• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И люди вновь будут разочарованы, и заявленные цели вряд ли будут достигнуты

По просьбе редакции OPEC.ru Прирост иностранных инвестиций в Россию за 2005 год увеличился на 32,4 процента, до 53,7 млрд. долларов комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, в сентябре Владимир Путин объявил о новых приоритетах в распределении средств федерального бюджета. Уже началась реализация четырех национальных проектов и уже видны недочеты: неравномерное повышение зарплат отдельным категориям работников; в сфере АПК - нарастающие структурные дисбалансы, которые разрушающе воздействуют на экономику. Многие эксперты уже констатируют нерациональное использование средств выделенных на национальные проекты.
Какие минусы в реализации этих четырех проектов видите Вы? Как наиболее рационально можно было бы распределять бюджетные средства в рамках этих проектов? Так, например глава республики Коми Владимир Торопов считает, что в каждом населенном пункте в рамках заявленных Президентом проектов, должна быть своя программа.

Я могу прокомментировать два проекта – ипотеку и здравоохранение. По поводу ипотеки надо оговориться, что сейчас в 2006 г. идет только организация процесса, который в первую очередь включает меры по субсидированию первоначального взноса для молодых семей. Средства еще не попадают к получателям, однако уже сейчас можно сказать, что те масштабы помощи, которые предполагаются этим проектом, не соответствуют заявленному масштабу помощи. В то время, как продекларировано выделение молодым семьям субсидий в размере 40% от стоимости жилья, в разработанном проекте, который можно увидеть на сайте Росстроя, при расчете этих субсидий применяется заниженная стоимость квадратного метра, исходя из которой получается, что реально люди получат гораздо меньшую помощь, чем та, которая им обещана. Соответственно, и люди вновь будут разочарованы, и заявленные цели, связанные с расширением доступности ипотеки вряд ли будут достигнуты. Что здесь можно улучшить – хотя бы сделать схему более прозрачной.

Что касается второго проекта (это более широко известно), то при увеличении отдельным категориям врачей зарплаты в разы, их коллегам зарплаты повышаются в гораздо меньшей степени, что грозит подорвать всю работу существующей системы здравоохранения. А этот проект в отличие от доступной ипотеки, уже осуществляется полным ходом, выплаты начались с начала года.

Вместе с тем, мне не очень нравится идея представителя регионов, о том, что каждый населенный пункт на местном уровне должен сам решать, как расходовать бюджетные деньги в рамках национального проекта. Я считаю, что механизмы должны разрабатываться на высшем уровне, но быть достаточно гибкими, чтобы быть адаптированными к местным условиям. Для этого они должны еще до вступления в силу проходить более широкое и критическое общественное обсуждение. Если этого не делать получаются такие решения, как монетизация льгот, когда сначала сделали, потом посмотрели, что получилось, получилось не очень хорошо, и ситуацию удалось поправить только благодаря тому, что в бюджете нашлись «лишние» деньги. На мой взгляд, уход от большей коллегиальности, большей открытости при обсуждении важных направлений расходования бюджетных средств или «продавливание» каких-то решений несмотря на явные нестыковки – это минус нынешней политики.

27 февраля 2006

27 февраля, 2006 г.