В докладе рассматривается динамика интенсивности производства продукции и услуг (т.е. среднесуточного выпуска продукции и услуг, очищенного от влияния фактора сезонности) для непромышленных видов экономической деятельности. К их числу относятся: сельское хозяйство, лесозаготовки, рыболовство, строительство, розничная торговля, грузооборот транспорта, т.е. те, для которых Росстат ежемесячно публикует индексы производства продукции и услуг относительно предыдущего месяца.
Для начала 2011 года характерно снижение интенсивности для большинства рассматриваемых видов экономической деятельности, особенно заметно проявившееся в марте. По сравнению с предыдущим месяцем интенсивность выпуска продукции и услуг уменьшилась в сельском хозяйстве на 0,1%, лесозаготовках – на 0,4%, перевозках грузовым транспортом – на 0,5%, рыболовстве – на 1,9%, строительстве – на 2,7% (в марте уменьшился индекс интенсивности и для промышленного производства – на 1,3%).
В рассматриваемом периоде возросла интенсивность только оборота розничной торговли, причем исключительно за счет роста продажи непродовольственных товаров, значительную часть которых составляет импортная продукция.
Динамика производства продукции и услуг непромышленными видами экономической деятельности с апреля 2010 года по март 2011 года (в % к предыдущему месяцу)
На негативные тенденции динамики интенсивности производства рассматриваемых видов экономической деятельности могли оказать влияние следующие факторы:
Уменьшение в марте по сравнению с февралем интенсивности перевозок грузов транспортом на 0,5% обусловлено в первую очередь их сокращением на железнодорожном транспорте на 2,4%, тогда как перевозки трубопроводным транспортом возросли на 2,3% (см. таблицу 2). Снижение перевозок сопровождалось ростом средней дальности перевозок (для грузового транспорта в целом при уменьшении перевозок на 0,5% грузооборот сократился на 0,1%, на железнодорожном транспорте, соответственно, на 2,4% и 1,2%.
Уменьшение интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в марте 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем на 2,4% было обусловлено главным образом снижением погрузки нефти и нефтепродуктов на 2,2%, строительных грузов и цемента – на 3,5%, черных металлов – на 2,4%, химических грузов и удобрений – на 5,7%.
Интенсивность погрузки нефти и нефтепродуктов непрерывно снижается в течение 5 последних месяцев (по март 2011 года включительно), что могло обусловить возникшие в апреле–мае проблемы с обеспечением потребителей автомобильным бензином во многих регионах страны.
С начала 2011 года (в марте относительно декабря 2010 года) увеличилась интенсивность рыболовства – на 2,8%, оборота розничной торговли – на 1% (при росте интенсивности продажи непродовольственных товаров на 2,4% и ее уменьшении для пищевых продуктов и табачных изделий на 0,3%), перевозок грузов транспортом – на 0,7% (за счет роста перевозок грузов трубопроводным транспортом на 9%), лесозаготовок – на 0,4%. При этом интенсивность производства в сельском хозяйстве уменьшилась на 2,6%, а в строительстве – на 9,4%.
Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом был обеспечен за счет их увеличения как газопроводами на 10,7%, так и нефтепроводами – на 8%.
Погрузка основных видов грузов на железнодорожном транспорте в марте 2011 года по сравнению с декабрем предыдущего года уменьшилась на 2,7%, причем практически по всем видам грузов за исключением каменного угля, погрузка которого возросла на 4,6%. В наибольшей степени с начала 2011 года уменьшилась погрузка нефти и нефтепродуктов – на 5,6%.
За весь период наблюдения (в марте 2011 года относительно января 2000 года, для перевозок грузов транспортом – относительно января 2001 года) в наибольшей степени увеличилась интенсивность оборота розничной торговли – в 2,7 раза (интенсивность продаж непродовольственных товаров – в 3,1 раза, пищевых продуктов и табачных изделий – в 2,3 раза), строительства и рыболовства – в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства – на 45,8%, лесозаготовок – на 3,5%.
За рассматриваемый период перевозки грузов транспортом возросли на 1,2% за счет их роста на железнодорожном транспорте на 14% и на трубопроводном транспорте – на 38,2%. При этом интенсивность перевозок на автомобильном транспорте уменьшилась на 6,1%, а на внутреннем водном – на 14,9%.
Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом в первую очередь был обусловлен ее увеличением на нефтепроводах на 82,4%, тогда как на газопроводах она возросла на 14,4%.
Средняя дальность перевозок за рассматриваемый период существенно увеличилась на железнодорожном и автомобильном транспорте и уменьшилась на трубопроводном и внутреннем водном транспорте.
Интенсивность погрузки основных видов грузов в марте 2011 года по сравнению с январем 2000 года на железнодорожном транспорте возросла на 15,4%, в первую очередь за счет погрузки нефти и нефтепродуктов (рост на 59,7%), химических грузов и минеральных удобрений (на 25,7%). Однако уменьшилась интенсивность погрузки строительных грузов и цемента (на 7,2%) и лесных грузов (на 12,3%).
Доклад подготовлен институтом «Центр развития» Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики с использованием данных Росстата.
Исполнители: Э.Ф. Баранов - руководитель работы, В.А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) - автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения, А.А. Роскин, Т.А. Ахундова, В.И. Безносик, О.В. Ахундова – младший научный сотрудник Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ
Полный текст Индексов интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности-март 2011