Отмену презумпции невиновности налогоплательщиков с учетом российских реалий можно однозначно расценивать как заметное ухудшение налогового и инвестиционного климата.
Конечно, на это можно возразить, что в развитых странах за соблюдением налогового законодательства следят более строго, чем в России. И администрирование жестче и сроки за уклонение от уплаты налогов выше. Однако при этом нужно учитывать, что в этих странах налоговая служба является авторитетным и заслуживающим доверия органом власти, в компетентности и непредвзятости сотрудников которого мало у кого возникают сомнения, как впрочем, и в качестве других общественных институтов и услуг, которые финансируются на деньги налогоплательщиков.
В российском же правовом поле отмена презумпции невиновности, которая исключит из отношений налоговой службы и налогоплательщиков третью сторону - суды, может привести лишь к усилению уже имеющегося правового беспредела.
Премьер-министр Фрадков предложил использовать для более эффективного сбора налогов силовые структуры. Оправдана ли с Вашей точки зрения такая мера?
Что касается привлечения силовых структур к работе с налогоплательщиками, такой опыт у нас уже был. Несколько лет назад в России существовала Служба налоговой полиции, созданная по аналогии с итальянской Финансовой Гвардией. В функции этой организации входила борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Однако на деле Налоговая полиция стала инструментом устрашения налогоплательщиков путем организации печально известных «маски-шоу», а об уровне коррупции в этой организации ходили легенды. Отсутствие какого либо позитивного эффекта от ее деятельности и привело в конечном итоге к ее расформированию.
8 ноября 2005