• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему в России не верят бизнесменам

Население признает пользу от предпринимателей, но уровень доверия к ним остается низким.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Полина Козырева, д.с.н., заведующая Центром лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, первый заместитель директора Института социологии (ИС) РАН.
Александр Смирнов, д.с.н., ведущий научный сотрудник отдела исследования динамики социальной адаптации ИС РАН.

Россияне мало доверяют бизнесу. Это снижает предпринимательскую активность, подпитывает конфликты между богатыми и бедными.

Источник недоверия не только в поведении самих коммерсантов, но и в негативном отношении граждан к рыночной экономике, выяснили Полина Козырева и Александр Смирнов в исследовании «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия»*.

Кто в ответе за неравенство

Жители России осознают важность бизнеса, но для многих это еще не повод ему доверять. В 2016 году более 40% граждан оценивали деятельность предпринимателей критично, считая, что она приносит недостаточно или мало пользы.

Крупный бизнес ассоциируется с доходами избранных от продажи природных (а значит, народных) ресурсов. Поэтому отношение к нему хуже, чем к малому и среднему. Однако уровень доверия — выше. В конце 2015 года крупным частным компаниям доверяло чуть больше 35% населения, малым и средним (очевидно, потому что чаще с ними сталкиваются и видят их изъяны) — около 24%.

Из-за недоверия сохраняется высокая социальная напряженность, неприязненные и даже враждебные отношения между бедными и богатыми, говорится в исследовании. В невозможности достичь взаимопонимания между ними убеждены почти 40% россиян.

Вина за неравенство возлагается на предпринимателей, их богатство вызывает раздражение, поскольку не считается нажитым честным путем. Попыток бизнеса решать общественные проблемы большинство граждан не замечает.

Уровень доверия населения малым и средним частным предприятиям,

2006, 2012, 2015 гг., %

Источник: Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)

Россияне против рынка

Высокий уровень недоверия к бизнесу объясняется «не только его безответственным и узкокорыстным поведением, раздражающим людей», отмечают исследователи. Массовое сознание расколото в восприятии советского прошлого, значительная часть принимает его идеалы, следовательно, отрицательно относится к рыночной экономике.

В кризисные периоды число сторонников советского строя увеличивается. В 2012 году экономике с госпланированием отдавали предпочтение 49% россиян, в начале 2016-го — уже 52%, в то же время доля сторонников рыночной модели сократилась на 10% (с 36% до 26%).

«Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом, чем ниже их положение на шкале материального благосостояния, тем выше ностальгия по советскому прошлому и тем меньше они доверяют бизнесу», — делают вывод ученые.Так, по данным RLMS-HSE, в 2015 году среди удовлетворенных своей жизнью малому и среднему бизнесу не доверяли 30%, среди недовольных жизнью — 38%, крупным частным предпринимателям соответственно 19% и 25%.

Государство на пути бизнеса

Недоверие населения — одна из причин того, что в России не часто решаются стать бизнесменами (открыть собственное предприятие когда-либо пытался лишь один человек из десяти, получилось — меньше чем у половины).

Руководители частных фирм сталкиваются с большим недоверием к себе со стороны сотрудников, чем руководители госорганизаций: 12,1% против 8,7%.

Большинство россиян убеждено, что только государство, а не рынок, должно:

  • устанавливать цены на продукты питания (80% населения, по данным RLMS-HSE);
  • оказывать медицинские услуги (66,1%);
  • «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан» (свыше 50%).

Около 40% жителей России не готовы поручить бизнесу (а только — госструктурам) даже организацию вывоза мусора.

Безусловный приоритет частных компаний в различных сферах деятельности признают лишь 1–3% населения.

Осторожных становится меньше

Несмотря на проблемы, за 10 лет (с 2006 по 2015 год) отношение к бизнесу изменилось в лучшую сторону. К примеру, доля доверяющих малым и средним предприятиям увеличилась с 18,3% до 23,9%.

Главная причина — в самом бизнесе, который стал ответственнее, добросовестнее и законопослушнее. Однако важным моментом является и рост в обществе уровня генерализованного доверия, то есть доверия вообще — к посторонним людям.

Результаты исследования подтверждают, что россияне стали лучше понимать друг друга. Количество тех, кто думает, что с незнакомцами всегда нужно быть осторожным, сокращается, число настроенных доверять окружающим в зависимости от их качеств и поведения, увеличивается. Это в свою очередь отражается и на отношении к бизнес-структурам: среди граждан, склонных к доверию вообще, в 1,5 раза больше доверяющих крупным частным компаниям и вдвое — малым и средним.

 
Динамика уровня доверия к другим людям,
2006, 2015 гг., %

Источник: Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE).


* Исследование основано на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2006–2015 годы. 

См. также:

Как малый бизнес принуждают к благотворительности

Чего боится малый бизнес

Пять научных фактов об управлении бизнесом

Малому и среднему бизнесу не хватает людей и денег

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 29 июня, 2017 г.