• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Удовлетворённость жизнью у молодёжи связали с коллективизмом

Преданность семье и взаимопомощь важный фактор вне зависимости от культуры

Ситуация: Во многих странах современного мира общество переживает переход от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма. Последние способствуют выстраиванию биографического пути, профессиональной карьеры и образа жизни молодёжи с ориентацией на самих себя, а не на ожидания окружающих. Поэтому долгое время считалось, что у молодых людей индивидуализм превалирует.

На деле: Ценности коллективизма остаются важными для молодёжи. Они способствуют преданности семье и готовности принимать поддержку от близких. Молодые девушки и парни, ценящие взаимопомощь и тесную связь с другими людьми, больше удовлетворены жизнью — вне зависимости от того, к коллективистскому или индивидуалистскому типу культуры они принадлежат.

Теперь подробнее

Международная группа учёных из Италии, США, Китая и России исследовала взаимосвязь между коллективизмом, индивидуализмом и удовлетворённостью жизнью среди молодежи 18-25 лет в четырёх странах. Подтвердилось, что чем выше индекс индивидуалистических ценностей на страновом уровне, тем выше удовлетворенность жизнью у молодых людей. А вот на индивидуальном уровне для молодёжи более значимым оказался коллективизм. Во всех странах у молодых людей обнаружилась положительная связь между коллективизмом, в особенности касающегося семейных связей, и уровнем удовлетворённости жизнью. Это несколько противоречит результатам предыдущих исследований и в то же время уточняет их. Россию в исследовательской группе представляла профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер. Результаты исследования опубликованы в журнале Аpplied Psychology: Health and Well-Being

О чём речь?

Исследования показывают, что культурные факторы играют большую роль в объяснении разницы в показателях субъективного благополучия и в особенности — удовлетворенности жизнью.

Удовлетворённость жизнью — один из компонентов субъективного благополучия. Это индивидуальная оценка соотнесённости жизненных условий со стандартами, чувство соответствия между желаниями, потребностями, с одной стороны, и достижениями, ресурсами, с другой.

Среди культурных факторов есть и ценности индивидуализма или коллективизма. В целом в основе понимания сути индивидуализма лежит предположение о том, что люди независимы друг от друга. Это мировоззрение, центрированное на личных целях, уникальности и контроле. Коллективизм, напротив, предполагает важность связей с другими людьми и взаимных обязательств.

Учёные выделяют коллективизм и индивидуализм как на культурном уровне (часть национальной культуры), так и на индивидуальном (мировоззрение отдельного взятого человека). При этом, в рамках подхода американского психолога Гарри Триандиса, индивидуализм и коллективизм могут рассматриваться в двух измерениях — горизонтальном и вертикальном:

 Вертикальный индивидуализм (Vertical Individualism, VI) — характеризуется желанием быть выдающимся и обрести статус через конкуренцию с другими.

 Горизонтальный индивидуализм (Horizontal Individualism, HI) — связан с желанием быть уникальным, отличающимся от группы и способным полагаться на себя.

 Вертикальный коллективизм (Vertical Collectivism, VC) — характерен для людей, делающих акцент на целостности своей группы и поддерживающих конкуренцию с аутгруппами, а также возможном подчинении своих желаний авторитету.

 Горизонтальный коллективизм (Horizontal Collectivism, HC) — связан с желанием быть похожим на других, следовать общим ценностям, проживать взаимозависимость без необходимости подчиняться авторитету.

Авторы исследования поставили цель выяснить, как разные измерения коллективизма и индивидуализма связаны с удовлетворённостью жизнью у молодых людей, находящихся в периоде ранней взрослости.

Как изучали?

В исследовании приняли участие 1760 молодых людей и девушек в возрасте 18-25 лет из Китая, Италии, России и США — стран, сильно отличающихся по индексу индивидуалистических ценностей. Средний возраст респондентов — около 20 лет, все они — студенты университетов, изучающие преимущественно социальные, поведенческие науки.

Согласно модели Хофстеде, Италия и США — страны с индивидуалистской культурой, а Китай и Россия — с коллективистской.

