We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

(У)дачное убежище

Дезурбанизация москвичей в эпоху коронавируса

В 2020-м многолетние тренды миграции в России изменились. Перемещение людей в большие города впервые было потеснено исходом из мегаполисов «на природу». Немало москвичей с марта до осени, в первую волну эпидемии COVID-19, прожили на дачах. Такая жизнь обещала безопасность — дистанцию от многолюдных очагов заражения, свежий воздух, «терапевтический ландшафт» и свободу от карантинных ограничений. Пусть и не сразу, но горожане адаптировались к сельской жизни. Как протекал процесс кризисной миграции, IQ.HSE разобрался с помощью исследования социологов НИУ ВШЭ.

И «последние» дома стали первыми

«Ещё два года назад мы хотели продать дачу под Москвой, но весной 2020-го передумали, — рассказывает IQ.HSE 34-летняя дизайнер Ксения Л. — Она пригодилась: с апреля по сентябрь мы пережидали за городом вспышку ковида». Ксения работала удалённо, в город выбиралась только по срочным делам. Дача от Москвы в 140 километрах. Неблизко. «Мы даже утеплили дом на зиму и могли там жить, когда у детей был дистант в школе. Но всё-таки затворничество, даже на природе, непривычно», — добавляет Ксения.

69-летняя пенсионерка Ирина С. уехала на дачу под Анапой в марте прошлого года: «Так и живу здесь почти год. Дочь сказала: “Мам, что тебе в городе делать? Сидишь без движения в четырёх стенах, а выйдешь — можешь заразиться”». На даче же безопасно и хорошо, продолжает наша собеседница: «Я гуляю, выращиваю цветы». Ирина готова насовсем перебраться сюда.

Ещё одна респондентка IQ.HSE, 43-летняя Наталья В., вспоминает, как в апреле 2020 года, волнуясь за здоровье близких, впервые решила снять дачу. «В “мирное время” она была не нужна. Мы не огородники, не “Копатычи” , летом путешествуем. Но в пандемию жизнь пошла кувырком. Наше кафе перестало работать. Ситуация с болезнью пугала. Взяли маму, детей в охапку — и бегом из Москвы». 21-летний Евгений С. уехал в мае: «Ловить в городе было нечего, карантин и маски бесили. Я не дачник, но лучше на природу, чем сидеть безвылазно дома».

Тревога, высокая заболеваемость, «аллергия» на ограничения — все эти сопутствующие пандемии феномены стали выталкивающими факторами для жителей мегаполиса. Дача — будь то коттедж, таунхаус, сельская избушка или классические шесть соток — привлекала возможностью пожить на природе, в тишине, на свободе. И «вдали» от вируса. Собственно, именно эта функция дач — «карантинная-санитарная» — резко повысила их популярность в период самоизоляции.

По оценкам экспертов, массовый исход москвичей начался в середине марта и достиг пика в апреле 2020 года, когда столицу покинуло не менее 5–6 млн человек. Масштабы центробежной миграции подтверждают данные операторов сотовой связи, дорожных служб, агентств бронирования билетов и недвижимости, космические снимки и т.д.

По данным «МТС», только в период с 25 марта по 8 апреля столицу покинуло более 15% абонентов, причем 79% из них уехали в Московскую область, а 21% — в другие регионы. Был зафиксирован скачок спроса на дачи и дома за городом. По информации агрегатора «Авито», число желающих арендовать загородную недвижимость в апреле 2020 года выросло в диапазоне от 22% до 213% (в зависимости от типа домов) по сравнению с тем же периодом прошлого года.

В итоге загородные дома оказались для москвичей основными. Для кого-то — на время. А кто-то решил переехать на «фазенду» совсем.

Переселение по науке

Заведующий кафедрой общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Никита Покровский, выпускник Аспирантской Школы по социологическим наукам Алена Макшанчикова и приглашённый преподаватель кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Егор Никишин в исследовании на качественных данных изучили, как в первую волну пандемии COVID-19 москвичи адаптировались к загородной жизни.


