• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неоднозначный Таксим

Волнения в Турции подрывают ее образ примера исламской демократии для стран «арабской весны» и создают проблемы на ее пути к превращению в регионального лидера. Георгий Мирский и Петр Стегний на заседании СВОП

На заседании Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) профессор НИУ ВШЭ и ИМЭМО РАН, востоковед Георгий Мирский и дипломат, член Российского совета по международным делам (РСМД), специалист по Ближнему Востоку Петр Стегний представили свой взгляд на турецкие события.

Повод и причина

Когда начались выступления на площади Таксим, политологи сразу обратили внимание на ярко выраженный разрыв между поводом и причиной турецких протестов. Повод – вырубка леса в стамбульском Гези-парке, а причина – недовольство политикой правящей Партии справедливости и развития, которая способствует «ползучей исламизации» страны. Тем не менее, у лидера партии, премьер-министра Реджепа Тайиипа Эрдогана были шансы не допустить столь мощных беспорядков, охвативших, благодаря соцсетям, всю территорию страны. «Когда протесты были уже в разгаре, Эрдоган находился с визитом в странах Магриба, а протестующих назвал “политической шпаной” и “вандалами”, подлив, тем самым масла в огонь», – напомнил в ходе заседания СВОП Петр Стегний. Стиль поведения турецкой полиции во время протестов бросил мрачную тень на все, что делала правящая партия в последнее время, считает Стегний. Например, одна из недавних инициатив турецких властей – запрет на продажу и употребление алкоголя вблизи учебных заведений, автозаправочных станций и мечетей.

«Политика, которую проводит Эрдоган, действительно рассматривается в стране как отход от курса Кемаля Ататюрка, который превратил Турцию в светское государство», – напомнил Георгий Мирский. Но, эксперты отмечают, что не стоит рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения только протеста светского населения против исламизации.

Неоднозначный Эрдоган

Эрдоган несколько лет назад лишил прежнего влияния военных, которые были главными хранителями и защитниками идей кемализма. Но именно во время правления Эрдогана Турция стала по-настоящему светским государством, первая половина срока нахождения Эрдогана у власти связана с демократизацией страны, заметил Стегний. «Сегодня это динамично развивающаяся, здоровая страна, где 300 из 600 имеющихся университетов – частные», – рассказал дипломат.

По мнению экспертов, отчасти протесты связаны не непосредственно с политикой Эрдогана, а его эксцентричным стилем поведения, который не оставил равнодушным разные слои турецкого населения. «Выделить основное ядро в массе протестующих не просто», – рассказал Петр Стегний, обратив внимание, что на Таксим вышел не только средний класс, но и огромная масса футбольных болельщиков, рабочих.

«Часто авторитарные политические лидеры просто даже не задумываются о том, что они могут надоесть своему народу», – заметил Георгий Мирский.

Но Эрдоган не столько авторитарен, сколько импульсивен, считают эксперты. Тем не менее, несмотря на свою импульсивность, он сделает все, чтобы нейтрализовать конфликт. По мнению Эрдогана, во-первых, в стране есть политические силы, выступающие против примирения с курдами, во-вторых, оппозицию могли финансировать недобросовестные банкиры, недовольные ограничением ставок по кредитам, в-третьих, протесты обеспечивают внешние силы, правда, какие именно, турецкий лидер не уточняет.

Эксперты надеются, что ситуация в Турции скоро разрешится. Проведение референдума о судьбе парка поможет властям сохранить лицо. Тем не менее, бесследно протесты для Турции не пройдут, считают востоковеды. Более того, эта ситуация обострила вопрос турецкой идентичности.

Можно ли совместить ислам и демократию

Что ближе Турции – Восток или Запад? Переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз (ЕС) находятся в замороженном состоянии. Случившиеся в стране события – еще один повод для Европы сказать, что Турция еще не созрела для вступления в ЕС, считают эксперты.

«После того, как стало понятно, что вступление в ЕС под большим вопросом, Турция и ее правящая партия начали разворачиваться в направлении Ближнего Востока», – заметил Стегний. Кроме того, как считают эксперты, череда арабских революций обозначила необходимость Турции как серьезного регионального игрока. Турецкую модель умеренного ислама стали воспринимать в качестве примера для выстраивания демократической системы внутри мусульманского сообщества.

«Эрдоган своим поведением дает понять, что не особо нуждается в членстве в ЕС. Не исключено, что он рассчитывает на роль своего рода регионального лидера на Ближнем Востоке», – предполагает Мирский.

Но эксперты уточнили, что произошедшие в Турции события негативно отразятся на имидже страны не только в Европе, но и в исламском мире. Так, например, поездка Эрдогана в Марокко оказалась неудачной, напомнил Петр Стегний, заметив, что король Марокко Муххамед XVI не счел нужным принять турецкого премьера.

Вместе с тем, с точки зрения экономического развития Турции в будущем уготована роль регионального лидера, отметили эксперты. При этом они уверены, что у правящей партии Турции действительно есть намерения примирить ислам и демократию. Но вопрос в том, насколько это возможно, и во что это может вылиться для самой Турции.

С одной стороны, есть турецкое население, готовое защищать светские законы, с другой, страны арабской весны, которые нуждаются в определенной модели для выстраивания демократии. Но эксперты уточняют, что между Турцией и этими странами – большая разница. «Исламистские лидеры Египта и Туниса не отказываются от демократического устройства, в первую очередь потому, что экономика их стран весьма зависима от Запада», – пояснил Георгий Мирский Если они откажутся от демократии, Запад перестанет помогать им, и тогда, считает эксперт, исламистов сметут народные массы, столкнувшиеся с экономическими трудностями.

В Турции ситуация совсем иная. Но если страна будет все дальше углубляться в сложные игры вокруг новых арабских режимов, продвигая там модель умеренного ислама и при этом продолжая рискованные игры с собственной оппозицией, то это может привести к непредсказуемым последствиям внутри самой Турции, считают востоковеды.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 июня, 2013 г.