• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От чего зависит отношение европейских депутатов к России

В вопросах о России депутаты Европарламента в первую очередь ориентируются на национальные, а не на общеевропейские интересы

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анна Декальчуккандидат политических наук, преподаватель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Дмитрий Скугаревскийдокторант Женевского института международных исследований, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.
Александра Хохловамагистрантка Тартуского университета (Эстония), выпускница 2015 года бакалаврской программы «Политология» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
 

Когда речь заходит о России, депутаты Европарламента в своих вопросах Европейской комиссии чаще демонстрируют негативный, чем позитивный настрой. При этом тональность вопросов во многом определяется национальностью депутатов, а не их принадлежностью к той или иной идеологической группе в парламенте. Это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что национальные интересы для европейских парламентариев пока еще выше идеологических.

Результаты исследования представлены в статье «Национальные или европейские политики? Измеряя тональность вопросов депутатов Европейского парламента о России» (National or European Politicians? Gauging MEPs Polarity when Russia is Concerned

Национальность имеет значение

«Вызывает беспокойство», «необходимо предпринять меры», «мы озадачены» и тому подобные выражения нередко звучат в вопросах европейских депутатов о России. Негативно окрашенные вопросы чаще всего задают депутаты из Швеции, стран Балтии, Чехии, Польши. Наиболее позитивны в своих вопросах депутаты из Греции, Франции, Кипра, Германии.

Таблица 1. Как страна депутатов влияет на тональность их вопросов о России

Топ стран, чьи депутаты чаще негативны в своих вопросах о России  

Топ стран, чьи депутаты чаще позитивны в своих вопросах о России

Швеция

Греция

Эстония

Франция

Латвия

Кипр

Чехия

Германия

Польша

Мальта

Бельгия

Финляндия

Италия

Австрия

Ирландия

Румыния

Словакия

Люксембург

 В то же время, как показало исследование, идеологическая принадлежность депутатов (принадлежность к той или иной идеологической группе в парламенте) оказывает меньшее влияние на тональность их вопросов. Исключение здесь составляют только евроскептики «Европа наций и свободы» во главе с Марин Ле Пен.

Вопросы европейских депутатов Еврокомиссии сродни депутатским запросам в России в адрес госорганов или должностных лиц. При этом задавать вопросы депутаты могут от себя лично, их никто не контролирует в отличие от ситуации голосования, когда парламентарии находятся под давлением коалиционной идеологии.

 «Мы хотели проверить на примере вопросов о России то, насколько Европейский парламент является «нормальным» парламентом», — рассказала Анна Декальчук. Понятие «нормальности» (термин, введенный британским ученым Саймоном Хиксом) в данном случае включает в себя голосование по идеологической принадлежности и свободу от национальных влияний.

Результаты исследования подтвердили, что, в первую очередь, национальность парламентария больше объясняет то, насколько негативно или позитивно окрашены вопросы о России. Это идет вразрез с предыдущими результатами исследований*.

Что волнует европейских депутатов

Исследователи выяснили, что права человека и политические свободы в России — темы, которые часто фигурируют в вопросах европейских депутатов в адрес Европейской комиссии.

В фокус внимания исследователей попал период с 2002 по 2015 годы. Для проведения анализа были собраны все вопросы, заданные депутатами Европейского парламента за эти годы. Получилось 117 тысяч вопросов, из которых непосредственно России касалось чуть более одной тысячи.

Результаты показали, что в 2000-е годы европейских депутатов касательно российской тематики более всего волновала тема Чечни, затем судебный процесс над Михаил Ходорковским. Позже «топовыми» стали вопросы, связанные с Алексеем Навальным, делом Pussy Riot, Крымом, Украиной, санкциями и антисанкциями.

Таблица 2. Распространенная тематика вопросов европейских депутатов

Негативно окрашенные вопросы

Позитивно окрашенные вопросы

Алексей Навальный

Миллиарды кубометров (природный газ)

Михаил Ходорковский

Запрет на продажу мяса гренландского тюленя

Pussy Riot

Исследования по лечению артрита

Григорий Пасько (российский эколог)

Вопросы сохранения природного разнообразия

Надежда Савченко

Шестисторонняя встреча по северокорейской ядерной программе в Пекине 2005 года

Руслан Маигов (чеченский беженец)

25-ый саммит Россия-ЕС

ЛГБТ

Финансовые программы Европейского союза PHARE и TACIS

ХАМАС

Газовые месторождения в Гронингене

Лейла Зана, курдская правозащитница

Франц Фишлер, Комиссар ЕС во сельскому хозяйству

Негативный настрой в вопросах европейских депутатов о России сильно вырос после военного конфликта между Россией и Грузией в 2008 году. «События на Украине и их последствия скорее стали кульминацией, когда вопросы о России уже и без того носили негативный характер», — рассказала Декальчук.

 Что касается позитивно окрашенных вопросов, то в них чаще фигурирует тема сотрудничества с Россией. Также европейских депутатов волнуют вопросы экологии на границах с Россией, грузоперевозок по Балтийскому морю, сотрудничества в научной и образовательной сферах. Исследователи обнаружили также достаточно неожиданные вопросы. Например: «Что Европейская Комиссия собирается делать в связи с цензурой на российском телевидении в американских мультсериалах «Симпсоны» и «Саус Парк»?

 *Ранее итальянским ученым Стефано Брагироли проводилось исследование, которое показало, что голосование по России в Европейском парламенте идеологически обусловлено. То есть депутаты, в первую очередь, ориентируются на свои коалиции в Парламенте, а не национальные интересы.

См. также:

Региональные альянсы будут конкурировать с ВТО

России пора получать выгоду от ВТО

Торговля снижает расходы на вооружение

«Игры в любовь» с Китаем не выгодны России

Постсоветский авторитаризм не стал эффективным

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 20 июля, 2016 г.