• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каршеринг нельзя кашеваринг

Насколько велик гендерный разрыв в использовании сервисов аренды автомобилей

ISTOCK

Женщины в России пока редко пользуются услугой каршеринга. И на то есть причины: представления о возможном неудачном опыте, подкреплённые рассказами других пользователей, особенности передвижения женщин, связанные с их рутинными занятиями и обязанностями, требования к уровню чистоты салона автомобиля, страх перед неизвестным. В то же время возможность использования каршеринга вдохновляет женщин на получение водительских прав и поддержание практики вождения автомобиля. IQ.HSE разобрался на основе статьи исследовательниц из НИУ ВШЭ Софии Макаревич и Анны Стрельниковой в мотивации и барьерах россиянок, связанных с использованием сервисов аренды автомобилей.

Каршеринг в России существует уже более десяти лет. Его активное развитие началось в 2015 году после запуска ряда сервисов. Согласно некоторым исследованиям, пандемия замедлила рост частоты использования каршеринга, поскольку пользователи учитывали риски заболеть при совместном использовании автомобилей.

Однако новые аналитические проекты показывают, что текущая экономическая ситуация — существенный рост стоимости автомобилей, а также сужение предложения иностранных марок — стали драйвером роста каршеринга. Так, в 2023 году по сравнению с 2020 годом доля россиян, для которых каршеринг находится в списке предпочитаемых видов транспорта при перемещении в крупных городах, увеличилась с 8% до 11%.

Каршеринг развивается по всей России, однако лидером рынка стала Москва — как из-за численности населения, так и в силу перегруженности автомагистралей. Сервисы аренды автомобилей помогают разгрузить транспортные сети города, поскольку один автомобиль каршеринга, по подсчётам аналитиков, может заменить десять личных. В итоге количество машин на дорогах может сократиться в 2,5-3 раза. Кроме того, владеть личным автомобилем в Москве — дорогое удовольствие для среднестатистического жителя. Помимо техобслуживания и аренды паркинга, есть ещё затраты на платную парковку в центре города и общественных местах.

По имеющейся информации, к первой половине 2019 года в столице насчитывалось 23 557 автомобилей каршеринга. Почти миллион человек пользовались этой услугой регулярно, а всего машины были арендованы 24 млн раз. При этом в течение суток использовалось до 81% автопарка, один автомобиль арендовался в среднем семь раз. А более позднее исследование Мосгортранса, проведенное совместно с проектом «Трушеринг» показало, что во втором квартале 2023 года на автомобилях сервисов каршеринга «Делимобиль», «Ситидрайв», «Яндекс Драйв» и BelkaCar совершали в среднем 130 тыс. поездок в день.

«Таким образом, московский каршеринг — уникальный кейс, который представляет непосредственный интерес не только для пользователей и представителей рынка транспортных услуг, но и для исследователей», — считают учёные. Особенно, если привлечь не только экономические показатели, но и социо-демографические характеристики и установки пользователей арендных автомобилей.

Гендерная диспропорция

Зарубежные исследования каршеринга как социального феномена часто отмечают преобладание водителей-мужчин. Данный факт нередко трактуется как одно из проявлений гендерного неравенства. Причин, почему женщины реже пользуются каршерингом, может быть несколько.

Так, в ряде работ указываются: меньшая увлечённость женщин новыми технологиями по сравнению с мужчинами, страх за свою безопасность и избегание лишнего стресса из-за неуверенности в незнакомом автомобиле, а также меньшая склонность к использованию одного вида транспорта по причине специфики перемещений. Они могут происходить на небольших расстояниях, когда нужно делать несколько остановок в рамках одной поездки или быть точно ко времени при переходе от пункта к пункту.

Иными словами, каршеринг может быть не очень совместим с образом жизни женщин, их рутинными задачами и распорядком дня, да и в целом с транспортным поведением и установками.

Российские исследования также подтверждают наличие гендерной диспропорции в использовании каршеринга. К началу 2020 года в Москве среди водителей каршеринга было всего лишь 15% женщин. Но ситуация всё же понемногу меняется. По данным каршерингового оператора BelkaCar, в 2020 году количество пользователей-женщин выросло в два раза по сравнению с 2017 годом — с 10 до 21%.

«В то же время среди исследований российских авторов почти отсутствуют работы на тему причин использования или неиспользования каршеринга среди женщин», — отмечают авторы. В ходе своего исследования они решили восполнить этот пробел.

Женщины любят такси

Чтобы ответить на вопрос, что демотивирует и, наоборот, мотивирует российских женщин пользоваться услугами каршеринга София Макаревич и Анна Стрельникова проанализировали данные всероссийского онлайн-опроса РОМИР (выборка 974 человека в возрасте от 18 до 50 лет, 2020 год), а также провели собственные полуформализованные интервью (15 человек, 2021 год).

