• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Газовый ОПЕК - это такой опцион экономической политики

По просьбе редакции OPEC.ru Потребители газа стремятся объединиться в своего рода картель, который мог бы диктовать согласованную политику комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, президент Российского газового общества, председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев выступает за создание газового альянса с участием ряда бывших советских республик и Ирана. Парламентарии в целом поддерживают идею создания Международного газового альянса с участием России и стран СНГ. По их мнению, создание такого альянса в рамках СНГ позволит обеспечить проблему энергетической безопасности России, а также будет полезным для поиска экспортных маршрутов энергоносителей, альтернативных европейским.
Как Вы относитесь к этой идеи, насколько она реализуема, и какие выгоды от такого альянса получит Россия?

Если говорить о важности регулирования газового рынка для российской экономики, то ее отрицать нельзя. Поскольку мировой спрос на газ может начать расти более высокими темпами, чем сейчас, то угрозы ценовой войны даже при условии наращивания Россией добычи и экспорта газа не будет. Это важный фактор, который говорит о преимуществе газового рынка по сравнению с нефтяным с точки зрения влияния на макро- экономические показатели российской экономики. Кроме того, газовый фактор может обеспечить большую устойчивость росту российской экономики, чем нефтяной, не только в силу ускоренного роста спроса на газ, но так же из-за того, что будут изменяться факторы, влияющие на цены на газ. Пока цены на газ находятся в зависимости от нефтяных котировок, и высокая волатильность нефтяных котировок вызывает высокую волатильность цен на газ. Однако в дальнейшем такая зависимость будет ослабевать, и растущий спрос на природный газ будет удовлетворяться при меньших ценовых колебаниях, чем на мировом нефтяном рынке. Кроме того, дефицита газоперерабатывающих мощностей в отличие от нефтеперерабатывающих мощностей, в мире также не наблюдается. В ближайшие годы будет вводиться большое количество заводов по выработке сжиженного газу, то есть можно прогнозировать скачкообразный рост мощностей в этом сегменте рынка, что придаст ценам еще большую стабильность.

Естественно имеет смысл, чтобы такой важный для России рынок каким-то образом превентивно взять под свой контроль, и в этом плане усилия по созданию газового ОПЕКа должны быть в числе опционов экономполитики, которые нужно разрабатывать в рамках вероятных сценариев развития ситуации. То есть нужно заранее вкладываться в подготовку действий в рамках нескольких вероятных сценариев развития мировой и, соответственно, российской экономики, и прорабатывать те сценарии, которые, может быть, не обязательно будут реализованы, но по которым нужно иметь высокую степень готовности. Газовый ОПЕК - это такой опцион экономической политики. Тем более, если в него войдут такие достаточно серьезные производители углеводородного сырья как Туркменистан и Казахстан, которые находятся вдалеке от взрывоопасного Ближнего Востока, и Иран. Последний в принципе может быть самый обещающий партнер для России среди арабских стран, несмотря на текущие проблемы, которые у него есть по поводу атомного оружия, он эти проблемы рано или поздно урегулирует, так как его роль важна и для России, и для США в плане будущих вызовов, среди которых т.н. исламский фундаментализм, да и международный терроризм могут быть далеко не самыми важными, по крайней мере в средне- и долгосрочной перспективе, так как в принципе их роль выглядит несколько раздутой, особенно первого.

Поэтому такой ОПЕК, такой картель в принципе важен, но при этом важно не забыть и обеспечить рост добычи газа внутри страны. Если создадим картель, а в условиях роста внутреннего спроса будет нечего поставлять на внутренний рынок, то картель уже будет не нужен. Здесь нужно думать о том, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов с точки зрения доли России в мировом производстве газа, которое наблюдалось в девяностые годы. Доля России, несмотря на некоторый рост добычи в последние годы, в том числе на 3% в этом году, правда в основном за счет энергичных независимых производителей, снизилась с примерно 30% в 1991 году до 22%, и в прошлом году значительно большие темпы роста добычи газа обеспечили Боливия, Нигерия, Катар и Китай. И они тоже могут думать о создании какого-то ОПЕКа по сжиженному газу, и поэтому здесь нужно захватывать инициативу, потому что инициатива – это очень важный фактор в любом деле, в том числе и в борьбе за новые рынки. Хотелось бы понять, какова роль в этом картеле с точки зрения господина Язева, потребителей газа - Украины и Белоруссии, но в целом эта инициатива достойна специального изучения и обсуждения уже более детального.

2 ноября, 2006 г.