• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прокуроры нашли $5 млрд. - Акционеры ЮКОСа оказались в блокаде

Прокуроры нашли $5 млрд.

Швейцарская прокуратура по просьбе российских коллег заблокировала банковские счета Group Menatep и совладельцев "ЮКОСа" на сумму $4,9 млрд., пишут Ведомости А к обвиняемым по делу "ЮКОСа" добавился член правления Александр Темерко.

Гибралтарская Group Menatep Ltd. владеет 44,1% акций "ЮКОСа" через Yukos Universal. 26,01% "ЮКОСа" принадлежат "Сибнефти". Group Menatep управляет активами на сумму более $30 млрд. Акционеры Group Menatep - трастовые фонды, действующие в интересах Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина, Михаила Брудно, Владимира Дубова и Василия Шахновского. За девять месяцев 2003 г. "ЮКОС" выплатил дивиденды на 59,9 млрд руб. (около $2 млрд).

Как заявила "Ведомостям" начальник управления информации общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова, швейцарская прокуратура заблокировала счета обвиняемых и подозреваемых по уголовным делам, связанным с компанией "ЮКОС", на сумму 6,2 млрд швейцарских франков (около $5 млрд) в пяти швейцарских банках. По ее словам, среди владельцев этих счетов - Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно и член правления "ЮКОСа" Александр Темерко. Прокуратура настаивает, что заблокированы только личные счета фигурантов "дела "ЮКОСа".

Однако источник, знакомый с материалами расследования, уточнил, что 9 марта прокуратура Швейцарии обратилась в местные банки с требованием арестовать счета "примерно двух десятков юридических и 10 физических лиц", связанных с Group Menatep. По его словам, заблокирована сумма, эквивалентная $4,9 млрд, большая часть которой находилась в банке UBS AG. "В основном это деньги, принадлежавшие группе, но были и вклады частных лиц, - поясняет собеседник "Ведомостей". - Суммы разные - от $10 000 до нескольких миллиардов долларов". Генпрокуратура уже подала ходатайство в Басманный суд Москвы об аресте банковских счетов, связанных с Group Menatep. "В случае удовлетворения ходатайства судебное решение будет передано швейцарским коллегам", - говорит Вишнякова.

Пресс-секретарь генерального прокурора Швейцарии Андреа Садецки не стала комментировать информацию об аресте счетов, но сообщила, что Швейцария получила от российской прокуратуры запрос об оказании правовой помощи. По данным следователей, принадлежащее Group Menatep предприятие "Апатит" поставляло по заниженным ценам апатитовый концентрат через две швейцарские фирмы - Apatit Fertilisers SA и Polifert AG, а те уже перепродавали его по рыночным ценам заводам в других странах. Деньгами этих двух швейцарских фирм управляла местная же компания GM Servises SA.

Впрочем, сами владельцы арестованных счетов уверяют, что суммы там незначительные. "Адвокат сообщил мне, что мой швейцарский счет, на котором лежит около $100 000, заблокирован, - рассказал "Ведомостям" Леонид Невзлин. - Я сознательно держал в Швейцарии небольшую сумму, зная о взаимодействии российской и швейцарской прокуратуры". Он уверен, что счета скоро будут разблокированы. Примерно в том же духе высказывается и Михаил Брудно: "У меня было что-то около $50 000 в Швейцарии, но в конце прошлого года я закрыл счет". Владимир Дубов говорит, на счете в швейцарском банке у него находится несколько тысяч долларов. По словам адвоката Михаила Ходорковского Антона Дреля, экс-глава "ЮКОСа" закрыл свой счет в швейцарском банке в конце прошлого года и то же самое собирался сделать Платон Лебедев. Получить комментарии Темерко не удалось. По словам источника в Генпрокуратуре, тот вчера не явился на допрос. "Сейчас он находится за границей, и на днях ему будет предъявлено обвинение", - говорит он.

"Я не слышал о такой "резвой" реакции Швейцарии по другим судебным делам, - говорит финансовый консультант FCP (Financial Management) ИсаакБеккер. - Произошедшее показывает, что для Швейцарии европейские клиенты дороже российских". Удивлен действиями швейцарцев Валерий Тутыхин из "Джон Тайнер и партнеры": "Корпоративные деньги одной из крупнейших компаний мира арестованы без серьезной причины. На имидже швейцарской банковской системы это скажется очень негативно".

Ирина Резник, Юлия Бушуева - Ведомости

Акционеры ЮКОСа оказались в блокаде
Генпрокуратура добралась до их счетов в Швейцарии

Вчера Генпрокуратура России объявила, что по ее запросу швейцарская прокуратура заблокировала банковские счета двадцати фигурантов дела ЮКОСа на общую сумму более $5 млрд. Среди пострадавших был назван Михаил Ходорковский, который, по словам адвоката, иностранных счетов вообще не имеет. Конфисковать средства остальных фигурантов можно будет только после того, как им вынесут приговор. Пока же можно говорить о хорошем пиаре, сделанном прокуратурой перед президентскими выборами, и некоторых финансовых проблемах сотрудников ЮКОСа и, возможно, их адвокатов, считает Коммерсант.

