• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертные мнения: Минпромэнерго и РАН разошлись в рекомендациях Путину по Киотскому протоколу

Академики сочли Киотский протокол антинаучным. Андрей Илларионов нашел союзников

К 20 мая Российская академия наук (РАН) должна была выполнить заказ правительства и представить экспертное мнение по поводу целесообразности присоединения России к Киотскому протоколу. Академики на этот раз тянуть не стали и уже вчера направили свои соображения президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Фрадкову и министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Представленные документы оказались и в распоряжении  Коммерсанта, который их комментирует.

Перевод с киотского

Все началось в июне 1992 года, когда была подписана рамочная конвенция ООН по борьбе с изменениями климата (РКИК). Ее цель -- "стабилизация концентрации парниковых газов на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия на климатическую систему". РКИК ратифицировали 186 государств, включая Россию, США, ЕС, Канаду, Японию и Австралию, и она вступила в силу 21 марта 1994 года. Ее участники не брали на себя каких-то определенных обязательств по ограничениям выбросов парниковых газов. Этот пробел участники РКИК восполнили в Киото в 1997 году в специальном протоколе, который и называется Киотским.

Ограничения такие: за 2008-2012 годы снизить эмиссию парниковых газов в мире минимум на 5% (от уровня 1990 года). Основные обязательства по сокращению взяли на себя индустриальные страны (ЕС должен сократить выбросы на 8%, США -- на 7%, Япония и Канада -- на 6%). Страны Восточной Европы и Прибалтики, уже тогда планировавшие войти в ЕС, обязались сократить выбросы в среднем на 8%, Россия и Украина -- сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года. Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали. Протокол подписала 121 страна, но для вступления его в силу необходимо, чтобы он был ратифицирован государствами, на долю которых приходится не менее 55% мировых выбросов парниковых газов. США отказались ратифицировать протокол, решив, что выполнение обязательств по нему слишком дорого. А поскольку на долю США приходится 35% выбросов углекислого газа в мире, их отказ почти заблокировал реализацию Киотского протокола. Теперь судьба протокола зависит от России, доля которой составляет 17% мирового объема выбросов.

За что привлекли академиков

В России есть и сторонники Киотского протокола, и противники. Голоса противников громче. От их лица выступает советник президента Андрей Илларионов. Главных аргументов у него три. Во-первых, никто не доказал, что причиной глобального потепления являются выбросы углекислого газа. Во-вторых, присоединение к протоколу заморозит экономический рост, потому что отвлечет инвестиции на строительство очистных сооружений, а это не приоритет в российских условиях. В-третьих, в перспективе Киотский протокол способствует снижению цен на углеводороды -- важнейшую статью российского экспорта.

Аргументы сторонников протокола звучат так. Во-первых, протокол не страшен, наоборот, он открывает возможности для получения дополнительных инвестиций от продажи излишков российской квоты, более того, Россия может стать "замыкающим продавцом", то есть диктовать цены на квоты. Вырученные деньги пойдут на энергосберегающие и экологически менее вредные технологии. Отсюда следует, во-вторых, что протокол подтолкнет движение к энергосбережению. А в-третьих углеродные биржи уже есть в Великобритании и в США, и лучше присоединиться к процессу на ранней стадии и если и не возглавить его, то, по крайней мере, активно участвовать в выработке правил игры, чтобы не получилось как с ВТО, когда Россия вынуждена принимать чужие правила.

В общем, чтобы решить, ратифицировать или не ратифицировать Киотский протокол, понадобился третейский судья. Именно в этом качестве и должна была выступить РАН.

Решение ученых

РАН организовала "научный совет-семинар", который с 16 января провел восемь заседаний. Академики, как присяжные заседатели, должны были ответить на вопросы, которые от имени заказчика поставил перед ними Андрей Илларионов: имеет ли Киотский протокол "научное обоснование" (то есть так ли вредны выбросы углекислого газа, как считают его участники) и соответствует ли он интересам развития России.

Ответы на оба вопроса академики дали отрицательные. В постановляющей части своей записки они первым пунктом так и записали: "Киотский протокол не имеет научного обоснования". В принципе дальше можно было ничего не писать: зачем брать на себя какие бы то ни было обязательства, если непонятно, помогут ли они решить поставленную задачу? Но академики пошли дальше. Они прозорливо, хотя и антиглобалистски указали, что потепление климата (чем бы оно ни было вызвано) России "как самой холодной стране мира" только на руку. После чего обратились к экономическим рискам и, согласившись с господином Илларионовым, зафиксировали, что Киотский протокол препятствует "предполагаемому удвоению ВВП за десять лет", так как означает "существенное юридическое ограничение темпов роста российского ВВП". Цель Андрея Илларионова достигнута: теперь у отказа Москвы ратифицировать Киотский протокол появились академические основания.

