• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Родительство по науке

Какой стиль воспитания детей выбирают современные россияне

ISTOCK

В Издательском доме ВШЭ вышла коллективная монография «Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики». IQ.HSE публикует из неё статью профессора, научного руководителя Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Катерины Поливановой, посвящённую интенсивному родительству в России, а также тому как, где и чему учатся наши соотечественники, чтобы лучше воспитывать своих детей.

В последнее время мы можем наблюдать рост числа различных ресурсов для родительского образования. Появляются образовательные программы и курсы для родителей, в том числе финансируемые государством, активно развивается индустрия экспертных советов по воспитанию и развитию ребенка, в том числе в новых областях экспертизы (например, слингоношение, правильное грудное вскармливание).

Исследователи отмечают ориентацию на экспертное знание о воспитании ребенка как об одном из императивов интенсивного родительства, идеологии воспитания детей, считающейся доминирующей на данный момент. Эта идеология в качестве предпочтительных методов воспитания предполагает «детоцентричные, направляемые экспертами, эмоционально поглощающие, трудоемкие и финансово затратные». 

В рамках этой модели подразумевается, что родители ответственны за все, что произойдет с ребенком, их действия оказывают решающее влияние на развитие ребенка (parental determinism), а «неправильное» воспитание виновно во множестве социальных проблем. Предполагается, что с помощью советов экспертов родители должны овладеть разными сложными навыками и знаниями в области воспитания детей и основывать свои решения на научно проверенных фактах (феномен scientific parenting).

В научно-популярной литературе для родителей есть отсылки к этому требованию. Так, популярный педиатр Е. Комаровский в своих работах проводит границу между «устаревшим» знанием родственников о том, как ухаживать за детьми, и «новым», «правильным» знанием современных врачей: от первого типа знания, по его мнению, нужно отказаться, а вторым он призывает руководствоваться.

Интенсивное родительство в России пока практически не изучено, но по отдельным свидетельствам можно предположить, что тенденции, характерные для идеологии интенсивного родительства, становятся все более распространенными. В медиа и государственном дискурсе воспитание детей конструируется как задача, за которую полностью ответственны родители и для успешного осуществления которой они должны приобретать особые компетенции, безответственное родительство представляется как источник различных социальных проблем.

Также при анализе интервью матерей мы находим в них отличительные черты интенсивного родительства: опору на экспертное знание, родительский детерминизм (от того, как ведет себя родитель, зависит дальнейшее благополучие ребенка), оптимизацию среды вокруг ребенка, интенсивные методы воспитания (трудоемкие, «непрямые», предполагающие бóльшую эмоциональную работу), учет «рисков» (risk-consciousness).

Несмотря на то что в работах, посвященных интенсивному родительству, ориентированность на экспертное знание и активность родителей в области самообразования описываются как важные черты этой новой родительской культуры, особенности родительского самообразования и их обращения к различным источникам пока не прояснены.

Ранее мы говорили, что матери, хотя и упоминают разные теории, но не всегда относятся к ним критично и в итоге при выборе основываются на своем опыте: «мне кажется это важным». То есть при ближайшем рассмотрении интенсивное родительство в материалах интервью с матерями выглядит несколько иначе, чем в литературе. 

Опора на экспертное знание может использоваться матерями в качестве аргументации своих действий. В этой главе мы посмотрим, отражается ли императив опоры на экспертное знание на практике, то есть предпочитают ли родители экспертное знание другим источникам; насколько интенсивно пользуются родители экспертными мнениями о воспитании детей и различными образовательными занятиями и ресурсами для родителей; можно ли говорить о замещении экспертами более «традиционных» источников советов (родственников и друзей); как интенсивность использования разных источников информации меняется с возрастом ребенка, какие пики интереса можно выделить. Попытаемся ответить на эти вопросы, используя данные опроса матерей и отцов.

Для ответа на вопросы исследования был проведен опрос родителей, у которых есть один ребенок в возрасте от 1 до 12 лет. Информационные запросы родителей с разным числом детей и детьми разного возраста могут существенно различаться, поэтому с учетом ограниченности ресурсов в этом исследовании было принято решение сосредоточиться именно на этой группе родителей.

Сбор данных проводился методом анкетного онлайн-опроса, который проходил в июле 2016 г. Всего было опрошено более 2 тыс. человек. Особенностью опроса является то, что в нем участвовали не только матери (1 тыс.), но и отцы (1 тыс.), которые гораздо реже, чем матери, попадают в фокус внимания исследователей. Чтобы обеспечить представленность в итоговой выборке родителей детей разного возраста, были введены квоты на возраст ребенка: доля родителей детей в возрасте от 1 до 6 лет должна была составить около 50% и столько же — доля родителей детей от 7 до 12 лет.

