• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Назад к патриархату

Почему старшие поколения в арабских странах поддерживают гендерное равноправие

Люди старшего возраста в арабских странах нередко активнее поддерживают равные права мужчин и женщин, чем молодежь, выяснили ученые ВШЭ. Это обстоятельство связано с историческими событиями – распадом социалистического блока и нефтяным бумом, который спровоцировал рост исламизма.

Йеменский пример  

Ученые проанализировали, как люди старшего возраста и молодежь, проживающие в 13 арабских странах, относятся к идее о равных правах мужчин и женщин. В фокусе внимания были Алжир, Египет, Ирак, Йордан, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина, Саудовская Аравия, Судан, Тунис и Йемен. Обнаружилось, что ситуация с гендерным равноправием во многих из этих государств находится на уровне стагнации или даже отката к патриархатным ценностям среди молодежи. Люди старшего поколения более прогрессивны в своих взглядах, чем их внуки и дети.

В ходе исследования использовались данные проекта «Арабский барометр» (Arab Barometr), изучающего социально-политические взгляды и установки населения стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Особое внимание авторы обратили на Йемен, который с 1967 по 1990 годы был разделен на две страны — Южный и Северный Йемен. Южная часть (Народная Демократическая Республика Йемен) находилась под сильным влиянием социалистического режима и получала финансовую, военную и идеологическую поддержку со стороны СССР. Северный Йемен (Йеменская Арабская Республика) следовал консервативной идеологии монархий Персидского залива и поддерживался Западом.   

Несмотря на то, что бедность способствовала массовой эмиграции из Южного Йемена в соседние страны, новообразованной республике удалось в пять раз увеличить количество учителей и учащихся. Женщины официально получили равные права с мужчинами и возможность работать. Полигамия, вступление в браки несовершеннолетних и браки по принуждению со стороны семьи были запрещены. Отход от традиционных ценностей в Южном Йемене стал видимым в 1970-е, когда минимальное количество женщин появлялись в общественных местах с покрытым лицом.   

По материалам статьи авторов исследования

Распад СССР негативно сказался на балансе исламских и секулярных ценностей в Южном Йемене. Однако, как отмечают ученые, установки, сформированные в юности и молодости, сохраняются и в зрелом, и в старшем возрасте. И результаты исследования это подтвердили. Жители Южного Йемана, рожденные в 1940-1960-е годы, демонстрируют наиболее прогрессивные взгляды в гендерных вопросах. И это не соответствуют шаблонным представлениям об экстремальном йеменском консерватизме. На территории Северного Йемена подобного эффекта не обнаружилось.

Неравномерная ближневосточная траектория

Кроме Южного Йемена наиболее либерально в гендерных вопросах население старшего возраста в Египте, Тунисе и Палестине — странах имевших опыт секулярных режимов. Соответственно, молодежь здесь демонстрирует более консервативные установки. В Ираке, Ливане и Ливии схожая ситуация.  

На территории Саудовской Аравии люди, рожденные до 1940-го года близки в своих взглядах к согражданам, появившимся на свет после середины 80-х. Марокко демонстрирует нелинейный тренд. Старшие поколения относительно либеральны, люди, рожденные в 50-е более консервативны, далее такие же волнообразные тренды, но в результате наблюдается прогресс в росте гендерного равенства среди молодых.

Наиболее высокий уровень поддержки гендерного равенства в арабских странах фиксируется в Ливане, Тунисе и Алжире, затем – в Марокко, Египте и Палестине. Самые низкие результаты в нисходящем порядке показывают Иордан, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Йемен, Судан и Ирак.

Нефтяной бум и идеология

Арабские страны переживали экономические и политические взлеты и падения в постколониальный период. Борьба за независимость и желание догнать западный мир поспособствовала появлению секулярных, социалистических режимов, отмечают авторы. Это привело к революции в социальной жизни и ценностным сдвигам.

Обратный тренд в сторону политического ислама совпал с нефтяным бумом 70-х, когда ряд консервативно настроенных арабских стран, не имевших социалистического опыта, вдруг оказались богатыми и способными продвигать собственную идеологию на остальной территории арабского мира. К этим странам относятся Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Тем не менее, как отмечают ученые, модернизационные процессы и усилия со стороны других стран привели к изменениям даже в консервативных монархиях Персидского Залива. Так, например, король Саудовской Аравии Абдалла объявил трудовую феминизацию и в 2011 году назначил 30 женщин в Консультативный совет при короле.

Несмотря на то, что все еще есть большая пропасть в гендерном равноправии между западным и восточным миром, усиление политического ислама, жизнь арабских женщин в последние десятилетия сильно изменилась, отмечают ученые. Даже в самых патриархальных сообществах женщины получают образование. Во многих арабских странах, как и во всем мире, девочки составляют больше половины студентов, комментирует Вероника Костенко. Однако с трудоустройством намного сложнее, женщины должны преодолевать препятствия на пути к нему.  

События последних лет на арабском Востоке – революции и рост исламизма могут усиливать патриархатные настроения. Однако, судя по данным, в Тунисе и Египте нет сильного сдвига по гендерным установкам, считают исследователи.  Уточненная информация появится к концу года, когда выйдет новая волна «Арабского барометра». IQ 

Авторы исследования:
Вероника Костенко, научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ
Эдуард Понарин, заведущий ЛССИ, ординарный профессор НИУ ВШЭ
Муса Штейви, профессор Йорданского Университета
Ольга Стребкова, аспирант, стажер-исследователь ЛССИ

См.также:

Патриархат в Европе

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Арабская молодежь предпочитает патриархат

Гендерное неравенство тормозит развитие

Почему в кино стало меньше эротики

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 28 августа, 2017 г.