• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Что думают о мигрантах в Европе

Европейцы терпимы к мигрантам своей национальности, но не всегда готовы жить рядом с этническими чужаками.

В 1990 году мигранты составляли 6,8% населения Европы, к 2015 году — ​уже 10,3%. Рост числа «пришлых» меняет отношение к ним местных жителей. Большинство европейцев толерантно, но «делить территорию» с представителями этнических меньшинств готовы далеко не все, выяснила Галина Монусова в исследовании «Восприятие иммигрантов европейским общественным мнением»*.

Кто из стран гостеприимнее

В целом в Европе к иммигрантам относятся сдержанно, подтвердилось в ходе исследования. Однако есть группа более лояльных стран и группа с сильными антииммигрантскими настроениями.

В топ-5 государств, население которых в большей степени за прием приезжих, — Германия (готовы позволить их присутствие 46% жителей), Швеция (44%), Норвегия (31%), Дания (26%) и Россия (25%).

Но такая терпимость проявляется лишь к мигрантам своей расы и национальности. Готовности жить рядом с представителями других этносов меньше. Из того же топ-5 одинаково открыта для всех только Швеция. В Германии впускать этнически чуждых согласны 26% граждан, в Норвегии 22%, в Дании 15%, в России 9%.

Россияне же в числе активных сторонников закрытия границы для мигрантов иной национальности — 25% населения. Больше лишь в Венгрии (33%) и Чехии (29%). Менее привержены жесткому «нет» в Швеции (1%), Норвегии (2%), Швейцарии и Германии (по 4%), Нидерландах и Дании (по 6%).

Отношение к присутствию иммигрантов в принимающих странах

(«Позволить многим…», % респондентов, давших соответствующий ответ)

Источник: Европейское социальное исследование (ESS), 2014 год.  Данные по России и Венгрии: Европейское социальное исследование (ESS) в России, 2014 год. 


Отношение к присутствию иммигрантов в принимающих странах

(«Никому не позволить…», % респондентов, давших соответствующий ответ)

Источник: Европейское социальное исследование (ESS), 2014 год.  Данные по России и Венгрии: Европейское социальное исследование (ESS) в России, 2014 год.

Чего боятся местные

«Отношение местного населения к приезду новых переселенцев может быть связано с тем, как оно оценивает удельный вес уже присутствующих мигрантов», — поясняет Галина Монусова. Эти оценки часто отличаются от официальной статистики. Например, в Великобритании 12% мигрантов, а британцы думают, что свыше 30%, в Португалии расхождение более чем в четыре раза: 8% и 35%.

Незнание реальности усиливает негатив, порождает мифы о мигрантах. Как показало исследование, «аборигены» чаще всего опасаются, что приезжие:

  • отнимают рабочие места (наиболее обеспокоены этим вопросом в Чехии, Австрии, Бельгии, Ирландии, Швеции, Норвегии, Германии, Швейцарии, Финляндии);
  • привносят чужую культуру, которая разрушает сложившуюся культурную среду (Чехия, Австрия, Словения Швеция, Финляндия, Германия, Норвегия, Нидерланды);
  • злоупотребляют социальными услугами — бесплатным здравоохранением, образованием, соцпособиями (Чехия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Франция Швеция, Норвегия, Германия, Эстония, Словения);
  • ухудшают жизненное пространство, делают жизнь в стране хуже (Чехия, Австрия, Бельгия, Словения, Франция Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Польша);
  • усугубляют криминальную ситуацию (Чехия, Австрия, Бельгия, Норвегия, Германия, Нидерланды  Франция, Польша, Эстония, Ирландия, Швеция).

Наименьшую опасность иммигрантов европейцы видят в «подрыве» культурной среды. Наибольшую — в росте преступности.

Как выглядит «правильный» мигрант

Для граждан практически всех стран важно, чтобы мигрант принимал их образ жизни (уважение к традициям, знание языка и проч.). Наиболее требовательны в этом отношении чехи, бельгийцы, эстонцы, наименее — норвежцы и датчане.

В Эстонии, Австрии, Чехии чаще, чем в других странах, выступают за то, чтобы принимать людей, «обладающих навыками, востребованными в данное время и в данном месте». В Австрии, Ирландии, Эстонии, Германии в большей мере хотят видеть образованных мигрантов.

Наименее существенно для европейцев такое качество, как христианский бэкграунд. «Жители Чехии, Польши, Эстонии демонстрируют чуть больше требовательности в этом вопросе, тогда как для скандинавов происхождение мигранта практически не имеет значения», — комментирует исследователь.

Настоящее — из прошлого

Разное отношение жителей европейских государств к иммигрантам, формируют не только условия сегодняшнего дня. Оно уходит корнями в прошлое стран, может объясняться культурными, религиозными особенностями, историческими событиями и занятиями предков, говорится в исследовании.

Например, представители протестантской культуры более терпимы, чем католики. Так же — позитивнее — приезжих воспринимают в северных странах, где традиционно занимались охотой и рыболовством, требовавшими взаимодействия с «внешним» миром (соседями, жителями других поселений).

Возможно, истоки терпимости в колониальном прошлом. «Население развитых стран чувствует ответственность перед выходцами из бывших колоний и считает их переселение естественным процессом», — отмечает автор исследования.

Однако, несмотря на толерантность, настороженность в отношении мигрантов у абсолютного большинства европейцев остается. И более того — увеличивается, что подтверждается ростом поддержки антиимигрантских партий даже в таких гостеприимных странах как Швеция и Нидерланды.
IQ
 

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Галина Монусова, к.и.н., старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

* Работа базируется на результатах Европейского социального исследования (ESS) за 2014 год. Доступные данные — по 15 европейским странам (Австрия, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Ирландия, Чехия, Польша, Эстония, Словения). Совокупная выборка — 29,8 тыс. человек.


См. также:

Рост населения перекроит карту мира

Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы

Гражданская идентичность влияет на отношение к мигрантам

Пять научных фактов о миграции

Author: Svetlana Saltanova, March 17, 2017