Вопросы анкеты для онлайн-опроса РОМИР были разработаны Софией Макаревич. Выборка репрезентирует городское население, 103 респондента являлись жителями Москвы. Это позволило детально рассмотреть представления столичных пользователей каршеринга.

Полуформализованные интервью проводились среди женщин в возрасте от 18 до 50 лет, проживающих в Москве и имеющих водительские права. Семь опрошенных были пользователями каршеринга (водителями), четыре — пассажирами и ещё четверо совсем не использовали каршеринг.

Общероссийские данные показывают, что основным видом транспорта (за последние три месяца, предшествовавшие опросу) для мужчин остаётся свой автомобиль (65 %), а для женщин — практически в равной мере личный автомобиль и общественный транспорт (по 42%). Авторы указывают на заметное гендерное различие в городской мобильности. Женщины намного чаще мужчин пользуются такси — 9 против 4%. А каршеринг как наиболее частый вид транспорта был выбран минимальным количеством опрошенных (2% мужчин и 1% женщин).

Что касается московской выборки, то мужчины чаще всего использовали общественный транспорт (47%), на втором месте — личный автомобиль (39%), на третьем месте каршеринг (10%), на четвёртом — иные виды транспорта (6%). Можно предположить, что «иными видами транспорта» являются электросамокаты, обычные самокаты, а также моноколёса, мотоциклы и мопеды. По велосипедам отдельная статистика, к ним, а также к такси мужчины в Москве обращались реже всего (суммарно всего 4%).

У женщин вновь несколько иная картина. Основным для жительниц Москвы также является общественный транспорт (39%), чуть меньше доля использующих чаще всего личный автомобиль (33%), а вот такси оказалось на третьем месте (19%). К каршерингу женщины в Москве, как и в целом по России, обращались намного реже, чем мужчины (4%).

«Интересно, что гендерная диспропорция в выборе предпочитаемого транспорта проявляется не только в доле пользующихся каршерингом, но и в частоте использования такси. Так, в нашей выборке в Москве женщины пользуются такси в 10 раз чаще, чем мужчины, а в общероссийской выборке — в 2,2 раза чаще», — отмечают авторы.

Аргументы в пользу каршеринга

В ходе интервью авторы исследования попытались раскрыть аргументацию женщин в пользу выбора тех или иных видов транспорта. Личный автомобиль, например, воспринимается опрошенными как опора в жизни и отражает установку на владение вещью с возможностью контролировать всё как внутри салона собственной машины, так и снаружи.

…в моей машине всё организовано так, как я хочу, поэтому расставаться с ним не думала (женщина из возрастной группы 18–21 год, никогда не использовала каршеринг, есть личный автомобиль).

Для женщины личный автомобиль — это очень удобно, ты независим (женщина из возрастной группы 36–55 лет, пассажирка каршеринга, есть личный автомобиль).

«Мнения информанток показывают, что владение личным автомобилем позволяет ощутить абсолютную независимость от любых внешних обстоятельств (других людей, установленных маршрутов, времени поездки)», — комментируют исследователи.

Каршеринг, в свою очередь, по одним параметрам приравнивается к личному автомобилю, по другим — к общественному транспорту. «Например, как общественный транспорт, так и каршеринг описываются в терминах рациональности, быстроты, системности и экономии», — отмечают авторы.

…да и в Москве общественный транспорт — это достаточно быстро, но каршеринг комфортнее, иногда даже быстрее (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

Я люблю метро, потому что чётко знаю, когда я попаду в какое-то место, я представляю Москву не как обычную карту, а как карту метро (женщина из возрастной группы 22–25 лет, пассажирка каршеринга).

Участницы исследования при этом указывают на очевидные минусы общественного транспорта по сравнению с каршерингом:

Я всегда думаю о каршеринге, когда мне нужно куда-то поехать. Потому что если выбирать — трястись с кем-то, в толпе, где ещё и неприятно пахнет, люди посторонние до тебя дотрагиваются — я выберу одиночество в машине каршеринга (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

…количество людей — в Москве по будням просто жесть, никакой социальной дистанции, никаких личных границ (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

Исследование «Яндекса» показало, что сервисом каршеринга «Яндекс драйв» чаще пользуются в субботу и воскресенье, а личным автомобилем — в рабочие дни.

Судя по ответам, каршеринг позволяет женщинам экономить время, ресурсы и не тратиться на покупку личного автомобиля, когда в этом нет необходимости.

Каршеринг пока полностью покрывает мои нужды, поэтому я не покупаю автомобиль тут и не перевожу из другого города свой (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

Моим детям очень удобно, потому что они могут себе позволить пока не покупать личный автомобиль, когда я приезжаю, они меня возят (женщина из возрастной группы 36–55, пассажирка каршеринга).

