В экономике, как известно, все специалисты, многие думают, что очень легко, имея много денег, улучшить ситуацию: и экономический рост поддержать, преодолеть его торможение, и благосостояние резко поднять. На самом деле, жесткие дискуссии здесь идут недаром.
Риск чрезмерного разогрева экономики и возникновения инфляционной спирали при форсированном наращивании госрасходов действительно существует. Это так как называемый неблагоприятный потребительский и инвестиционный бум.
Известно, что циклы развития экономики в странах Латинской Америки вызывались потребительскими бумами, инициированными несдержанной политикой государства.
Неблагоприятный инвестиционный бум имел место в Южной Корее, когда избыточные капиталы были инвестированы в чеболи (южно-корейские финансово-промышленный группы), а также в США, когда «информационное чудо» превратилось в неблагоприятный инвестиционный и потребительский бум.
У нас здесь тоже могут возникнуть проблемы. Уже сейчас видно, что инфляция постоянно выходит за рамки декларируемых ожиданий правительства. Я уже говорил ранее, что, например, в этом году ее рост ниже 11,5% , а в следующем ниже 9,5% крайне маловероятен. Это в значительной мере обесценивает пакет мер по росту заработной платы и скоро может поставить само торможение инфляции в рант национального проекта.
Таким образом, простое безграничное накачивание потребительского спроса - ошибочный вариант. Даже закупка импортных товаров, например, для переоснащения больниц, за счет госбюджета может стимулировать инфляцию при закупке валюты на внутреннем рынке.
С другой стороны, наращивание госинвестиций возможно, если оно будет стимулировать как спрос, так и предложение новых товаров – в тех сферах, где уровень загрузки производственных мощностей достиг предела, например, в сфере инфраструктуры. Следует также учитывать, влияние роста спроса не только на инфляцию, но и на импорт. Например, строительство дорог представляет здесь минимальную опасность для экономического роста – так как стройматериалы производятся в России, но строительные машины могут уже ввозиться из-за рубежа, что подорвет потенциал роста в сфере российского дорожно-строительного машиностроения.
Направление денег на погашение внешнего госдолга в определенных границах разумно. Но хорошо бы не переусердствовать. В принципе, погашение внешнего долга идет быстрыми темпами. За последний год Россия выплатила достаточно большую сумму, ее внешняя госзадолженность сократилась до уровня гораздо менее 20%, что гораздо ниже тех цифр, которые необходимы для получения инвестиционных рейтингов. Вряд ли если мы доведем уровень задолженности до нуля, это повлияет благоприятным образом на экономику. Пришла пора в разумных пределах вкладывать деньги в экономику.
Иногда, правда, говорят, что делать этого не надо, что это промышленная политика, а она направлена на устранение неких провалов рынка, но если его нет, то нет и провалов, а значит и промышленной политики. Поскольку мы к рынку только переходим, то государство сегодня должно лишь помочь фирмам в этом переходе из старого, нерыночного состояния к фирме, которая реагирует на рыночные сигналы, снять излишние административные барьеры, принять меры институционального характера. Иногда говорят, что, наоборот, промышленная политика изжила себя, что нужны ново-модные «политики» и перечисляют их. Это серьезные аргументы, дискуссия тоже интересна, но они быстрого ответа не дадут, а в рейтингах конкурентоспособности мы опять опускаемся, наша промышленность в глазах иностранцев на уровне бизнес - единиц выглядит весьма архаичной, о чем говорит снижение индекса микроконкурентоспособности, а экономическая политика - чрезмерно идеологизированной. Хорошо бы уйти как от этого, так и от ее привязки к политическому циклу, иначе эти перехлесты неизбежно приведут к тому, что последствия должны будут как-то компенсироваться в ущерб стабильности.
6 октября 2005