После Второй мировой войны благополучие во многих странах мира стало расти, что в свою очередь привело к ценностным трансформациям. А именно: необходимость выживания сменилась на стремление к свободе. Угрозы уже не подстерегают на каждом шагу. И каждое новое поколение имеет все больше возможностей и все меньше препятствий для того, чтобы отстаивать свои права. Насколько повсеместен и необратим этот процесс и к чему ведет человеческая эмансипация, можно узнать из книги главного научного сотрудника ЛССИ Кристиана Вельцеля «Рождение свободы»*.
В России вышел русский перевод книги. Его презентация состоится в рамках VII социологической Грушинской конференции.
Кристиан Вельцель долгое время работал и продолжает работать в сотрудничестве с социологом и политологом, автором теории модернизации Рональдом Инглхартом. Взгляды Инглхарта более чем близки Вельцелю и, собственно, из них выросла идейная база книги. Об этом сам автор говорит в начале. «Кроме нашей общей работы над десятками публикаций, Рон был постоянным источником вдохновения в наших частых беседах о социальных изменениях, человеческих ценностях, влиянии эволюции на развитие цивилизации», — пишет Вельцель.
Кристиан Вельцель | Рональд Инглхарт |
Р. Инглхарт известен своей теорией модернизации, в его трудах подробно представлена история трансформации ценностей нескольких поколений людей. Одна из ключевых идей ученого заключается в том, что по мере роста благополучия происходит постепенный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения и свободы. Когда таких угроз как голод, война, бедность и т.п. становится все меньше, население стран переходит на новый уровень ценностного сознания. С одной стороны, индивидуальность начинает иметь приоритетное значение, а вместе с этим и толерантность к разного рода инаковости. С другой, совершается своего рода выход за пределы индивидуальности, который выражается в готовности к борьбе за свободы, демократию, защиту экологии и т.д.
Но что предшествовало тому, что сегодня вывело человечество на качественно новую ступень развития? К. Вельцель рассматривает процесс мировой истории через призму этого вопроса. Долгое время организация государства была подчинена цели эксплуатации населения, растущие возможности стран означали усиливающиеся подавления свобод. Лишь совсем недавно существовавшая тенденция начала меняться на противоположную. Недавно — это XVII–XVIII столетия, когда произошли революции в Европе.
Большое внимание в книге уделяется человеческому стремлению к свободе, «желанию освобождения». Это желание выражается в том, что автор называет «эмансипативными ценностями», фокусирующимися на свободе выбора и равенстве возможностей.
Во введении к книге проводится интересная параллель между эмансипативными ценностями и темой спасения в религии. «Желание свобод настолько фундаментально, что ему уделяют внимание все основные религии, выдвигающие идею спасения. Спасение, по самой своей сути — эмансипативная идея, потому что оно обещает жизнь, свободную от внешнего доминирования, после смерти. Эмансипативные ценности отличаются от идеи спасения тем, что они нацелены на освобождение в этой жизни», — пишет К. Вельцель.
Автор отмечает, что эмансипативная ориентация на свободу неэгоистическая: она сочетается с подчеркиванием равенства возможностей. Это так называемый позитивный индивидуализм, который направлен на просоциальное поведение. С ростом толерантности растет нетерпимость к поведению, которое нарушает права других людей. Сексуальные, расистские и другие формы дискриминации все более неприемлемыми по мере того, как усиливаются эмансипативные ценности.
Ученый также рассматривает источники усиления эмансипативного процесса. Один из основных — это знания и образование. Чем больше в обществе образованных людей, тем вероятнее, что возникнет гражданская сила, способная отстаивать человеческие права и решать насущные социальные проблемы.
Важно то, что эмансипативные ценности стали появляться и за пределами западного мира, акцентирует К. Вельцель. «Мы отмечаем их рост в Латинской Америке, в посткоммунистическом мире, в Азии, на Ближнем Востоке, а также в некоторых странах Африки». По крайней мере, это показывают данные Мирового исследования ценностей.
Географические, а вернее, цивилизационные, культурные аспекты человеческой эмансипации — одна из важных тем в исследовательском поиске ученого. Автор рассматривает несколько глобальных культурных зон с разделением их на западные и восточные. Пока явное большинство незападных обществ находится на «трудной» или «бедственной» стадиях процесса эмансипации людей. Напротив, ни одному из западных обществ, согласно исследованиям, это уже несвойственно. Но если следовать логике автора, то Востоку не остается ничего, кроме как догнать Запад. Хотя разрыв все еще масштабный.
* Книга «Freedom Rising» получила две престижные премии: Штейна Роккана — в области сравнительных исследований в социальных науках и Александра Джордша — за лучшую книгу.
См. также:
На постсоветском пространстве не хватает альтруистов
Эвтаназия стала следствием индивидуализации общества
Принимающая страна влияет на ценности мигрантов
Экономический кризис не сказался на ценностях европейцев
Капитализм порождает одиноких индивидуалистов
Благополучие меняет человечество