• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неопределенность экономической обстановки сдерживает промышленный рост

Деловой климат в промышленности в августе улучшился. Стабилизировался спрос и выпуск продукции, замедлилось сокращение прибыли. Рост промпроизводства сдерживается непониманием руководителями предприятий экономической ситуации. Мониторинг состояния делового климата в промышленности и ожиданий предпринимателей Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Уже более года (с двумя-тремя помесячными всплесками) российская индустрия находится в стагнации. Основными факторами, лимитирующими рост, все это время были: недостаточный внешний и внутренний спрос, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, изношенность и недостаток оборудования, а также высокий процент коммерческого кредита.

Однако в августе ситуация несколько изменилась в лучшую сторону: стабилизировался спрос и выпуск продукции, замедлилось сокращение прибыли.

К таким выводам пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ, проанализировав мнения руководителей более 5,5 тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Федеральной службой государственной статистики).

Так, с 62% до 63% и с 70% до 72% выросла доля респондентов, оценивающих спрос и выпуск продукции на своих предприятиях на «нормальном» уровне. Было выявлено замедление темпов сокращения собственных финансовых ресурсов и прибыли предприятий.

При этом по некоторым ключевым показателям промышленной деятельности в анализируемом месяце выявлено ухудшение как по сравнению с предыдущим месяцем, так и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В частности, доля предприятий, сокративших свой персонал по сравнению с предыдущим месяцем, составила 17%. «Это худшее значение за последние более чем три года», – подчеркивается в мониторинге ИСЭЗ. При этом доля предприятий, сохранивших уровень занятости за последний год, составляет примерно 75%.

На увеличение цены реализации «своей» продукции указали 14%. Столь относительно высокое значение не наблюдалось почти год.

В результате разнонаправленных изменений в деятельности промышленных предприятий в августе текущего года главный результирующий показатель исследования – сезонно откорректированный Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), сохранил июльское значение (-2%).

Вырваться «в плюс» промышленникам пока не позволяет «повышающееся третий месяц подряд отрицательное давление на бизнес фактора «неопределенности экономической обстановки в стране», – отмечают экономисты ИСЭЗ. Согласно проведенному в августе опросу, «почти треть директорского корпуса промышленности не понимает, что происходит с экономикой, при этом доля таких руководителей растет третий месяц подряд. Вряд ли от них можно ждать инвестиционных, инновационных и тем более модернизационных инициатив, направленных на интенсификацию экономического роста своих предприятий».

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Одной из проблем сегодняшнего этапа развития отечественной промышленности является крайне высокая степень различия между экономическими агентами по уровню интенсивности своей деловой активности.

Если оценивать каждое из примерно 500 тыс. российских промышленных предприятий по их местонахождению в фазах экономического цикла, то, исходя из мнений участников опроса, с небольшой долей статистической погрешности можно констатировать, что примерно 17-20% предприятий последний год находятся в фазе экономического роста.

Эти достаточно рентабельные и конкурентоспособные предприятия имеют хорошую финансовую базу собственных ресурсов, позволяющую практически безболезненно брать кредитные средства на развитие производства. Как правило, они отличаются относительно высокой производительностью труда и располагают необходимым кадровым потенциалом. Многие из них ведут активную внешнеэкономическую деятельность и опираются в своем развитии на использование интенсивных факторов роста в виде модернизационных, инновационных, инвестиционных и других механизмов.

Предприятия данной категории можно найти практически в любом виде промышленной деятельности с преобладанием их в добывающих производствах. Следует отметить, что именно эти предприятия «первого эшелона» сегодня  удерживают отрасль от сползания в состояние рецессии.

На противоположном конце рейтинга располагаются «аутсайдеры», составляющие 20-25% от общей совокупности. Эти предприятия давно находятся в состоянии рецессии, а часть из них – в кризисном состоянии, балансируя на грани банкротства. Данная категория экономических агентов зачастую работает с отрицательной добавленной стоимостью и превышением критического долга.

Существуют эти предприятия, в первую очередь, за счет квазимонопольного положения и отсутствия конкуренции на местных рынках, а также за счет скрытого или явного субсидирования из местных бюджетов, в том числе, в целях сохранения хоть какого-то заработка для населения, проживающего в депрессивных районах.

Указанная категория предприятий является основным «драйвером», тянущим промышленность в фазу рецессии.

Необходимо обратить внимание, что производительность и оплата труда между предприятиями «первого эшелона» и «аутсайдерами» могут различаться в разы, естественно, в пользу первых. При этом подобная ситуация может наблюдаться на предприятиях одного и того же вида экономической деятельности и даже примерно с одной номенклатурой производимой продукции.

Основная задача, которую необходимо решить исполнительным и законодательным органам на всех уровнях, имеющих непосредственное отношение к проблеме роста экономики в целом и промышленности в частности – создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране в виде улучшения предпринимательского климата и институциональной среды. Учитывая, что эффект от реализации таких мер наступит нескоро, сегодня необходимо, в первую очередь, как минимум, не мешать «первому эшелону», вводя новые правила игры (налоговые, таможенные и т.д.), которые могут осложнить их функционирование на промышленном рынке. Необходимо точечно идентифицировать лидеров «второго эшелона» и создать им условия для перехода в первую группу. Данный маневр может в кратчайший период, до наступления эффекта от решения базовых проблем, повлиять на ускорение роста промышленного производства в целом.

К сожалению, необходимо констатировать, что за последний год, хотя и малозаметно, но наблюдается негативная тенденция сокращения доли предприятий «первого эшелона» и увеличение доли предприятий «аутсайдеров».

В середине рейтинга находится наиболее многочисленная категория предприятий (примерно 55-65%), которые в настоящее время функционируют по стагнационному сценарию. К этой категории относятся предприятия, располагающие меньшим объемом разного рода ресурсов, особенно финансовых, по сравнению с «первым эшелоном», живущие, в основном, сегодняшним днем. Для большинства из них риски применения интенсивных факторов роста производства являются чрезмерными из-за высокой степени зависимости этих экономических агентов от изменений внешней и внутренней отраслевой конъюнктуры, особенно спросовой и ценовой, а также экономических и политических решений, принимаемых на различных уровнях власти.

Периодически, на непродолжительное время, часть предприятий этой группы, находящихся выше ее среднего уровня, переходит в зону «первого эшелона», а ниже среднего – в зону «аутсайдеров». Все эти кратковременные перемещения во многом зависят от наличия или отсутствия новых производственных заказов и от улучшения или ухудшения экономической конъюнктуры.

 

27 августа, 2013 г.