• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Газовая стратегия и газовая тактика России

По просьбе редакции OPEC.ru "Газпром" купит газ у Казахстана по рекордной цене комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, Газпром после удачного визита Путина в Казахстан и Туркмению, приступил к активному латанию газовой дыры. Делается это, естественно, за счет импорта. В результате, можно с уверенностью говорить о том, что газ у нас будет, но дорогой. Например, первого июня Газпром договорился с «Казмунайгазом» о создании СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. При этом цены, которые оговариваются в соглашении, весьма высоки. Как следует оценивать политику Газпрома, и не приведет ли это к нежелательным макроэкономическим последствиям?

 

Политика Газпрома по увеличению импорта из Средней Азии, на мой взгляд,  связана с двоякого рода факторами – стратегическими и тактическими.  В условиях торможения роста добычи газа и нефти в России на фоне перманентно идущего в течение последних 18 лет передела собственности в российском нефтегазовом комплексе необходимо,  с одной стороны, строить нормальную адаптивную стратегию, а с другой  стороны - латать дыры. Начало добычи на  Ковыктинском месторождении в Восточной Сибири, на Бованенковского на Ямале и так далее – дело не ближайших лет.  Нужно иметь в виду также отставание от произошедшей в 90-е годы в мире технологической революции в добыче углеводородов. Поэтому планы, связанные с достижением в перспективе уровней добычи газа в России в объеме более 900 млрд. куб. м  в год - пока только планы, которые могут и не  осуществиться.

Если говорить о стратегии  то, на мой взгляд, внутри России, сформировалась точка зрения, ведущая к стремлению углубить интеграцию в рамках ЕврАзЭС с перспективой вовлечения в этот пока весьма аморфный региональный союз Китая. Это своего рода альтернатива более глубокой интеграции с ЕС, где не все гладко. В рамках «евразийского проекта» газовый фактор может использоваться как средство усиления интеграции, притяжения к России старых новых партнеров, располагающих газом, вне зависимости от текущих экономических последствий с надеждой на получение выгоды в перспективе. Здесь газовый фактор будет компенсировать такие факторы, противодействующие быстрой интеграции,  как уменьшение доли и низкий уровень внутри-региональной торговли на постсоветском пространстве по сравнению с другими мировыми региональными группировками (например ЕС и НАФТА), разрыв в институциональном развитии, юношеская болезнь «показной независимости» региональных элит.

Если говорить о тактике, то  низкие темпы роста добычи газа в России в последние годы  на фоне роста обязательств России по поставке газа в страны Западной Европы уже в ближайшей перспективе станут существенным фактором, определяющим направление и динамику объемов покупок и продаж газа в странах ЕврАзЭС. Об этом говорит широкомасштабное  изучение нами в последние годы тенденций развития экономик государств-членов ЕврАзЭс на среднесрочную перспективу (2007-2010 гг.). Здесь надо учитывать, что  рост импорта газа только  из Узбекистана, где уже работают российские компании ОАО «Газпром» и НК «Лукойл»,  не покроет роста спроса и не снимет угрозы дефицита газа в России. В то же время, планируемый рост добычи казахстанского газа на 40 млрд. куб. м  к 2010 г. и двукратное  увеличение его экспорта до 15 млрд. куб. м    нельзя однозначно оценивать как рост объема газа для потребителей ЕврАзЭС, поскольку Казахстан рассматривает возможность экспорта природного газа по газопроводу Баку - Тбилиси – Эрзерум. Нужно также иметь в виду, что пропускная способность газотранспортной системы «Средняя Азия — Центр» – основной транспортной магистрали для экспорта среднеазиатского газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана на российский и экспортный рынки – составляет всего около 45 млрд. куб. м  в год. Кроме того, за время эксплуатации (более 30 лет) эта газотранспортная система существенно выработала свой ресурс и нуждается в серьезной реконструкции. В результате модернизации трубопроводной системы Россия получит возможность транспортировать из Туркменистана в 2010 г. порядка 80 млрд. куб. м  газа ежегодно. Соответствующие долгосрочные соглашения о росте импорта газа в Россию достигнуты. Вместе с тем, нельзя игнорировать тот факт, что, как и в случае с Казахстаном, у Туркмении существует и альтернативный – южный -  вариант поставки газа. Так, в настоящий момент подписан окончательный вариант технико-экономического обоснования строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, рассчитанного на пропускную способность более 30 млрд. куб. м  газа в год. Утвержден проект газопровода Туркменистан-Китай, ввод которого намечен на 2009 г., по которому Туркмения будет поставлять в Китай природный газ в объеме 30 млрд. куб. м  в год в течение 30 лет. При этом  сохранение баланса газа в СНГ, предотвращение «разворота азиатского газа на юг» в среднесрочной перспективе в определенной  степени зависит от целенаправленных действий России в энергетической сфере.  

 Что касается макроэкономических последствий роста цен на газ, то график роста тарифов до 2010г. был утвержден на заседании правительства  еще в начале марта. Оптовые цены на газ будут повышены в 2008 г - на 25%, в 2009-2010 гг. - на 28% ежегодно с выходом в 2010 году на уровень около 100 долл.  США за 1000 куб метров. Дальнейшая траектория  тарифов очевидно определена в долгосрочных сценариях развития российской экономики в увязке с другими макропоказателями, однако даже их обнародование еще недостаточно для повышения уверенности инвесторов, так как многое зависит от структуры собственности в нефтегазовом комплексе, которая как я уже говорил в начале подвержена перманентным революционным изменениям, а также в целом от инвестиционного климата в отрасли, который оставляет желать лучшего в том числе в силу высокого уровня монополизации.

 

7 июня 2007

7 июня, 2007 г.