В ходе исследования использовались специальные методики и опросники, выявляющие индивидуальные уровни коллективизма и индивидуализма — «Шкала горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма» (INDCOL), а также уровень удовлетворенности жизнью — «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS). При этом было учтено влияние на удовлетворенность жизнью гендера, возраста и культурных различий.

Что получили?

Подтвердилось, что на страновом уровне со степенью удовлетворённости жизнью у молодёжи тесно связан индивидуализм. Чем выше в стране индекс индивидуалистических ценностей, тем более довольны респонденты своей жизнью. Больше всего повезло в этом плане американцам, поскольку США имеет самый высокий индекс индивидуализма, второе место у итальянцев, и третье и четвертое — у русских и китайцев соответственно.

Здесь, правда, исследователи делают пояснение о том, что такая ситуация может складываться не только из-за того, что американцы и итальянцы более довольны жизнью, благодаря индивидуалистической культуре в своих странах, но также из-за разницы в уровне социального неравенства, наличии больших возможностей и будущих жизненных перспектив.

Что касается индивидуального уровня, то здесь результаты оказались другими — уровень удовлетворённостью жизнью позитивно коррелирует с двумя коллективистическими измерениями (вертикальным и горизонтальным) — вне зависимости от типа культуры. Однако при этом не обнаружилось значимых корреляций ни с вертикальным, ни с горизонтальным индивидуализмом.

Согласно результатам этого исследования, можно утверждать, что степень удовлетворённости жизнью у молодёжи связана с взаимозависимостью и социальными коммуникациями в разных типах культур, отмечают исследователи. Они приводят в пример русских и итальянцев. И у тех, и у других, хотя одни проживают в коллективистической стране, а другие в индивидуалистической, удовлетворённость жизнью позитивно связана с успешным выполнением социальных ролей и обязательств. Хотя этого можно было ожидать — переход во взрослую жизнь в Италии, как отмечают авторы, сильно переплетается с семейными отношениями.

Предыдущие исследования на американских выборках не показывали связи между удовлетворённостью жизнью и взаимными социальными обязательствами. Но данное исследование её обнаружило, причём для обоих уровней коллективизма.

В целом тот факт, что вертикальный коллективизм, а именно семейные связи и обязанность заботиться о своей семье, даже жертвуя собственными потребностями, вносят позитивный вклад в удовлетворенность жизнью — неожиданен и заслуживает внимания, считают учёные. В то же время полученные результаты соотносятся с одним из недавних исследований, которое доказывает, что семейные и социальные отношения — важные базовые компоненты счастья в разных странах — вне зависимости от гендера и возраста.

Для чего это нужно?

Возраст ранней взрослости — период, когда человек имеет ещё немного социальных обязательств и при этом больше возможностей проживать индивидуалистические ценности. Изначальная гипотеза исследования заключалась в том, что уровень удовлетворенности жизнью позитивно связан с индивидуалистическими ценностями на личном уровне. И это бы подтверждало результаты многих предыдущих работ. Однако всё оказалось наоборот.

Авторы отмечают, что данное исследование в большей степени, чем предыдущие, учитывает ограниченный возрастной период, а также просматривает связь удовлетворённости жизнью с разными измерениями индивидуализма и коллективизма. Новые данные говорят о том, что нужны дальнейшие научные работы в данном направлении, чтобы уточнить особенности влияния индивидуалистских и коллективистских ценностей на разные аспекты субъективного благополучия.
IQ
 

Авторы исследования:

Алессандро Джермани (Alessandro Germani), Университет Перуджи (Италия)

Элиса Дельвекчио (Elisa Delvecchio), Университет Перуджи (Италия)

Жьян-Бин Ли (Jian-Bin Li), Образовательный университет Гонконга (Гонконг)

Адриана Лис (Adriana Lis), Падуанский Университет (Италия)

Софья Нартова-Бочавер (Sofya K.Nartova-Bochaver), профессор, ведущий научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ

Александр Вазсоный (Alexander T.Vazsonyi), Университет Кентуки (США)

Клаудиа Маззеши (Claudia Mazzeschi), Универститет Перуджи (Италия)

Author: Marina Selina, April 07, 2021