Над вопросом о том, как искоренить бедность, бьются лучшие умы человечества. Мне кажется, что здесь не может существовать общих рекомендаций. Каждая страна должна в соответствии со своими специфическими чертами искать свои собственные пути. Кроме того, возможны ситуации, когда данная проблема на краткосрочный или даже среднесрочный период является неразрешимой. Мне кажется, что в России первое верно (существуют свои собственные пути искоренения бедности), а второе – неверно (то есть, хотя бы в среднесрочный период эта проблема решаема). Потому что богатство природными, интеллектуальными и прочими ресурсами, по крайней мере, сглаживает остроту проблемы бедности. Будучи столь богатыми, нельзя быть бедными. Самый сложный вопрос находится в сфере общественных отношений. То есть, неравномерное распределение этих самых благ среди членов общества, и неравномерный доступ к пользованию этими благами. Разнообразные способы уменьшения этой неравномерности, в той или иной степени находят отражения и в рекомендациях Всемирного Банка, и в разработках отечественных экспертов. Но какой из этих рецептов предпочесть, я, честно говоря, не смогу прокомментировать, потому что нужно более детально разбираться в каждом из них. Кроме того, здесь есть и извечная проблема размера нашей страны: масса разнообразных географических, национальных и прочих особенностей каждой территории делают невозможным унифицированный подход. И программа борьбы с бедностью в Самарской области будет сильно отличаться от программы борьбы с бедностью на Дальнем Востоке. Тем не менее, эту проблему власти нужно будет решать постольку, поскольку эта проблема неравенства сейчас уже стала притчей во языцех. Говоря, например, что Москва – не Россия, часто забывают, что и в столице огромное число людей живут за чертой бедности, без жилья и лишенные элементарных социальных благ. Проблема неравенства и бедности стоит в Москве, пожалуй, даже острее, чем во многих провинциальных российских городах.
Но возможно ли проблему неравномерного распределения экономических благ решить экономическими или политическими способами? Ведь человек, который имеет в силу каких-то исторических причин огромные доходы, не нарушает закон.
Это и есть самая сложная проблема. Возможен ли здесь какой-то четкий и однозначный ответ – не знаю. Наверное, возможен, по крайней мере, мне кажется, что возможны механизмы, которые снизят остроту проблемы. Ведь сейчас проблема бедности становится тормозом социально-экономического развития страны. Для того, чтобы этого не было, для того, чтобы эта проблема стояла в числе прочих, но не главенствовала, возможны самые разнообразные методы. И политические, и, прежде всего, экономические.
А насколько объективен Всемирный банк в своей оценке того, что Россия перестала быть бедной страной? Применимы ли подходы, которые использует Всемирный Банк для других стран, к России?
Я думаю, что здесь проблема с терминологией, а спорить с терминологией – совершенно бесперспективный путь. Что Всемирный банк или другая организация называют бедностью? Как гласит русская поговорка: «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий». И тот, и другой считают себя бедными. Поэтому здесь необходимы серьезные межстрановые сопоставления. Всемирный банк как организация, имеющая большой опыт проведения таких исследований, по-видимому, выбрал некоторую точку отсечения, вот Россия и не попала в число бедных стран. То есть все зависит от методики, которую применяет исследовательская организация. В который раз вопрос не в том, как считать, а в том, кто считает.
23 сентября 2004