• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Атомный конфликт интересов. Атом расщепляет людей

Назначенный в начале этой недели исполнительным директором "Росэнергоатома" Сергей Иванов оказался в крайне щекотливом положении. При нем госконцерн, производящий 15% всей электроэнергии в России, должен будет выкупить дорогостоящее имущество у частной компании, которую Иванов возглавлял до прошлого понедельника. Если Иванов выпутается из весьма запущенной ситуации, связанной с активами Энергетической русской компании (ЭРКО), его надо будет признать гениальным менеджером, пишут «Ведомости». - Впрочем, раньше он уже ухитрялся одновременно работать в "Росэнергоатоме" и ЭРКО, когда входящие в госконцерн атомные электростанции судились с этой компанией.

Как рассказал "Ведомостям" директор по общим вопросам ЭРКО Илья Плотников, компания была создана в 1992 г. для привлечения частных инвестиций в атомную энергетику. Учредили компанию АЭС и другие компании отрасли. На средства, полученные от учредителей и продажи акций частным инвесторам, ЭРКО выкупила оборудование и поставила его на три достраивающиеся российские АЭС (Смоленскую, Калининскую и Балаковскую). В 1993 - 1994 гг. со станциями были заключены договоры об аренде этого оборудования, оставшегося в собственности ЭРКО.

А 1995 г. был принят закон "Об использовании атомной энергии", по которому все "сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции", были закреплены в федеральной собственности. Имущественные права ЭРКО оказалась под сомнением. Одна из станций - Смоленская - попыталась в судебном порядке расторгнуть договор аренды, но проиграла процесс. А Балаковская АЭС, на которой ЭРКО владела самой дорогой собственностью, просто перестала платить арендную плату. И с ней начала судиться уже ЭРКО. В 2000 г. она взыскала со станции 220 млн руб. за аренду оборудования с 1995 г.

Создалась патовая ситуация. С одной стороны, закон "Об использовании атомной энергии" не имеет обратной силы. С другой, частная компания, владеющая оборудованием на АЭС, не может не раздражать государство в лице "Росэнергоатома". ЭРКО предлагает концерну выкупить у нее собственность, чтобы компания могла выплатить компенсацию частным акционерам. Их у нее около 80 000 - это в основном сотрудники АЭС и других предприятий Минатома. Принадлежащее ей оборудование ЭРКО оценивает примерно в $49 млн. "Росэнергоатом" же все последние годы настаивал, что на закупку агрегатов для станций частная компания потратила лишь $2 млн.

По словам Плотникова, между ЭРКО и "Росэнергоатомом" уже существует принципиальная договоренность, что имущество ЭРКО будет передано АЭС в лизинг с постепенным выкупом. Но цена еще не согласована. И в этом заключается главная проблема для нового исполнительного директора "Росэнергоатома" Иванова. По словам пресс-секретаря Минатома Андрея Полуоса, Иванову теперь придется доказывать законность и правильность каждого своего шага, чтобы его не могли обвинить в использовании служебного положения.

Сидеть на двух стульях Иванову не впервой, пишет газета. Даже когда судебные баталии были в разгаре, у "Росэнергоатома" и ЭРКО было общее руководство. Их возглавлял один и тот же человек - Эрик Поздышев. Правда, должности Поздышева и в "Росэнергоатоме" (президент) , и в ЭРКО (председатель совета директоров) были скорее номинальными. Но Иванов имел управленческие полномочия и в частной компании, в которой он до последнего времени был гендиректором, и в госконцерне, где с 1997 по 1999 г. он руководил сначала департаментом антикризисных программ, затем коммерческим департаментом, а потом был советником вице-президента.

«Ведомости»

Атом расщепляет людей

Вчера к исполнению своих обязанностей приступили новые президент концерна "Росэнергоатом" Олег Сараев и исполнительный директор Сергей Иванов. Общественность особенно привлекла личность г-на Иванова, который до последнего времени возглавлял "Энергетическую русскую компанию", фигурирующую в деле Генеральной прокуратуры о возвращении турбины четвертого энергоблока Балаковской атомной станции из частного владения в федеральную собственность.

Что делает прокуратура

Неделю назад прокуратура Саратовской области начала проверку обстоятельств сдачи в аренду турбины 4-го энергоблока Балаковской АЭС. Заместитель прокурора Геннадий Задков заявил "Известиям", что поводом для проверки послужила телепрограмма "Момент истины", в которой была вскользь упомянута данная ситуация.

- Проверка будет закончена примерно 15-16 февраля, - пообещал Геннадий Задков. - Поэтому пока рано говорить, есть в этой ситуации состав преступления и повод для возбуждения дела или же это гражданско-правовые отношения.

По словам зампрокурора, сейчас изъяты и изучаются все документы, касающиеся турбины. В общих чертах ситуация вырисовывается такая.

- В 1993 году атомные электростанции России оказались в плачевном финансовом положении, - рассказывает Задков. - Чтобы его поправить, все наши АЭС учредили государственное предприятие "Энергетическая русская компания" (ЭРКО), которое должно было осуществлять менеджерские функции и решать проблемы атомных станций. В том же 1993 году ЭРКО купила турбину, которую и установили в четвертый энергоблок Балаковской АЭС. Эта турбина до сих пор находится в собственности "Русской энергетической компании", а Балаковская АЭС использует ее на правах аренды.

Как сейчас распределены акции "Русской энергетической компании", прокурор Саратовской области не отвечает, ссылаясь на незаконченную проверку. Однако, по данным "Известий", часть акций ЭРКО, переданных в 1993 году учредителям (то есть АЭС), сейчас находится в собственности физических лиц - директоров атомных электростанций.

«Известия»

13 февраля, 2002 г.