чем у кого трудности, — говорит Анна К. — Это влияло на мотивацию детей. Они старались работать активно, как раньше».

С осторожным оптимизмом

Большинству респондентов удалось справиться со стрессом. И всё же тревога и скепсис по поводу будущего сохранялись. «Обучение — это всё же общение глаза в глаза, — считает Анастасия Р. — Онлайн удобен, но меня волнует, что обучение становится обезличенным». «Пытаюсь контролировать свои опасения, — рассуждает Наталья Ш. — Как будет с образованием, какое сочетание онлайна и офлайна, пока сказать сложно. Мало времени прошло для выводов. Но понятно, что цифровизация имеет плюсы».

Анастасия Р. добавляет: «То, что мы получили цифровую прививку, позволяет улучшать образование. Какие-то вещи можно без ущерба перевести в цифру, а какие-то усилить в очном формате». Вообще-то «полезный эксперимент», заключает собеседница IQ.HSE: «Такой взгляд на образование с дистанции и без прикрас».
IQ

Author: Olga Sobolevskaya, September 01, 2021