Выборка была спланирована таким образом, чтобы распределение респондентов по типу города (Москва, другие города-миллионники, города с численностью населения менее миллиона) было пропорционально распределению городского населения Российской Федерации по городам с разной численностью населения, так как источники информации родителей о воспитании и образовании детей могут существенно варьироваться в зависимости от размера города. Итоговое распределение респондентов по типам населенных пунктов практически совпадает с запланированным (табл. 1.1). В табл. 1.1 и на рис. 1.1, 1.2 представлены некоторые характеристики итоговой выборки. Средний возраст матери при рождении первого ребенка совпадает со средним по России (25 лет). По данным Росстата, доход по выборке в среднем ниже, чем в целом по России (см. рис. 1.2).

Для изучения проблем родителей в области воспитания детей задавался открытый вопрос, ответы на который затем кодировались. Респондентов просили указать, какие именно вопросы, связанные с воспитанием ребенка, их волновали за последний год. Можно было указать несколько вопросов, матери в среднем формулировали больше вопросов, чем отцы (2,6 и 2,0 вопроса соответственно; различия статистически значимы, p < 0,05).

Разброс тематики вопросов широк. Во-первых, множество вопросов вызывают темы, связанные с заботой о теле ребенка, — здоровьесбережение, вредные привычки, гигиена, профилактика болезней, нормы физиологического развития, первая помощь, а также поиск квалифицированной медицинской помощи. Во-вторых, возникают вопросы о нормах развития, отклонениях в психическом здоровье, помощи в развитии ребенка (поиск логопеда, дефектолога), зависимостях (например, от компьютера). В-третьих, родителей волнует, как наладить взаимоотношения в семье (после развода, с бабушками и дедушками) и в школе (конфликты со сверстниками). Более половины вопросов родителей посвящено тому, как влиять на поведение ребенка, — как привить любовь к учебе, как бороться с ленью, как можно наказывать детей и т.п. И наконец, последняя группа вопросов посвящена системе образования — доступу к системе общего и дополнительного образования, выбору детского сада, школы, кружков и секций, академическим успехам ребенка.

Число вопросов связано с вовлеченностью родителя в воспитание: чем чаще родители занимались какими-то совместными делами с ребенком (читали ему/ей, рассказывали сказки, занимались спортом, пели песни, обсуждали что-либо и др.), тем больше вопросов они указывали (коэффициент корреляции 0,1; p < 0,01).

Запрос на информацию отчетливо меняется с возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем меньше вопросов формулировал родитель (коэффициент корреляции -0,1; p < 0,001). Также есть отрицательная взаимосвязь числа указанных вопросов с возрастом родителя (коэффициент корреляции также -0,1; p < 0,001).

Так как вопросы родителей могут быть как очень общими (как играть с ребенком?) или, наоборот, узкими (как лечить насморк?), мы использовали в качестве индикатора заинтересованности родителей не только число возникших у них вопросов, но и объем текста при ответе на данный вопрос (суммарное число знаков), предполагая, что чем более заинтересован родитель, тем больше он напишет.

Здесь наблюдаются две разные тенденции для матерей и отцов (рис. 1.3). Во-первых, объем текста у отцов ниже, чем у матерей. Во-вторых, объем текста отцов плавно снижается с возрастом ребенка, в то время как у матерей он сначала снижается, а затем, когда ребенок достигает школьного возраста, опять повышается.

Таким образом, мы видим, что озабоченность различными вопросами о ребенке далеко не так универсальна, как это показано в нескольких ключевых работах об интенсивном родительстве, где в описании феномена постоянно обеспокоенных вопросами воспитания ребенка родителей используется термин «paranoid parenting») — и различается для матерей и отцов, а также для родителей детей разного возраста.

В анкету было включено несколько вопросов о том, к каким источникам информации о ребенке и воспитании родители обращаются и как часто (с кем обсуждали какие-либо вопросы, связанные с ребенком, читали ли научно-популярную литературу, смотрели ли ТВ-передачи и др.) и насколько они доверяют разным источникам информации в различных вопросах, касающихся ребенка. Кроме того, в анкету для матерей были включены вопросы о том, обращались ли они с ребенком к психологу, и вопросы об использовании онлайн-форумов и сообществ для родителей в Интернете.

