• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Живи там хорошо

Как устроена внутренняя миграция
из небольших городов

© WIKIMEDIA COMMONS

Свыше половины выпускников школ в российских средних городах собираются поменять место жительства навсегда или надолго. Фактически они потеряны для своих городов, отметили демографы НИУ ВШЭ в докладе по исследованию внутренней миграции. Доклад был представлен на ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Контур исхода

Более трети — 38% — опрошенных учеников 11-х классов в средних городах готовы навсегда оставить малую родину. Еще одна пятая респондентов-старшеклассников планируют отъезд из дома на более долгий срок, чем период учебы. В итоге около 57% выпускников школ «можно считать «потерянными» для своих городов», подчеркивают Никита Мкртчян и Юлия Флоринская.

Анкетирование старшеклассников было частью исследования миграции из средних городов России (население от 50 тысяч до 100 тысяч человек), которое стало логическим продолжением более раннего проекта по изучению ситуации в малых городах. В последних все намного драматичнее: на момент опроса их собирались покинуть три четверти выпускников школ. По другим данным, молодое население уезжает из очень многих регионов.

Проект 2018 года проводился Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в четырех средних городах: в Бузулуке Оренбургской области, Великих Луках Псковской области, Мичуринске Тамбовской области и Чистополе в Татарстане. Обследовались домохозяйства, интервьюировались внутренние трудовые мигранты из этих городов. Выпускники школ расценивались как потенциальные мигранты: многие планировали учиться в других городах.

В поисках удачи

По данным проекта, абсолютное большинство респондентов-школьников — от 92% до 96% в разных городах — нацелены на высшее образование. Такая же картина сложилась и в малых городах. Однако сами по себе эти цифры еще недостаточно характеризуют образовательную миграцию. В них входят и те, кто пойдет в вуз сразу после школы, и те, кто выбирает гибридную траекторию (школа — техникум/колледж — институт). Но и в вузе, и в учреждениях среднего профессионального образования можно учиться и на месте, и в другом городе. Вопрос — в приоритетах и притязаниях. А они говорят в пользу миграции.

Судя по зарплатным амбициям, выпускники намерены перебраться в более благополучные города, где доходы выше, а опции выгодного трудоустройства — шире. Респонденты рассчитывают на зарплаты вдвое выше среднероссийской (более 40 тысяч рублей в 2018 году) и вчетверо выше средней зарплаты по изучаемым городам.

Так что вряд ли молодые люди после вуза массово выйдут на местные рынки труда. Лишь 12% выпускников заявили, что останутся в родном городе. Еще 21% — не определились. А 67% признаются, что намерены переехать.

Куда и зачем

 География предполагаемой образовательной миграции варьируется от региональных столиц (самый массовый поток — из Чистополя в Казань — 46%) и столиц соседних областей (например, из Мичуринска в Воронеж — 13%; из Бузулука в Самару — 28%) до Москвы и Санкт-Петербурга, куда собираются самые сильные ученики.

 Предпочтения по профессиям меняются. Популярность экономических и юридических специальностей стала ниже. Все больше желающих быть инженерами и медиками. Похожая ситуация в малых городах: набирают очки медицина и сфера IT.

 38% респондентов однозначно связывают будущее с другими городами. И еще почти 20% планируют уехать надолго, что тоже может означать смену места жительства.

Но не исключено, что такая миграция обратима. Особенно если экономика города растет и есть хорошие рабочие места. По другим опросам, главная причина переезда из глубинки — низкие зарплаты (49% респондентов) и проблемы с занятостью как таковой (31% опрошенных).

Поиск ниши

В средних городах трудовая миграция распространена меньше, чем в малых. В первых доля домохозяйств с выездными работниками — 12%, во вторых — 20%. Чем крупнее поселение, тем реже люди мигрируют. Направления — часто внутрирегиональные: например, в локальные центры.

Среди трудовых мигрантов преобладают молодые крепкие мужчины.

Многие заняты тяжелым физическим трудом, например, в добывающей промышленности. Часть работает в сферах, непривлекательных для жителей принимающих регионов: в торговле, на обрабатывающем производстве и пр.

Чарт популярных профессий выглядит так: четверть занята строительством, каждый пятый — добычей полезных ископаемых. 14% — работники транспорта и связи. Каждый десятый — охранник.

Рабочие места часто предполагают среднюю квалификацию. Почти треть мигрантов с высшим образованием трудятся там, где оно не требуется.

Плюсы статуса

Среди опрошенных 18% — руководители или специалисты высшего уровня квалификации, 24% — квалифицированные рабочие промышленности и строительства. Еще 21% составили операторы, аппаратчики и машинисты установок.

Зарплаты выездных работников много выше, чем в изучаемых средних городах, но часто ниже, чем в принимающих регионах. Однако это позволяет этой мобильной когорте «обеспечивать на достаточном уровне потребление своих домохозяйств». При долгой работе на выезде они могут в итоге улучшать жилищные условия, подчеркивают авторы.

Две трети заработанных мигрантами средств тратятся там, где живут их семьи. Фактически это существенный приток денег в экономику средних городов. Но и принимающие города, несомненно, в выигрыше, поскольку решают проблему кадрового дефицита.

Управлять дрейфом

Чтобы удерживать перспективных работников в небольших городах, нужна хорошая инфраструктура. «Максимальное приближение их к уровню крупных поселений позволит привлечь обратно молодежь, получившую образование в больших городах, но не сумевшую сразу успешно встроиться в рынки труда этих городов», — считают исследователи.

Возможно, развитая удаленная занятость также поможет удержать молодых людей, для которых экология, отсутствие шума и суеты окажутся важнее инфраструктурных плюсов крупных городов.

Не менее значимо сохранение колледжей, техникумов и вузов в средних городах. Они не только удерживают студентов на время учебы, но и «своей тесной встроенностью в рынки труда городов» позволяют молодым людям строить успешные карьеры на месте, еще в университетские годы.
IQ

 

Авторы исследования:
Никита Мкртчян, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ
Юлия Флоринская, старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ
Author: Olga Sobolevskaya, April 15, 2019