• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дело бюджетополучателей освоить средства вовремя, что им не удается

По просьбе редакции OPEC.ru Замглавы Минфина: Доля "теневой" зарплаты в России составляет около 30% комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, по данным Росстата суммарная задолженность по заработной плате в России за январь увеличилась на 24,9% и к 1 февраля 2006 года составила 7,186 млрд. рублей. Как считает главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин, в целом для страны это не проблема, он ссылается на частный сектор. Но бюджетные долги за февраль выросли в 2,1 раза. Напомню, что профицит бюджета составил 8% ВВП. Почему с довольно большим профицитом бюджета недофинансирование не только не снизилось, а увеличилось? Второй вопрос, – какими методами бороться в частном секторе с задержками зарплат, и хватит ли административных наказаний, будут ли они эффективны?

Действительно, сейчас общий объем задолженности, как в частном, так и в бюджетном секторе не составляет проблемы, поскольку он давно составляет меньше 5% от месячного фонда оплаты труда. Эта задолженность концентрируется в ограниченном числе регионов и на ограниченном круге предприятий. То есть, это уже не проблема страны в целом, это проблема отдельных предприятий и исполнения бюджета в отдельных регионах. То что при профицитном бюджете ситуация не улучшилась, а ухудшилась не является парадоксом. В январе всегда растет задолженность (можно считать это сезонным явлением), поскольку исполнение бюджета происходит недостаточно организованно. В связи с этим на самом высшем уровне постоянно обсуждается проблема неравномерности исполнения бюджета. У нас всегда провал в январе, потом в декабре бюджет выплачивает все, таким образом, увеличивается еще и инфляционное давление. Но «воз и ныне там», то есть обсуждается это уже годами, а проблема остается. Начиная с прошлого года изменился порядок исполнения бюджета: теперь финансирование из федерального бюджета уходит в первые месяцы квартала и дело бюджетополучателей освоить эти средства вовремя, что им не удается. Такая проблема существует не на уровне федерального бюджета, где есть огромный профицит, и средств разумеется хватает, а в том, чтобы вовремя распределять деньги. Но бюджетополучатели не могут вовремя оформить документы, представить обоснование, документы по расходам, без которых они не могут получить деньги. Такие чисто бюрократические проблемы существуют и никуда не уходят.

Я считаю, что административные меры в виде штрафов для работодателей, которые допускают такие задержки, являются оптимальным вариантом, если они достаточно для них ощутимы, а это действительно наблюдается. Что касается более строгих методов, вроде уголовного преследования, я не считаю это целесообразным. В такого рода хозяйственных спорах достаточно применения гражданского и административного права для решения проблемы. И повторюсь, что в частном секторе масштабы этой проблемы не таковы, чтобы прибегать к каким-то новым методам. В конце концов, у нас рынок труда уже достаточно развит и работники, которые сталкивались с невыплатой зарплаты, имеют право (и это вполне естественно), не достигнув успеха в переговорах с работодателем, найти себе новую работу, где им не будут задерживать зарплату.

22 февраля 2006

22 февраля, 2006 г.