В интервью, проведенных в апреле — начале мая 2020 года, «переселенцев» из Москвы спрашивали о мотивах переезда, его восприятии, изменении образа жизни, перспективах возвращения в город после снижения заболеваемости.В исследовании приняли участие горожане в возрасте от 19 до 53 лет разных профессий и социальных статусов, жившие в острую фазу развития эпидемии (середина марта — апрель 2020 года) на дачах. 

Рассматривались как одиночные миграции, так и переезды все семьей на ближние (до 100 км), средние (до 300 км) и дальние (до 800 км) расстояния в деревни, сёла, коттеджные поселки и садоводческие товарищества. Респонденты осваивали собственные вторые дома, жильё родственников или арендовали недвижимость в Московской, Владимирской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областях.

Исследование показало, что для многих горожан «вторые дома» впервые стали успешно совмещать в себе рекреационные, карантинно-санитарные, рабочие и досуговые функции. Это позволяет использовать обновленные внегородские пространства для длительного проживания и после кризиса.

Эпидемическая дезурбанизация

Наряду с центростремительным трендом, когда множество людей переезжали в города (шла урбанизация и одновременно депопуляция сельских поселений), некоторое время назад наметился и центробежный. Это дезурбанизация, миграция из города ради повышения качества жизни. Люди хотят дышать свежим воздухом, быть на природе, отдохнуть от суеты, скученности и напряженности жизни в мегаполисе.

Получается парадокс. С одной стороны, в России ещё не завершилась урбанизация. Малые города, судя по уровню инфраструктуры, ещё ведут полусельский образ жизни и теряют население. Мегаполисы и региональные столицы в «мирное время» наращивали «людность» (поток внутренних мигрантов несколько обмелел только в пандемию). С другой стороны, идет процесс дезурбанизации. Тем самым, миграция по стране становится разнородной.

Исследования дезурбанизации в научной литературе апеллировали, как правило, к структурным проблемам мегаполиса. Это перенаселение, дорожные пробки, психологический прессинг, плохая экология. Неудобства городской жизни и экологические и рекреационные преимущества загородной заставляли жителей мегаполисов задумываться о переезде. И многие факторы этому только способствовали. Развитие телекоммуникаций и удалённой занятости, телемедицины и онлайн-образования, прогресс в обустройстве быта (например, технология «умного дома») позволяют горожанам проводить «на природе» не только лето, но и значительную часть года.


Не удивительно, что для части горожан «запасные» резиденции стали альтернативой квартирам и офисам. В этом смысле произошла гибридизация сельских и городских условий. «Все плюсы цивилизации: интернет, отопление, газ, электричество, магазины — у нас есть, — говорит IQ.HSE Ксения Л. — Зато толп и стресса нет. Так что на даче вполне нормально».

Дачное движение

Все дачи очень разные. На шести сотках вы трудитесь в поте лица, на «коттеджной» даче — отдыхаете, жарите шашлыки, устраиваете вечерние чаепития. Такая дача ассоциируется с удовольствиями, а садоводческое товарищество — со сбором урожая, социальным контролем, обеспечением для семьи продовольственной безопасности.

Социальная стратификация неплохо прослеживается на примере дач. Кто-то живёт в особняках за высокими заборами. У большинства — однотипные скромные дома. Кто-то осваивает сельские избы, наследство от бабушек. Вдоль железных дорог мелькают участки под картошку с очень условными «жилищами». Сохраняются и легендарные стародачные поселки вроде Николиной горы и Переделкино.

«Вторыми» — загородными — домами разных типов в России владеют, по ряду оценок, не менее 50-60 млн человек. Но до недавнего времени мало кто собирался сменить город на деревню. По данным социологов, несколько лет назад уехать в село как постоянное место жительство готовы были лишь 3% горожан.

Такие декларативные намерения потенциальных «обратных» мигрантов раньше не создавали заметный тренд. Исследователи дезурбанизации наблюдали «ручейки», но не потоки переселенцев. А вот в условиях пандемии «ручей» расширился. Современный «глобальный город» оказался вовсе не столь комфортным и безопасным, как представлялось технооптимистам.

«COVID-19 показал уязвимость обществ по отношению к внесоциальным факторам большой разрушительной силы, — пишут авторы статьи. — Пандемия, обрушившаяся на мегаполисы <...>, стремительно и заметно разрушила цепочки социальных взаимодействий и трансформировала уклад жизни горожан в нечто иное по сравнению с устоявшимися паттернами повседневности». 

