• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предприниматели поневоле

Почему взрывной рост малого бизнеса не всегда благо

ISTOCK

Сокращение малого бизнеса обычно плохой знак для экономики. Чем больше в стране предпринимателей — тем сбалансированнее экономическая система и выше шансы на появление новых крупных компаний. Однако есть случай, когда рост числа предпринимателей вынужденный. Кто такие бизнесмены поневоле — рассказывает старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в тридцать седьмом выпуске рубрики «Экономист на диване».

 




Генрих Пеникас,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ


Сегодня все говорят, что нужно развивать малый бизнес. Действительно, малый бизнес — это основа экономики. Это легко доказать, если представить экономику как биологическую систему. Поначалу внутри неё сосуществует множество простейших созданий. Затем посредством естественного отбора выделяются наиболее выносливые, сильные и крупные. Среди них вновь начинается борьба за выживание — и так множество раз. В итоге появляются самые крупные и возглавляют пищевую пирамиду.

Евгений Григорьевич Ясин любит приводить в пример компьютерные фирмы в США 1970-х годов. Тогда почти в каждом гараже свои Стивы Джобсы и Возняки собирали компьютеры. Однако выжили и выросли за 30 лет только компании двух Стивов и их конкурента Билла Гейтса. В Кремниевой долине и сейчас создаётся масса компьютерных стартапов. Но на вершине пирамиды — Apple и Microsoft

Поэтому, когда малых фирм нет, то и больших не появляется. А если большие и есть, то их положение неустойчиво. Это как пирамида, только перевернутая вверх ногами. Из-за этого всем хочется, чтобы малых фирм было больше. Вот только не всегда стоит радоваться их числу.

Например, в мире существует одна страна — Греция, где всех предпринимателей делят на две категории. Это добровольные и вынужденные, как их описывает Юрий Квашнин в книге «Экономика Греции». Значит, простой рост числа предпринимателей — это ещё не показатель процветания экономики!

Так, в Греции в период кризиса 2013-2015 годов закрылось много государственных предприятий. Подскочила безработица. Среди молодежи не мог устроиться на работу каждый третий. Естественно, что от безысходности люди начинали что-то делать. Кто-то помогал с ремонтом, кто-то давал частные уроки. Но это не от того, что эти люди всю жизнь мечтали открыть своё дело. Нет, они хотели и готовы были работать за зарплату. Они хотели иметь гарантированную пенсию. Однако кризис распорядился иначе…

Поэтому, когда мы говорим про предпринимателей, важно, чтобы в экономике было как можно больше добровольных предпринимателей. Причём как в любой экосистеме нужен баланс. Не стоит требовать, чтобы ими были все, но пусть будут многие. Например, у японской компании Toyota Motor Corporation около 40 000 поставщиков. Многие из них малые предприниматели.

В любом случае, когда мы видим цифры по числу предпринимателей, нужно понять, сколько из них занялись этим по зову сердца, а сколько — от безысходности. Если же вы хотите лучше разобраться в том, почему происходят кризисы, рекомендую посмотреть фильмы «Взрослые в комнате» про кризис в Греции в 2015 году или «Дефолт» про кризис в Корее в 1997 году. В обоих кинокартинах есть примеры того, с чем столкнулась Россия при обсуждении перспектив оплаты своих долгов перед Международным валютным фондом (МВФ) накануне августа 1998 года.
IQ

 

Автор текста: Пеникас Генрих Иозович, 29 ноября, 2021 г.