• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По монетизации контента в экономике творцов миллениалы втрое обошли зумеров. Их опередили даже бумеры. Ну ок

Культурологи из НИУ ВШЭ определили ключевые тренды креативного капитализма «ближнего прицела»

ISTOCK

Специалисты Института исследований культуры НИУ ВШЭ Виталий Куренной, Александр Сувалко и Мария Фигура выделяют два главных тренда, которые активно формируют облик креативной экономики и культуры в 2021–2023 годах: экономика творцов (The Creator Economy) и экономика создателей (The Maker Economy).

Работа выполнена в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Экономика творцов представляет собой наиболее мощный и быстрорастущий сектор креативной экономики, также она известна под названием экономика увлечений (passion economy). Этот тренд связан с активным развитием непрофессиональной или полупрофессиональной творческой деятельности в области производства любительского контента на глобальных цифровых платформах и в социальных сетях.

Центральными в экономике увлечений являются нематериальные товары, а ключевой ценностью — личность творца. От блогеров и создателей видео до дизайнеров учебных курсов и стримеров — этот разнообразный сектор привлекает миллионы творческих умов. Ожидается, что к 2027 году объём экономики творцов достигнет 480 млрд долларов, продолжая расти со среднегодовым темпом 10–20%.

Соотношение творцов, которые монетизируют свою деятельность или творят бесплатно, является примерно равным (48 и 52% соответственно).

Экономика создателей, с другой стороны, дополняет тренд экономики творцов. Она связана с возрождением ремесел и распространением культуры «сделай сам» (DIY). Этот тренд характеризуется неоремесленничеством (neo-craftivism) и философией медленного образа жизни (slowness), подчёркивая важность ручной работы и отказа от капиталистической максимы прибыли. В отличие от экономики творцов, которая сфокусирована на цифровых продуктах и услугах, экономика создателей сосредоточена на производстве физических товаров.

Одним из главных веяний в современной культуре стало проникновение цифрового мира в физическую реальность. Технологии дополненной реальности и цифровые средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни, перемещая сообщества в онлайн-среду и предоставляя новые способы репрезентации себя. Однако параллельно с этим наблюдается усталость от экранов, что стимулирует рост интереса к аналоговым развлечениям, включая возвращение настольных игр и других аналоговых форм потребления развлечений.

Вопреки расхожим стереотипам, зумеры не является лидером в монетизированной экономике творцов (13%). Их доля в ней даже несколько меньше доли бумеров и людей более старших возрастов (14%), тогда как лидирующим поколением здесь являются миллениалы (41%).

Из содержательных трендов, отмечаемых в прогнозах 2023 года, эксперты выделяют два поворота в культуре.

 Ностальгическое культурное потребление. Этот неочевидный тренд связан с растущим интересом потребителей к старым фильмам, музыке и стилистике 1980-х. Влияние этого тренда усилилось во время пандемии, когда более половины слушателей стали предпочитать более старые песни, а, например, популярный в конце 1990-х сериал «Друзья» стал одним из самых просматриваемых на Netflix до его ухода с платформы.

 Глобальное распространение «корейской волны». Из Южной Кореи идет мощный культурный импульс, включая бьюти-индустрию, K-pop с группами BTS и BLACKPINK, а также корейские сериалы. Netflix заключил соглашение на выпуск более 40 корейских фильмов. Особый интерес вызывают корейские виртуальные инфлюэнсеры и удивительные шоу, такие как «мокпан», или «мукбанг» (поедание большого количества еды на камеру), которые отражают особенности распада традиционной корейской культуры.

Однако ключевые тренды эти капризы моды поменять не в силах. Идёт активный процесс демократизации творчества, в рамках которого преобладающей фигурой становится не творец-профессионал, а любитель, для которого монетизация плодов своего творчества часто является лишь сопутствующим эффектом его увлечений. Возможности нейросетей, интерес к которым взрывным образом растёт с конца 2022 года, будут оказывать всё большее воздействие на самые разные сферы творческого производства. Проникновение цифровой реальности в окружающий нас мир происходит по всё возрастающему числу направлений. Однако это порождает обратную компенсаторную реакцию: растёт спрос на материальную уникальность предметов, крафтовые продукты и аутентичность переживаемого опыта и живой «аналоговой» коммуникации.

Виталий Куренной
Эксперт стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ

IQ

25 сентября, 2023 г.