Если город уязвим, то внегородское пространство можно рассматривать как перспективный ресурс для адаптации к разнообразным кризисам. Это особенно актуально для крупных стран со значительной долей незаселенных, но пригодных для проживания территорий, в Северном полушарии. Таковы, например, Россия и Канада.

Терапия природой

Феномен эпидемических миграций находится на пересечении исследований катастроф (disaster studies) и кризисной миграции. Сложно определить, где здесь грань между добровольной мобильностью и вынужденным вытеснением (displacement). По-видимому, есть и то, и другое.

Но исследований, сфокусированных на эпидемических миграциях, мало. Сведения о них отчасти встречаются в монографиях о предыдущих вспышках эпидемий или в сборниках исследований кризисных миграций. Так или иначе, ясно, что города страдают от инфекций, но случаев массового исхода людей в связи с эпидемией в современной истории немного, а переезды — временные.


Тем не менее, пандемии заставляют горожан задуматься об отъезде. При этом миграция в условиях кризиса требует ресурсов, и здесь проявляются механизмы социальной стратификации. Так, многие состоятельные жители территорий, затронутых ураганом Катрина в США в 2005 году, уехали ещё до развития кризиса. Чаще других мигрировал средний и высший класс, а также люди, имевшие родственников, у которых можно было переждать кризис.

Однако в пандемию это может не работать. «Изоляция же. Какие родственники? — недоумевает Наталья В. — Жили только своей семьей, чтобы не заболеть». Но комфортна ли такая «атомизация»? «О комфорте в этой ситуации не думаешь, — отвечает собеседница IQ.HSE. — Главное — здоровье, спасение на природе».

Не «назад», а именно «вперёд к природе» — такова доминанта исследований дезурбанизации. Природа-мать в роковые минуты даёт приют своим блудным детям, урбаноидам. Эта мифологема фигурировала уже в трудах американских трансценденталистов XIX века Ральфа Уолдо Эмерсона (автора эссе «Природа») и Генри Дэвида Торо (написавшего «Уолден, или Жизнь в лесу»). Но она актуальна и поныне.

Природа мощно воздействует на сознание человека. Сельский ландшафт — по сути, «терапевтический»: с оздоравливающим и восстановительным действием.

От самоуспокоенности до страха

В исследовании Покровского, Макшанчиковой и Никишина информанты не сразу осознали всю серьёзность ситуации. Нередко эпидемия расценивалась как локальная. 23-летняя менеджер говорит, что «всё воспринималось очень отдаленно». Дизайнер 26 лет «не верила до последнего»: «Мне казалось, что все это повторение какой-то Эболы, гриппа и так далее».

Первые симптомы кризиса проявились в середине марта: в бизнесе снижалось число клиентов, условия работы и учёбы изменились, осваивались новые практики заказа продуктов и лекарств, ношения масок и перчаток. Среди друзей респондентов появились первые заболевшие.


Решение уехать на дачу вызревало у информантов постепенно. Те, кого с городом сильнее всего связывало образование детей, перебрались сразу после введения дистанта. 39-летняя психолог поясняет: «Как только мы поняли, что школу <...> стопроцентно переводят в электронный вид, тут же <...> уехали».

Но для большинства опрошенных решающим стало официальное объявление нерабочей недели. «Это была новость, что всё — мы поедем», — говорит 32-летний предприниматель. Собеседница IQ.HSE Наталья В. добавляет: «Тогда стало ясно, что всё очень непросто и в городе оставаться не стоит».

С одной стороны, с дачей ассоциировался отпуск — в данном случае, неожиданный. С другой стороны, на это накладывалась тревога, связанная с отсутствием четкой картины заболеваемости.

«Мне не совсем было понятно, столько информации противоречивой, — вспоминает 39-летняя психолог. — Могу ли я легко переболеть, могу тяжело, ничего не ясно». Отъезд воспринимался как способ взять ситуацию под контроль. 30-летний программист поясняет: «Нужно было принимать какие-нибудь меры, чтобы минимизировать риски».

