• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Свободный рынок электроэнергии откроется 1 октября. Девять спорных вопросов

Свободный рынок электроэнергии откроется 1 октября

11 июля вице-премьер Виктор Христенко провел заседание правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики. Обсуждение законов функционирования оптового электрического рынка на переходный период еще далеко не закончено, однако господин Христенко уже назвал новый срок появления свободного сегмента рынка -- 1 октября.

Напомним, в начале реформы правительство обещало частично ввести свободную куплю-продажу электроэнергии ровно год назад -- с 1 июля 2002 года. Потом сроки постоянно отодвигались то из-за вмешательства Госсовета, то из-за слишком долгого обсуждения "электрических" законов в Госдуме. Но и сразу после их принятия запуск рынка с 1 июля 2003 года, как обещали, не состоялся. В новый срок, названный Виктором Христенко, тоже верится с трудом: слишком уж много разногласий у членов комиссии.

Виктора Христенко это обстоятельство не смутило: он уверен, что постановление правительства, которым будут введены правила рынка переходного периода, увидит свет уже 1 сентября. "Это означает, что свободный сектор в 5-15% рынка можно будет запустить с 1 октября",-- заявил по окончании заседания вице-премьер. Ясно также, что запускать рынок будут в объеме 15, а не 5% от генерации. Однако сама схема формирования свободного рынка пока не приобрела конкретных очертаний. Комиссия еще не знает: то ли "отрезать" эти 15% от общего объема ФОРЭМа, то ли сразу исходить из того, что туда будет поступать лишь 85% генерируемой станциями энергии.

По признанию господина Христенко, разногласий достаточно много. Но большинство лежит в технической плоскости. Например, к механизму ценообразования на свободном рынке еще даже и не подступались. Как известно, здесь возможно много вариантов: цена может формироваться либо по зональному принципу, либо по узловому (на каждом энергоузле она будет своя, поскольку здесь учитывается и проводимость сети), можно разрабатывать и комбинированную схему. В одном вице-премьер уверен: "На нерегулируемом сегменте рынка цена электричества будет не выше, а, скорее всего, ниже, чем на регулируемом". Механизм взаимодействия между двумя сегментами пока тоже не прорисовывается, хотя одно существенное условие уже понятно: заключать прямые договоры между производителем и поставщиком о цене поставляемого электричества можно будет только на свободном рынке. Зато уж электричество будет отпускаться подписавшему договор потребителю в приоритетном порядке. Если же возникнет конкуренция между несколькими участниками прямых договоров (например, из-за ограниченных возможностей сети), то, как и в отношении нефтяной трубы, будет действовать принцип равного, недискриминационного доступа. Идея Администратора торговой системы, предложившего давать преимущество производителям, имеющим большую энергоемкость и национальное значение, была решительно отвергнута.

Пожалуй, главным достижением комиссии стала максимально возможная либерализация условий вхождения в свободный рынок. Так, правительство решило не предъявлять к будущим продавцам и покупателям "свободного электричества" никаких особых условий. Процесс вхождения в рынок будет носить заявительный характер, его участником сможет стать любой хозяйствующий субъект. "В общем, полная свобода в ограниченном пространстве",-- охарактеризовал будущие правила господин Христенко.

"Коммерсант"

Девять спорных вопросов

Вице-премьер Виктор Христенко обозначил очередную дату запуска конкурентного рынка электроэнергии. К 1 сентября, по его словам, ожидается утверждение правил работы, а с 1 октября должны начаться реальные торги. Правительство планирует продавать в этом секторе рынка сразу 15% всей российской электроэнергии. Однако первый замминистра экономразвития Андрей Шаронов в интервью Интерфаксу заявляет, что сняты далеко не все противоречия между участниками рынка и "остались просто физически (технически. -- Ред.) сложные вопросы".

По словам г-на Шаронова, в правилах оптового рынка сейчас существует девять вопросов, по которым остались разногласия. В правительстве еще не доспорили, кто именно будет участвовать в свободной торговле -- все продавцы и покупатели в обязательном порядке или будет разрешен добровольный вход на торги и выход с них. По мнению г-на Шаронова, не исключено, что "сначала будет добровольность участия в рынке, а потом уже обязательность для всех, чтобы наращивать долю конкурентного рынка".

Кроме этого, нет единогласия относительно механизма определения рыночной цены. "Есть конкретные вопросы, по каким ценам торговать -- по маржинальным или по средневзвешенным, -- говорит первый замминистра МЭРТ. -- Есть плюсы и минусы того и другого варианта... Нужно просто все взвесить и остановиться на каком-то из них".

Существует несколько версий по вопросу зонального ценообразования. Во-первых, не ясно, будут ли границы ценовых зон совпадать с границами регионов. По логике, говорит г-н Шаронов, это необязательное условие, "решающее значение должны иметь технологические ограничения единой энергосистемы России, например ограничение пропускной способности сетей". Во-вторых, не решено, какие будут существовать цены -- зональные или узловые (зональные -- это когда цена на электроэнергию одинаковая для всех потребителей, входящих в зону, а узловая -- это когда одинаковая цена существует исключительно для потребителей, подключенных к определенной подстанции или любому другому электрическому узлу). Теоретически узловые цены больше способствуют конкуренции, однако их введение требует больших затрат. К тому же пока нет определенности с конкуренцией в распределительных сетях, которые, как правило, находятся на балансе местных коммунальных предприятий.

Вместе с тем г-н Шаронов не исключает и такого варианта, когда будут применяться как узловые, так и зональные цены. Это может быть организовано следующим образом: "К существующим потребителям применяются зональные цены, потому что они всю жизнь жили вместе, покупали электроэнергию по одному тарифу, -- говорит первый замминистра МЭРТ, -- а вот новые потребители могут получать электроэнергию по узловым тарифам, поскольку они уже могут принимать решения, где им строить объекты (и, соответственно, выбирать место, где электричество будет дешевле. -- Ред.)".

Еще один принципиальный момент отметил Виктор Христенко. По его словам, на заседании комиссии по реформированию электроэнергетики представители Администратора торговой системы (АТС) внесли предложение о том, как решать проблему, когда пропускная способность той или иной ЛЭП не позволяет исполнение двух разных прямых договоров на поставку электричества. Подобный прецедент был создан два года назад, когда "Росэнергоатом" заключил контракт на поставку энергии в Грузию, а РАО "ЕЭС России" отказывалось его исполнять, ссылаясь прежде всего на то, что сечение ЛЭП "Кавкассиони" не позволяет этого делать (РАО само планировало экспортировать электричество в Грузию и находило множество предлогов, чтобы не пускать туда конкурента, который может "сбить" цену). АТС, по словам г-на Христенко, предлагает в таких ситуациях приоритет устанавливать "по энергоемкости и национальному значению". "Мы решили, что такого быть не может, и единственный принцип вхождения в конкуренцию прямых договоров должен базироваться на равном недискриминационном доступе", -- сказал вице-премьер.

Все разногласия, судя по всему, будут урегулированы в течение этой недели. На пятницу запланировано очередное заседание правительственной комиссии по реформированию отрасли, где, по словам г-на Христенко, возможно, уже будут утверждены правила оптового рынка электроэнергии.

"Время новостей"

14 июля, 2003 г.