• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Границы нарушений речевого развития у детей оказались размлытыми... размытлыми… размытыми

А для индивидуальной оценки каждого ребёнка лучше всего подходит модель континуума

ISTOCK

Новое исследование учёных из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Института лингвистики РАН меняет представление о развитии речи у детей — границы между нормой и нарушениями не так очевидны, как предполагалось ранее. Учёные протестировали более 100 русскоязычных детей в возрасте от 4 до 7 лет и выяснили, что некоторые дети с нарушениями речевого развития показывают в языковых заданиях высокие результаты, аналогичные сверстникам без диагноза, и наоборот. Исследование опубликовано в Journal of Speech, Language, and Hearing Research.

Описание речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является сложной задачей для исследователей, поскольку каждый ребёнок демонстрирует уникальный языковый профиль, а попытки классифицировать их по сходным группам не всегда успешны. Разнообразие симптомов лучше всего объясняет модель континуума/спектра, в рамках которой речевые профили можно описать как степени развития определённого языкового уровня, а не как дихотомия нормы и нарушения. 

Исследователи Центра языка и мозга предположили, что такая модель позволит описать речевое развитие не только детей с ОНР, но и детей без диагноза, которые отличаются темпами освоения языка. Чтобы проверить эту гипотезу, учёные оценили языковые способности русскоязычных детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 4 до 7 лет и их сверстников с типичным развитием.

Дети выполняли 11 заданий из теста речевых навыков «КОРАБЛИК», оценивающих компетенции ребёнка в понимании и порождении звуков, слов, предложений и текста. Эти навыки соответствуют фонологическому, лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному уровням языка. 

Малыши определяли, совпадают ли услышанные слова, повторяли несуществующие, соотносили слово с картинкой. Например, при вопросе «покажите бабочку» на картинках были три отвлекающих изображения: «бабушка», «муха» и «дедушка». В последнем задании они слушали сказку, отвечали на вопросы и придумывали на основе картинки рассказы с завязкой, кульминацией и развязкой.

Результаты исследования показали наличие двух смешанных групп, в которых диагноз не влиял на снижение результатов: дети с ОНР и без него показали как высокие, так и низкие результаты. Так, в первую группу вошли дети с высокими результатами в тестах (45 детей без ОНР и 24 ребенка с ОНР), во вторую — с более низкими (8 детей без ОНР и 29 детей с ОНР). 

Участники из группы с более высокими баллами испытывали трудности на одном либо двух языковых уровнях в зависимости от возраста: четырёхлетние дети набрали низкие баллы одновременно на фонологическом и дискурсивном уровнях, а дети в возрасте 5–7 лет столкнулись с проблемами только на одном из уровней (фонологическом или дискурсивном). 

В то же время дети из группы с более низкими баллами вне зависимости от возраста показали низкие результаты сразу по двум, а иногда и всем четырём языковым уровням. Таким образом, учёные подтвердили гипотезу, что модель спектра можно использовать при работе с детьми с типичным развитием для оценки индивидуальных особенностей усвоения того или иного уровня языка. 

Существует мало экспериментальных доказательств того, что модель континуума/спектра может применяться для клинической группы детей с общим речевым недоразвитием. Наша работа и опыт других исследований, посвящённых расстройствам аутистического спектра, синдрому дефицита внимания, демонстрируют высокий потенциал подобного подхода для оценки развития речи и языка. Применение комплексного подхода в диагностике ОНР позволит клиницистам работать с каждым ребёнком индивидуально и сосредоточиться на конкретных речевых нарушениях и их тяжести.

Анастасия Лопухина
Один из авторов статьи, научный сотрудник Royal Holloway (Лондонский университет)

В отличие от детей с нарушениями речевого развития, ни один ребёнок с типичным развитием не испытывал трудностей на морфосинтаксическом уровне, то есть в умении правильно использовать и сочетать грамматические структуры и строить предложения. 

Мы обнаружили, что языковые навыки детей с ОНР и детей с типичным развитием языка могут варьироваться от высоких до низких на всех уровнях понимания и порождения. Дети, находящиеся в середине этого спектра, имеют индивидуальные сильные и слабые стороны в зависимости от степени развития того или иного языкового уровня. Поэтому для описания языкового профиля ребёнка следует использовать задания, оценивающие все уровни языка. Для точной диагностики развития детей важна комплексная оценка языковых способностей

Милитина Гомозова
Одна из авторов статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

В ходе исследования учёные также определили, какие комбинации уровней вызывали наибольшее количество ошибок. Понимание таких комбинаций важно для разработки эффективных методов коррекции
IQ

23 апреля