Валерий Викторович, Газпром после удачного визита Путина в Казахстан и Туркмению, приступил к активному латанию газовой дыры. Делается это, естественно, за счет импорта. В результате, можно с уверенностью говорить о том, что газ у нас будет, но дорогой. Например, первого июня Газпром договорился с «Казмунайгазом» о создании СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. При этом цены, которые оговариваются в соглашении, весьма высоки. Как следует оценивать политику Газпрома, и не приведет ли это к нежелательным макроэкономическим последствиям?
Политика Газпрома по увеличению импорта из Средней Азии, на мой взгляд, связана с двоякого рода факторами – стратегическими и тактическими. В условиях торможения роста добычи газа и нефти в России на фоне перманентно идущего в течение последних 18 лет передела собственности в российском нефтегазовом комплексе необходимо, с одной стороны, строить нормальную адаптивную стратегию, а с другой стороны - латать дыры. Начало добычи на Ковыктинском месторождении в Восточной Сибири, на Бованенковского на Ямале и так далее – дело не ближайших лет. Нужно иметь в виду также отставание от произошедшей в 90-е годы в мире технологической революции в добыче углеводородов. Поэтому планы, связанные с достижением в перспективе уровней добычи газа в России в объеме более 900 млрд. куб. м в год - пока только планы, которые могут и не осуществиться.
Если говорить о стратегии то, на мой взгляд, внутри России, сформировалась точка зрения, ведущая к стремлению углубить интеграцию в рамках ЕврАзЭС с перспективой вовлечения в этот пока весьма аморфный региональный союз Китая. Это своего рода альтернатива более глубокой интеграции с ЕС, где не все гладко. В рамках «евразийского проекта» газовый фактор может использоваться как средство усиления интеграции, притяжения к России старых новых партнеров, располагающих газом, вне зависимости от текущих экономических последствий с надеждой на получение выгоды в перспективе. Здесь газовый фактор будет компенсировать такие факторы, противодействующие быстрой интеграции, как уменьшение доли и низкий уровень внутри-региональной торговли на постсоветском пространстве по сравнению с другими мировыми региональными группировками (например ЕС и НАФТА), разрыв в институциональном развитии, юношеская болезнь «показной независимости» региональных элит.
Если говорить о тактике, то низкие темпы роста добычи газа в России в последние годы на фоне роста обязательств России по поставке газа в страны Западной Европы уже в ближайшей перспективе станут существенным фактором, определяющим направление и динамику объемов покупок и продаж газа в странах ЕврАзЭС. Об этом говорит широкомасштабное изучение нами в последние годы тенденций развития экономик государств-членов ЕврАзЭс на среднесрочную перспективу (2007-2010 гг.). Здесь надо учитывать, что рост импорта газа только из Узбекистана, где уже работают российские компании ОАО «Газпром» и НК «Лукойл», не покроет роста спроса и не снимет угрозы дефицита газа в России. В то же время, планируемый рост добычи казахстанского газа на 40 млрд. куб. м к 2010 г. и двукратное увеличение его экспорта до 15 млрд. куб. м нельзя однозначно оценивать как рост объема газа для потребителей ЕврАзЭС, поскольку Казахстан рассматривает возможность экспорта природного газа по газопроводу Баку - Тбилиси – Эрзерум. Нужно также иметь в виду, что пропускная способность газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр» – основной транспортной магистрали для экспорта среднеазиатского газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана на российский и экспортный рынки – составляет всего около 45 млрд. куб. м в год. Кроме того, за время эксплуатации (более 30 лет) эта газотранспортная система существенно выработала свой ресурс и нуждается в серьезной реконструкции. В результате модернизации трубопроводной системы Россия получит возможность транспортировать из Туркменистана в 2010 г. порядка 80 млрд. куб. м газа ежегодно. Соответствующие долгосрочные соглашения о росте импорта газа в Россию достигнуты. Вместе с тем, нельзя игнорировать тот факт, что, как и в случае с Казахстаном, у Туркмении существует и альтернативный – южный - вариант поставки газа. Так, в настоящий момент подписан окончательный вариант технико-экономического обоснования строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, рассчитанного на пропускную способность более 30 млрд. куб. м газа в год. Утвержден проект газопровода Туркменистан-Китай, ввод которого намечен на 2009 г., по которому Туркмения будет поставлять в Китай природный газ в объеме 30 млрд. куб. м в год в течение 30 лет. При этом сохранение баланса газа в СНГ, предотвращение «разворота азиатского газа на юг» в среднесрочной перспективе в определенной степени зависит от целенаправленных действий России в энергетической сфере.
Что касается макроэкономических последствий роста цен на газ, то график роста тарифов до 2010г. был утвержден на заседании правительства еще в начале марта. Оптовые цены на газ будут повышены в
7 июня 2007