Многих выталкивало из города недоверие к согражданам, а также боязнь чужой безответственности. «В магазине никто дистанцию не соблюдает, половина без масок ходит, полагаются на авось, — говорит IQ.HSE Наталья В. — Не понимают, что и сами рискуют, и других подводят». 19-летний респондент в исследовании тоже подчёркивает, что сограждане могут игнорировать карантин: «Кто на шашлыки, кто в парк и всё такое».

Досада и поиск лучшей доли

Информанты, уехавшие в апреле, отмечали, что самоизоляция и ограничение движения плохо сказались на их состоянии. 30-летняя бизнесвумен говорит: «<...> В одну ночь я проснулась с ощущением, что всё — жизнь никогда не будет прежней, то есть меня прямо накрыли мысли не самые оптимистичные».

Собеседница IQ.HSE Ксения Л. говорит, что переселялась со смешанными чувствами: «Бегство неприятно. Тут и вопрос, что будет дальше, и досада на всю ситуацию. Единственный плюс — жизнь на воздухе». Миграция нередко разделяла семью. Часть домочадцев оставалась в городе из-за дел (работа и учёба) или нежелания уехать.

Декларируемые мотивации отъезда разнятся. Их можно разместить на условной шкале от панического страха за здоровье (своё и близких) и полной растерянности, с одной стороны, — до желания избежать городских ограничений и отдохнуть, с другой. 32-летний предприниматель размышляет: «Страха особого нет <…> исходя из обстановки, решил сделать для себя те условия, которые будут лучше, и деревня тут оптимальный вариант».

Для части информантов особенно значимы ослабление притяжения к городу и возможность более свободной жизни вне его. «Здесь [у меня] дом, и я могу гулять хотя бы по собственному саду», — поясняет 25-летняя маркетолог. «Но без интернета и ноутбука здесь нечего делать», — уточняет Евгений С.

Рекогносцировка на местности

Перед отъездом переселенцам нужно было удостовериться в том, что точка назначения безопасна: выяснить число заболевших, уровень ограничений, доступность продуктов и пр. При ближней миграции почти все информанты пользовались неофициальной картой, на которую наносились данные о дислокации заражённых. 30-летний программист говорит о картах, на которых показано, откуда госпитализировали людей с коронавирусом: «<...> Мы смотрели, из нашего поселка не забрали, из соседнего только забирали». 20-летняя студентка смотрела «карту телеграм-канала несколько раз в неделю».

За пределами Московский области информанты обращались к соседям по деревне, некоторые проверяли местные онлайн-сообщества. Нередко мигранты понимали, что сами представляют угрозу для здоровья живущих в деревне родственников. Они проявляли осторожность. «На дачу до меня переехала бабушка, — говорит IQ.HSE Евгений С. — Я к ней поначалу даже не подходил, чтобы не передать чего. Меньше контактов — меньше рисков».


Ситуацию накаляло недоверие со стороны местных жителей. Поселенческая нагрузка территорий росла. «Состав жителей малых поселений в условиях развития эпидемии заметно увеличивается: возвращаются трудовые отходники и образовательные мигранты, другие дачники-соседи приезжают раньше обычного, многие из них впервые остаются в деревне на продолжительный срок, — пишут исследователи. — Появляются и новые городские арендаторы, переезд которых также был спровоцирован развитием эпидемии». 

При этом в ряде поселений угроза заражения игнорировалась, в других — «гостей» воспринимали негативно. 19-летний студент замечает: «С местными было первое время сложно. Даже сосед напротив, он живёт с женой, так жена его не пускала к нам зайти поздороваться, потому что мы из Москвы приехали». Со временем недоброжелательность к москвичам исчезала.

Комната-университет, комната-школа

Для горожан первые дни адаптации часто были самыми сложными. Многие впервые оказывались надолго запертыми в ограниченном социальном и физическом пространстве. По словам 20-летней студентки, сначала её все раздражало: «<...>Мне не хотелось спускаться на кухню, все эти <...> ежедневные дела повторять». Но потом ситуация изменилась, всё устраивало.

Информанты продолжали работать и учиться дистанционно, поддерживали быт, заботились о семье, ухаживали за участком. 30-летняя предпринимательница описывает свой распорядок дня: «<...>Я работаю удалённо, плюс у меня ребёнок не ходит в сад, и мне муж добавился, который не работает сейчас. Кормлю всех, работаю, опять всех кормлю, работаю».