В ходе исследования «Б1», опубликованного в конце 2023 года, были проведены расчёты стоимости использования каршеринга в течение года в сопоставлении со стоимостью использования такси или владения личным авто. Выяснилось, что для Москвы владение личным автомобилем в год обходится в пять раз дороже, чем использование каршеринга (при одинаковых параметрах интенсивности использования). Такси обходится примерно в полтора раза дороже каршеринга.

Среди других причин, которые называют женщины в качестве мотивирующих использовать каршеринг фигурируют: возможность протестировать разные автомобили, поддержание навыков вождения. Также машина из сервиса аренды может временно заменять личный автомобиль и давать больше мобильности.

Когда на паркинге кто-то заблокировал мою тачку — я просто взяла каршеринг (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

В центре обычно негде ставить машину свою, да и дорого, поэтому использую каршеринг (женщина из возрастной группы 36–55 лет, пассажирка каршеринга).

Это же очень удобно — каршеринг, можно взять любую машину, оставить где хочешь и не париться потом (женщина из возрастной группы 22–25 лет, водитель каршеринга).

Авторы отмечают, что собеседницы приводили и обоснования, связанные с экологическими ценностями, побуждающими к выбору каршеринга как формата совместного использования транспорта:

…это экологичнее, поскольку пользуешься не своей машиной (женщина из возрастной группы 22–25, пассажирка каршеринга).

…это про рационализм и экономию ресурсов, бензина и времени (женщина из возрастной группы 22–25, никогда не пользовалась каршерингом).

В ходе анализа данных авторы также выяснили, что само наличие каршеринга как доступного городского сервиса выступает для женщин в качестве одного из мотивов для получения водительского удостоверения. «В общероссийской выборке каршеринг мотивировал женщин в три раза чаще, чем мужчин (75 и 25% соответственно), а в Москве каршеринг и вовсе мотивировал только женщин (100%). Среди тех, кто пока не получил водительские права, но планирует это сделать, также отмечается преобладание женщин, мотивированных наличием каршеринга (56% в общероссийской выборке)», — пишут исследователи.

В целом авторы приходят к выводу, что если у женщины есть установка, что каршеринг помогает экономить, практиковаться, перебороть трудности использования своего автомобиля, даёт свободу и возможность ни с кем не делить свою поездку, то она становится пользователем каршеринга.

Разнообразие барьеров

Что касается барьеров в использовании каршеринга женщинами, то, в отличие от мотивирующих факторов, сходных для всех групп респонденток, они оказались достаточно разнообразными. Особенно отличия заметны между реальными и потенциальными пользовательницами арендных автомобилей.

Потенциальные водительницы каршеринга высказывают различные опасения по поводу данного сервиса. Значимую роль играет негативный опыт других людей. Кроме того, женщины не решаются воспользоваться каршерингом по причине боязни перед неизвестностью, потенциальными проблемами или неполного понимания процессов эксплуатации арендованной машины. Существует и нежелание использовать «чужое».

У меня есть личный автомобиль, каршеринг не сможет мне его заменить, там всегда есть ощущение, что это — не твоё, то грязно, то пахнет (женщина из возрастной группы 18–21 лет, никогда не использовала каршеринг).

«Если барьеры для потенциальных пользовательниц каршеринга связаны по большей части с чем-то неизвестным, то барьеры для женщин, уже имеющих опыт вождения каршеринговых автомобилей, довольно конкретны», — пишут авторы. Среди них: нет каких-то необходимых деталей в автомобиле, отсутствие в нём чистоты и в целом выгоды от использования каршеринга в данный момент.

Если бы во всех каршерингах был навигатор или хотя бы подставка под телефон, которая не снимается — я бы пользовалась чаще и больше, а так приходится отказываться, если я такую подставку не взяла (женщина из возрастной группы 22–25, водитель каршеринга);

Когда что-то не работает или это украдено — неприятно, я бы хотела, чтобы это указывали в приложении (женщина из возрастной группы 22-25 лет, водитель каршеринга).

Авторы отмечают, что для того, чтобы женщины использовали каршеринг чаще, могут быть полезны некоторые дополнительные опции, повышающие полезность сервиса и комфорт от его использования, а также нивелирующие чувство не своего, чужого пространства. «Сгладить эти ощущения помогут обучающие материалы (в виде видеопомощника, инструкций, дополнительных минут на “активацию памяти” о правилах сервиса), контролирующие элементы (предварительное психологическое или иное тестирование перед использованием автомобиля каршеринга, камеры внутри салона) и вспомогательные инструменты для очищения автомобиля перед началом использования», — рекомендуют исследователи.
IQ
 

Авторы исследования:
София Макаревич, аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Анна Стрельникова, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, руководитель рабочей группы «Городская повседневность на микроуровне: пространственные практики, эмоции, темпоральность»
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 26 апреля