• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потоки мигрантов отследят по сим-картам

Сколько раз в неделю работники ездят из области в город? Какие маршруты самые популярные? Ученый ВШЭ предложил методику, которая позволит ответить на эти вопросы.

Автор исследования:

Валерий Юмагузин, младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ.
 

Использовав геоаналитику одного из операторов «большой тройки» (ее составляют МТС, ВымпелКом и Мегафон), Валерий Юмагузин показал, как данные из области мобильной телефонии могут служить демографии.

Новый статистический инструмент позволил подсчитать количество маятниковых мигрантов (маятниковая миграция — это поездки населения на работу/учебу из одного населенного пункта в другой в дневное время и возвращение обратно в вечернее время), среднее расстояние их передвижений и число поездок в неделю, а также визуализировать географию перемещений: точки «исхода» и «прибытия».

Доклад «Возможности изучения маятниковой миграции по данным сотовых операторов (на примере города Уфы)» был представлен в НИУ ВШЭ на X Всероссийской научной конференции памяти Юрия Левады.

Мобильник рассказал о маршруте

На примере города Уфы исследователь показал маршруты мигрантов, которые совершали от двух поездок в столицу республики в течение десяти дней . На рисунке 1 указаны только маршруты, по которым едут три и более человека. Чем ярче линия, тем больше людей едут таким путем.

Рисунок 1. География поездок маятниковых мигрантов г. Уфы

 

Данные о транзакциях в привязке к геопозициям взяты за 10 дней — с 13 по 22 апреля 2015 года. В этот период население региона жило в обычном ритме, без праздников и школьных каникул. Единицей измерения стала sim-карта. В выборку были включены люди, которые совершали изучаемые транзакции на территории республики и ее столицы в дневное время, с 11.00 до 18.00, и ночью, с 20.00 до 8.00. Предполагается, что в течение названного периода человек совершил не менее двух поездок, в которых он сделал хотя бы одну транзакцию в Уфе и за ее пределами. Определение места работы и проживания произведено с учетом геопозиций.

Основные районы-доноры столицы — это города и центры районов, особенно близлежащие: поселок городского типа Чишмы, село Иглино, город Благовещенск. «Основной центр притяжения — историческая часть города с множеством государственных и частных организаций, университетов, — отметил докладчик. — Второй центр — северная часть города с большим числом промышленных предприятий». Среднее расстояние, которое преодолевал маятниковый мигрант, — 39 км по прямой линии, медианная величина — 23 км. Максимальное расстояние — 353 км. Но людей, перемещающихся на такие большие расстояния, оказалось немного.

Если увеличить порог двигающихся мигрантов с трех до десяти и более людей, то дальние территории «выпадут» из анализа (рис.2). Среднее расстояние передвижений, как и медиана, тогда составит 14 км, а наибольшее расстояние — 40 км.

Рисунок 2. География поездок маятниковых мигрантов г. Уфы

Источник: Геоаналитика.

Расписание миграции

По количеству дней, в которые выявленные мигранты совершали транзакции, можно судить и об их режиме работы. На рис. 3 выделяются те, кто совершили поездки в город, где сделали хотя бы одну транзакцию, в течение всех пяти дней рабочей недели. Оценочно к мигрантам с пятидневной рабочей неделей можно отнести 30-40% от числа всех маятниковых мигрантов, считает Юмагузин. Но, кроме того, немало мигрантов, которые были в Уфе в какие-либо два, три или четыре дня рабочей недели. «Вероятно, это люди, которые работают по графику, например, два через два, сутки через трое», — пояснил исследователь.

Рисунок 3. Режим работы маятниковых мигрантов.

Источник: Геоаналитика.

Дивиденды от статистики

Маятниковую миграцию еще недавно изучали по ограниченному числу данных. Наблюдения над таким «пульсирующим» населением включали выборочные обследования, экспертные оценки, нормативные документы, данные по пассажиропотоку. С развитием информационных технологий появилась новая исследовательская оптика. Это ГИС-анализ (ГИС — географическая информационная система; обрабатываются пространственные данные; см. статью Портрет маятникового мигранта), анализ соцсетей и обработка данных сотовых операторов.

Причем за последние годы мобильная телефония поставляет вполне представительные данные. По подсчетам операторов, на десять россиян приходилось в прошлом году 17 активных sim-карт, тем самым уровень проникновения услуг сотовой связи составил около 170%. Из такого охвата населения наука может извлечь свои статистические дивиденды.

«Данные сотовых операторов быстро обновляются, недорого стоят, в них делается привязка к каждому абоненту, — пояснил преимущества метода Валерий Юмагузин. — Sim-карта посылает сигналы о местонахождении абонента, что позволяет проанализировать его перемещения».

В исследовании заданы четкие географические рамки (оценивалось число жителей Башкирии, регулярно курсирующих на работу и учебу в столицу региона), однако метод может быть экстраполирован на любой регион или страну в целом. С его помощью можно изучать любую миграцию и объемы туристических потоков. «Вычислительные» опции мобильной телефонии пока апробируются статистическими органами лишь небольшого числа стран: Нидерландов, Ирландии, Италии, Чехии и Эстонии. Однако эти данные могут восполнить многие пробелы в изучении маятниковой миграции.

Общая численность маятниковых мигрантов, отправляющихся в Уфу, оценена в 68 тыс. человек, или 6,2% от численности населения столицы региона (в этом городе, согласно Росстату, проживают 1 млн 88 тысяч человек). Полученные значения оказались несколько ниже оценок из других исследований (8-9%).

Интересно, что опубликованные Департаментом информационных технологий города Москвы оценки маятниковой миграции по столице, основанные на данных сотовых операторов, также были ниже — всего 450 тысяч человек вместо 900 тысяч, а по некоторым другим оценкам — даже 1 млн 300 тысяч человек. 

Выявленное занижение может быть связано с ограничениями самого метода: апробированных методик недостаточно, поэтому метод нуждается в уточнении и доработке. Зато о географии поездок на основе полученных данных можно судить достаточно точно, подчеркнул Юмагузин.

В дальнейшем автор расширит фокус исследования — он планирует рассмотреть особенности маятниковой миграции в разных российских регионах. Предстоит проверить и гипотезу об экономическом статусе мигрантов. Вероятно, они обладают большим доходом по сравнению с остальными жителями мест «исхода», поэтому имеют большие затраты на мобильную связь и более высокий класс телефона, полагает Валерий Юмагузин.

См. также:

Россияне теряют географическую мобильность

Портрет маятникового мигранта

Жители комфортных городов склонны к оседлости

Мигрантов нужно активнее интегрировать в общество

Мигранты следуют за инвестициями

Россиян привлекают города-миллионники

Миграция между регионами бессмысленна или невозможна

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 18 мая, 2016 г.