Киото не поможет мировой экологии, считают в РАН

Минпромэнерго и Академия наук разошлись в своих рекомендациях президенту насчет ратификации Киотского протокола, пишут Ведомости. Чиновники расхваливают экономические выгоды от торговли "чистым воздухом", а ученые убеждены, что протокол не поможет одолеть глобальное потепление.

Приложение к рамочной конвенции ООН об изменении климата, или Киотский протокол, подписали 120 стран, но ратифицировали лишь 32. Для того чтобы он вступил в силу, к нему должна присоединиться Россия. Президент США Джордж Буш уже объявил, что его страна не будет ратифицировать протокол.

Киотский протокол предполагает уменьшение выбросов углекислого и других парниковых газов до уровня 1990 г. Поскольку в прошлом десятилетии российская промышленность переживала кризис, выбросы углекислого газа в атмосферу резко снизились. Поэтому у России появилась возможность продажи своих квот на эмиссию парниковых газов странам, увеличившим объем выбросов парниковых газов с 1990 г. Теоретически они имеют право снизить свои обязательства по сокращению выбросов, если будут инвестировать в российские проекты.

В марте Владимир Путин поручил Российской академии наук (РАН) и Минпромэнерго за месяц подготовить заключение о последствиях реализации киотских договоренностей для российской экономики. Научный совет-семинар при президенте РАН Юрии Осипове попросил еще месяц на обсуждение этой проблемы. Вчера Осипов подписал резолюцию о проблеме Киотского протокола (копия документа имеется у "Ведомостей").

Академики пришли к выводу, что Киотский протокол "не имеет научного обоснования". Они предлагают "продолжить изучение климатических воздействий на экономику", и в частности провести комплексные расчеты возможных последствий глобального потепления для России: по их замечанию, для "самой холодной страны мира" оно имело бы ряд серьезных положительных эффектов - от снижения расходов на отопление и транспорт до "увеличения биомассы".

Источник, близкий к РАН, сообщил "Ведомостям", что за эту резолюцию проголосовали 14 из 26 участников семинара, причем три из четырех руководителей профильных (климатологических) институтов не одобрили резолюцию. Но академик Юрий Израэль, руководящий работой семинара, убежден, что Киотский протокол не способен выполнить главную цель конвенции ООН об изменении климата - стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на безопасном для климатической системы планеты уровне. "Бизнесмены и поддерживающие их чиновники говорят о торговле квотами, а о климате все забыли", - констатирует академик. Реализация Киотского протокола приведет к уменьшению выбросов парниковых газов всего на 0,3% , поскольку, по словам Израэля, в нем участвуют страны, на которые приходится всего треть выбросов CO2. Такие крупные эмитенты парниковых газов, как Китай, Индия и Саудовская Аравия, от ратификации документа воздержались. "Зачем же ратифицировать такой протокол? " - недоумевает академик.

Министерство по промышленности и энергетике, напротив, не считает Киотский протокол бессмысленным. Как говорится в докладе экспертов министерства, реализация этого соглашения поможет привлечь инвестиции, которые могут быть направлены "на позитивные структурные преобразования российской экономики и повышение энергетической эффективности". Только в электроэнергетике министерство выявило 70 средних и малых проектов, в которые можно было бы привлечь "углеводородных кредитов" в 580 - 850 млн евро. "Киотские инвестиции" могли бы пойти, например, в нефтегазовый сектор на утилизацию попутного нефтяного газа и сокращение потерь при транспортировке метана (правда, их объемы ведомство Христенко не оценивает). А Министерство иностранных дел в своей записке президенту предлагает подписать специальное двустороннее соглашение Россия - ЕС о создании целевого фонда поддержки российских инвестпроектов по снижению выбросов парниковых газов. По мнению чиновников МИДа, этот фонд мог бы формироваться из средств частных инвесторов, российских, зарубежных и международных организаций.

Эксперты по климату удивлены вердиктом академиков. "Ни один ооновский документ не базируется на научных достижениях", - напоминает Алексей Кокорин, один из авторов рамочной конвенции об изменениях климата. "При выработке Киотского протокола никто не рассчитывал, что за пять лет удастся радикально изменить ситуацию с концентрацией выбросов парниковых газов, накопленной за последние несколько столетий", - добавляет Инна Грицевич, руководитель климатических проектов Московского центра энергоэффективности. Кокорин объясняет это тем, что цель протокола - запустить первый этап всемирной программы по борьбе с глобальным потеплением. "Именно поэтому он заключен на смехотворно короткий срок [2008 - 2012 гг. ] и не предусматривает санкций за нарушение обязательств по снижению выбросов", - отмечает он.

OpEc.Ru, использованы материалы Ведомостей, Коммерсанта

18 мая, 2004 г.