Мигранты пытались зонировать пространство: уходили «на работу» в соседнюю комнату, организовывали кабинеты в доме. Многие обустраивали рабочее место, делали перепланировки. Каждый член семьи получал свой «угол». «Мы <...> шутили, что моя комната — это кабинет, комната брата среднего — университет, младшего — школа», — замечает 23-летняя менеджер.

Депрессия без масок

Информанты отслеживали новости об эпидемии, введение и снятие новых ограничений, общались с городскими друзьями. Они включались и в местные сообщества — чаты и собрания дачников. «Создаётся что-то вроде смешанной идентичности: включенность в оба пространства сразу», — пишут исследователи.

Но пребывание вдали от центра эпидемии вкупе с определённой свободой передвижения позволяло информантам чувствовать своё превосходство по сравнению с «застрявшими в столице» горожанами. «Я в курсе всех новостей, но понимаю, что между нами вообще пропасть, — говорит 30-летняя опрошенная. — Меня это не касается ни в каком виде: в Москве ввели маски, перчатки… Ок, у меня их даже нет». Евгений С. признается IQ.HSE, что сочувствовал тем, кто остался в городе: «Друзьям было тяжело. Они устали психологически. Мне повезло больше».

Хотя школьные и университетские занятия, научные конференции и тренинги вполне прижились онлайн, многие информанты скучали по очным встречам и городской жизни. Кому-то хотелось посидеть в кафе, кому-то — прогуляться по любимым улицам. Сельская среда представлялась слишком архаичной.


«Обычная деревня со старыми деревянными домами, — размышляет 32-летний бизнесмен. — Поэтому мне всё это напоминает рассказы Стругацких <...>: с одной стороны, электросамокат, космические путешествия, а с другой стороны, вода в вёдрах из колодца — эдакий сюр».

На фоне упадка села — опустевших деревень, разрушенных домов, бездорожья — эпидемия в столице казалась респондентам менее драматичной. «<...> В Москве мы просто избалованы всеми этими благами, — говорит 30-летняя предпринимательница, — у тебя миллион способов заплатить, миллион способов доехать, работы полно. Тут этого нет вообще».

Огромные сельские пространства порой рождали чувство одиночества. 20-летняя студентка признаётся, что ей не хватало «городского движения», контакта с людьми: «Начинаешь себя чувствовать <...> Робинзоном Крузо». Литературные аллюзии позволяют отнестись к миграции «как к приключению, квесту», отмечают исследователи. Экзотические условия местной жизни создают почву для её геймификации. 

Модернизируют ли переселенцы деревню? Отчасти да. Например, для работы информантам нужен стабильный интернет, и они готовы провести его до деревни за свой счёт. Горожане покупают местные продукты, выступают вместе с селянами в диалоге с муниципальными властями. С другой стороны, жители города едва ли помогут быстро решить главные проблемы сёл: доступа к медицине и образованию, обустройства дорог и коммуникаций.

Обратима ли дезурбанизация?

Переход к автономному существованию вдали от города ослаблял для информантов влияние государства. Большинство мигрантов не собирались возвращаться в Москву сразу после отмены ограничений. В случае срочных требований работать офлайн часть информантов допускала возможность смены работы и переезда — с возможностью трудиться удалённо.

И всё же горожане не спешили избавиться от «первых» домов — квартир в городе — чтобы было куда вернуться, «если что». Собеседники IQ.HSE подчёркивали, что остаются городскими жителями. «Дача нас спасала, но всё время жить здесь сложно. В городе больше возможностей», — говорит Ксения Л.

По словам исследователей, остро стоит вопрос: «Жизнь после города — это действительно альтернативная жизнь или просто эманация города во внегородскую среду<...>?». Можем ли мы освободиться от города, или он всегда остаётся с нами? 

Пока ответить на этот вопрос сложно. Учёные видят перспективу в изучении «гибридизации как городских, так и сельских пространств, но без отказа от предыдущего опыта и лучших городских/сельских практик».
IQ

Author: Olga Sobolevskaya, March 03, 2021