• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Индексы интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности  май 2011 г.

В ежемесячном оперативном докладе Центра развития НИУ ВШЭ рассматривается динамика интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности (индексы физического объема, очищенные от влияния календарного и сезонного факторов)

В докладе рассматривается динамика интенсивности производства продукции и услуг (т.е. среднесуточного выпуска продукции и услуг, очищенного от влияния фактора сезонности) для непромышленных видов экономической деятельности. К их числу относятся: сельское хозяйство, лесозаготовки, рыболовство, строительство, розничная торговля, грузооборот транспорта, т.е. те, для которых Росстат ежемесячно публикует индексы производства продукции и услуг относительно предыдущего месяца.

В мае 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем снизилась интенсивность трех из шести рассматриваемых видов экономической деятельности. Это относится к продукции сельского хозяйства, где интенсивность уменьшилась на 0,3%, что было обусловлено в основном сокращением интенсивности продукции животноводства; рыболовства – на 8,7% и строительства – на 0,2%.

Вместе с тем в мае 2011 года относительно предыдущего месяца возросла интенсивность выпуска продукции и услуг лесозаготовок – на 1,1%, оборота розничной торговли – на 0,6% (исключительно за счет роста продажи непродовольственных товаров – на 1,3%, значительную часть которых составляет импортная продукция), перевозок грузовым транспортом – на 0,4%.

Следует отметить, что динамика индекса интенсивности промышленного производства в целом относительно предыдущего месяца характеризовалась с февраля по май 2011 года стагнацией (незначительный спад с февраля по апрель и сохранение апрельского уровня интенсивности в мае).

Текущие отрицательные тенденции в динамике интенсивности производства продукции и услуг для непромышленных видов экономической деятельности обусловлены следующими факторами:

  • снижением инвестиционной активности, что предопределило дальнейшее сокращение интенсивности строительного производства, начавшееся с декабря 2010 года;
  • высокими темпами инфляции (индекс потребительских цен в годовом исчислении – май 2011 года по сравнению с маем 2010 года – достиг 109,6%), что сдерживало рост потребительского спроса;
  • ростом налоговой нагрузки на бизнес, особенно на малое предпринимательство, в результате повышения с начала 2011 года ставки социальных страховых платежей и вызванный им “уход в тень” части производства;
  • достаточно быстрым укреплением реального эффективного курса рубля к иностранным валютам: с ноября 2010 года по май 2011 года он вырос на 14,4%, что отрицательно сказалось на динамике российского экспорта, и, как следствие, негативно повлияло на конкурентоспособность отечественных товаров.

В мае 2011 года относительно предыдущего месяца увеличилась интенсивность перевозок грузов транспортом на 0,4%, что объясняется ростом интенсивности перевозок на всех видах транспорта и прежде всего на внутреннем водном – на 8,5%, железнодорожном – на 0,8%, трубопроводном – на 0,5% (за счет увеличения прокачки газа). Следует отметить, что увеличение интенсивности перевозок грузов транспортом сопровождалось ростом средней дальности перевозок грузов на всех видах транспорта, за исключением железнодорожного.

Рост интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в мае 2011 года по сравнению с апрелем на 0,8% был обусловлен увеличением погрузки нефти и нефтепродуктов – на 2,1%, каменного угля – на 1,3%, строительных грузов и цемента – на 1,3%, железной и марганцевой руды – на 1,7%, химических и минеральных удобрений – на 1,2%, лесных грузов – на 2,4%. В то же время снизилась интенсивность погрузки черных металлов (на 0,5%) и прочих грузов (на 1,9%).

С начала 2011 года (в мае относительно декабря 2010 года) увеличилась интенсивность лесозаготовок – на 4,4%, оборота розничной торговли – на 2,8% (при росте интенсивности продажи непродовольственных товаров - на 5,7% и ее сохранении для пищевых продуктов и табачных изделий на уровне конца предыдущего года), перевозок грузов транспортом - на 1,1% (за счет роста интенсивности перевозок внутренним водным – на 8,5%, трубопроводным – на 8%, автомобильным – на 0,3% при сокращении интенсивности перевозок на железнодорожном транспорте – на 0,5%). Вместе с тем уменьшилась интенсивность продукции сельского хозяйства – на 1,3%, рыболовства – на 7,3% и строительства – на 9,3%.

Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом был обеспечен за счет их увеличения как газопроводами на 8,8%, так и нефтепроводами – на 6,9%.

С начала 2011 года возросла средняя дальность грузовых перевозок в целом и 3 из 4 рассматриваемых видов транспорта, за исключением трубопроводного.

Погрузка основных видов грузов на железнодорожном транспорте в мае 2011 года по сравнению с декабрем предыдущего года уменьшилась на 0,5%, что объясняется сокращением погрузки большинства рассматриваемых видов грузов, при том, что она возросла для каменного угля, железной и марганцевой руды, строительных грузов и цемента, соответственно на 6,8%, 1,3% и 1,1%. Уменьшилась погрузка химических и минеральных удобрений – на 7,1%, прочих грузов – на 7,1%, черных металлов – на 5,9%, лесных грузов – на 2,5%, нефти и нефтепродуктов – на 1,1%.

За весь период наблюдения (в мае 2011 года относительно января 2000 года, а для перевозок грузов транспортом – относительно января 2001 года) в наибольшей степени увеличилась интенсивность оборота розничной торговли – в 2,7 раза (интенсивность продаж непродовольственных товаров – в 3,2 раза, пищевых продуктов и табачных изделий – в 2,3 раза), строительства – в 2,2 раза, рыболовства – почти в 2 раза, продукции сельского хозяйства – на 48,8%, лесозаготовок – на 8,4%.

За рассматриваемый период перевозки грузов транспортом возросли на 1,5% за счет их роста на железнодорожном транспорте на 16,5% и трубопроводном транспорте – на 37,3%. При этом интенсивность перевозок внутренним водным транспортом уменьшилась – на 0,5%, на автомобильном – на 5,8%.

Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом в первую очередь был обусловлен ее увеличением на нефтепроводах на 81%, тогда как на газопроводах она возросла на 12,8%.

Средняя дальность перевозок за рассматриваемый период существенно увеличилась на железнодорожном и автомобильном, а уменьшилась на внутреннем водном транспорте и трубопроводном транспорте.

 

Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в мае 2011 года по сравнению с январем 2000 года возросла на 17,9%, в первую очередь за счет погрузки нефти и нефтепродуктов (рост на 67,2%), химических грузов и минеральных удобрений (на 29,1%), железной и марганцевой руды (на 20,4%), черных металлов (на 18,5%). Однако уменьшилась интенсивность погрузки строительных грузов и цемента (на 1,3%) и лесных грузов (на 10,2%). 

Исполнители: Э.Ф. Баранов  руководитель работы, В.А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ)  автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения, А.А. Роскин, Т.А. Ахундова, В.И. Безносик, О.В. Ахундова – младший научный сотрудник Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ

  Полный текст Индексов интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности, май 2011

 
11 августа, 2011 г.