Подавляющее большинство опрошенных обсуждали за последний месяц с кем-либо вопросы, связанные с их ребенком (табл. 1.2). Чаще всего участники опроса обращались ко второму родителю ребенка, к знакомым и друзьям или к своим родителям. Около половины родителей за последний месяц ни разу не обращались к «профессионалам» — врачам, воспитателям, учителям. Реже всего участники исследования отмечали, что обсуждали вопросы, связанные с ребенком, на форумах или в сообществах родителей в Интернете. Несколько чаще этот источник информации упоминали родители, которые живут в городах-миллионниках (9,6% родителей из Москвы, 8,2% — из других городов-миллионников, 7,6% — из других городов, различия статистически значимы, p < 0,05).

При этом чем старше ребенок, тем меньше доля матерей, которые обращаются к родственникам или экспертам (педагогам, врачам) (различия статистически значимы, p < 0,05). Среднее число типов «собеседников» у матерей также снижается с возрастом ребенка: в случае 1–6‑летних детей матери в среднем выбирали пять вариантов ответа, а 7–12‑летних детей — четыре (см. табл. 1.2). Наиболее распространенный собеседник для матерей — это их друзья и знакомые (более 90%), и популярность обсуждений с ними не снижается при взрослении ребенка. Для отцов в этой роли выступает мать ребенка (более 90%).

Уровень активности обращения родителей к различным источникам варьируется в зависимости от различных факторов, таких как проживающие вместе родители, родители, вовлеченные в регулярное взаимодействие с собственными детьми (регулярно рассказывают ему сказки на ночь, обнимают и т.п.). В среднем активнее обращаются к различным источникам как в дошкольном, так и в школьном возрасте ребенка. Также чем выше уровень культурного капитала, тем выше вероятность, что мать ребенка обращалась к психологу по каким-либо связанным с ребенком вопросам. При этом родители, проживающие не в Москве, а также отцы без работы и с более низким уровнем культурного капитала по мере взросления ребенка существенно снижают уровень активности в данной сфере.

Помимо обсуждений с теми или иными лицами, родители используют и другие источники информации о воспитании детей: 83% матерей и 60% отцов, как минимум, один раз за предшествовавший опросу месяц читали книги или статьи о развитии, воспитании и уходе за ребенком в газетах, журналах или на сайтах в Интернете, соответственно 67 и 60% смотрели телепередачи на эти темы. При этом интенсивнее всего книги о воспитании читают матери детей до 6 лет (87% — не менее трех раз за последний месяц, различия статистически значимы, p < 0,05).

Что касается такого источника информации, как онлайн-сообщества родителей, то большинство опрошенных матерей (75%) проводят на форумах или в сообществах родителей в Интернете (например, в социальных сетях, Живом журнале, на платформе babyblog.ru и др.) в среднем не менее 10 мин в день. Однако только 8% родителей (11% матерей и 4% отцов) наиболее активно участвуют в жизни интернет-сообществ: обращались с вопросами, связанными с ребенком, или комментировали чужие записи (три раза или чаще за месяц, предшествовавший опросу). Чем старше ребенок, тем меньше доля матерей, которые подписаны на какие-то сообщества или форумы для родителей в Интернете (среди матерей годовалых детей 87% подписаны на такие форумы или сообщества, среди матерей 11–12‑летних детей — 57%).

Респондентам также задавались вопросы о том, каким источникам информации по разным вопросам, связанным с ребенком, они доверяют в первую очередь. Практически по всем вопросам наиболее часто родители (в первую очередь отцы) выбирали людей из своего ближайшего окружения. Даже в таких вопросах, как лечение ребенка, профилактика заболеваний, прививки, значительная доля родителей доверяет непрофессионалам — своим родителям, друзьям и знакомым, мужу/жене. Так, в вопросах лечения 70% матерей ответили, что доверяют врачам, и 41% — своим родителям, 66% отцов в этом вопросе доверяют врачам и 61% — матери ребенка. В вопросах воспитания и развития ребенка в два раза меньше матерей доверяют воспитателям, учителям, психологам, научно-популярной литературе для родителей, чем отцу ребенка или своим родителям (в случае отцов разница еще больше).

Таким образом, наши данные не позволяют сделать вывод о том, что наиболее значимое место среди разных источников информации о ребенке занимают эксперты и экспертная литература, — родители, как правило, используют широкий спектр разнотипных источников информации, а также не всегда больше доверяют экспертам. Также мы можем отметить, что чем выше уровень культурного капитала родителей, чем «сильнее» их взаимосвязь (родители живут вместе, регулярно взаимодействуют с ребенком), тем более широким набором источников информации о ребенке они пользуются, тем выше частота обращения к этим источникам и тем вероятнее они будут продолжать обращаться к различным источникам, даже когда ребенок перестанет быть младенцем.

Доля женщин и мужчин, желающих посетить курсы для родителей, не меняется в зависимости от возраста ребенка — вплоть до 12 лет она составляет более 50% для матерей и более 40% для отцов. Однако основной период, когда образовательные курсы действительно посещают, — до рождения ребенка и в период беременности матери (рис. 1.4).

Среди желающих посещать курсы женщин высока доля тех, кто уже ходил на такого рода занятия. Около трети женщин и половины мужчин как не посещали, так и не планируют их посетить (рис. 1.5). Кроме того, у родителей, кто хотел бы посещать курсы для родителей, в среднем больше книг по воспитанию и уходу за детьми. Среди тех, кто подписан на какие-либо форумы или сообщества родителей в Интернете, 28% отметили, что определенно хотели бы посещать образовательные курсы для родителей, среди тех, кто не подписан, — 14%. Родители, которые хотели бы посещать курсы, чаще обсуждали вопросы, связанные с ребенком, с его воспитателями, учителями и врачами и с другими родителями на форумах и сообществах в Интернете, чаще читали книги, статьи и смотрели телепередачи про воспитание, развитие, уход за ребенком.

Таким образом, в наибольшей степени в образовательных курсах для родителей заинтересованы те, кто уже сейчас достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспитания детей.

В настоящее время существует множество источников, к которым родители могут обращаться в случае, если у них возникают вопросы, связанные с ребенком (специализированная литература, специалисты — врачи, психологи и др.). Наше исследование показало, что подавляющее большинство родителей нуждается в информации о воспитании ребенка и для этого они пользуются разнообразными источниками информации (такими как специалисты, книги про воспитание и развитие детей, интернет-форумы и сообщества, обсуждения с родственниками и друзьями, телепередачи и проч.).

Наиболее распространенными источниками информации для большинства родителей, в особенности отцов, остаются люди из их ближайшего окружения (их собственные родители, супруга/супруг, друзья и знакомые и др.). Даже в вопросах лечения детей существенная доля родителей (сопоставимая с долей тех, кто доверяет специалистам) доверяют своим ближайшим родственникам. К другим источникам (например, психологи, научно-популярная литература, форумы или сообщества родителей в Интернете, телепередачи про воспитание, развитие и уход за детьми) чаще обращаются родители с высшим образованием и те, кто живет в больших городах.

Что касается образовательных курсов, то родителей, которые хотели бы посещать такие курсы, больше среди тех, кто уже пользуется какими-либо источниками информации про детей. Так, треть тех, кто хотел бы посещать занятия, — это родители, которые уже когда-либо были на таких занятиях. В наибольшей степени в образовательных курсах для родителей заинтересованы те, кто уже сейчас достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспитания детей. Основная масса людей, посещавших такие курсы, сделали это в период до рождения ребенка. Можно предположить, что с появлением ребенка у родителей снижаются временные и финансовые ресурсы для посещения такого рода курсов, а также формат, в котором им транслируется общая информация (о младенцах в целом, а не об их ребенке и о них самих), становится им менее интересен.

Более активное использование источников информации о ребенке характерно для родителей, проживающих вместе, более вовлеченных во взаимодействие с ребенком, имеющих работу. Например, среди этой группы родителей выше доля тех, кто посещал образовательные курсы или хотел бы их посещать.

Интенсивность использования разных источников (как и желание посещать образовательные занятия для родителей) снижается с возрастом ребенка. Число связанных с ребенком вопросов, которые возникают у родителей, также падает с возрастом ребенка (за исключением возраста 6–7 лет, когда дети идут или готовятся пойти в школу — в этот момент у большого числа родителей опять возникает множество вопросов и потребность в информации). При этом родители все реже обращаются к специалистам и специализированным источниками информации.

Таким образом, нам не удалось зафиксировать преимущественное использование родителями «экспертных» источников или большее доверие им. Идея обратиться за помощью к профессионалам в воспитании детей и активность обращения к ним неравномерно распределены среди родителей: мы можем наблюдать как группу «высокомотивированных» родителей, интенсивно ищущих информацию и пользующихся профессиональной помощью, так и родителей, настроенных более «умеренно». Более активная позиция родителя не является «постоянной величиной», а отличается динамичностью и зависит от обстоятельств, в которых находится родитель.
IQ

15 декабря, 2023 г.