В числе пострадавших, по данным Генпрокуратуры, Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно, Александр Темирко. Имена других владельцев счетов не разглашаются. В Генпрокуратуре, куда за разъяснениями обратился корреспондент Ъ, подчеркнули, что "речь идет не об активах, акциях или других ценных бумагах, а о личных денежных вкладах физических лиц, так или иначе причастных к хищению государственных средств в особо крупных размерах". В Генпрокуратуре РФ убеждены, что совместные действия правоохранительных органов России и Швейцарии свидетельствуют о том, что "расследование дела идет в нужном направлении и в строгом соответствии с российским и швейцарским процессуальным законодательством".

А действовала Генпрокуратура так. Еще в августе 2003 года она направила в Швейцарию международное следственное поручение, в котором указала на необходимость блокирования средств на счетах фигурантов дела ЮКОСа. Швейцарская прокуратура, известная своей медлительностью, занялась счетами только через несколько месяцев, тем более что из России продолжали поступать поручения по новым фигурантам. Например, уголовное дело на Леонида Невзлина завели только в январе этого года, тогда как господа Ходорковский и Лебедев уже отсидели под следствием по нескольку месяцев.

В марте этого года Генпрокуратура наконец дожала своих коллег в Швейцарии. 4 марта, как сообщал Ъ, полиция и федеральная прокуратура Швейцарии провели обыски в ряде фирм и у частных лиц (их имена не называются) в кантонах Цюрих, Швиц, Женева и Фрибур в связи со следственным поручением Генпрокуратуры России. Одновременно был рассмотрен запрос по счетам. Признав его правомочным, прокуратура известила банки, которые самостоятельно блокировали счета 20 физических лиц, связанных с ЮКОСом, до того момента, как будет принято решение об их разблокировании или конфискации находящихся там денег. Причем блокирование в данном случае означает прекращение всех операций со счетом только для его владельца – проценты на вклад продолжают начисляться. Пострадавшая сторона может опротестовать решение о блокировке счетов. Так было, например, в деле "Аэрофлота", когда протесты вносились на первоначальную блокировку, а потом и на секвестр счетов, но прокуратуре тем не менее удалось добиться их ареста. Например, у бывшего вице-президента авиакомпании Александра Красненкера арестовали $600 тыс., а у его коллеги Николая Глушкова – 54 тыс. швейцарских франков. Правда, деньги до сих не конфискованы. Для этого обвиняемым надо еще вынести приговор (его оглашение начнется сегодня), а суду удовлетворить поданный к ним гражданский иск "Аэрофлота".

– В соответствии со швейцарским законодательством для ареста счетов акционеров ЮКОСа необходимо судебное решение,– пояснили в центре общественных связей Генпрокуратуры.– Соответствующее ходатайство в Басманный суд Москвы уже направлено.

Но даже если Басманный суд, известный своей лояльностью к Генпрокуратуре, примет решение об аресте денег, то для Швейцарии оно ничего не значит. Там арест тоже должен быть утвержден судом.

Пока из фигурантов дела ЮКОСа финансовые потери признал только Леонид Невзлин. "Да, у нас с женой на четыре кредитки стало меньше – они у нас были для текущих платежей. А вообще – ну это же не последние мои 100 тысяч долларов",– заявил он Ъ. А адвокат Михаила Ходорковского Антон Дрель вообще сказал, что у его клиента блокировать нечего: "У него был единственный счет в одном из иностранных банков, открытый по лицензии ЦБ РФ, который был закрыт еще в прошлом году. Я думаю, что мой подзащитный был бы счастлив узнать, что у него есть миллиардный банковский счет в Швейцарии". "Я не видел и не читал эти постановления,– заявил другой защитник господина Ходорковского Генрих Падва.– Но в любом случае это вызывает удивление и ощущение незаконности".

Напомним, что обвинения в мошенничестве, предъявленные большинству фигурантов дела ЮКОСа, предполагают конфискацию преступно нажитых средств, однако следствие, похоже, само запуталось в цифрах и до сих пор не определило точную цифру нанесенного государству ущерба – она колеблется в пределах от одного до нескольких миллиардов долларов. Например, за пресловутый 20-процентный пакет акций "Апатита" ЮКОС в свое время заплатил $15 млн, а следствие считает, что он стоил $280 млн. При этом в начале дела Платона Лебедева тоже фигурируют $280 млн, а в конце дела стоимость пакета акций почему-то возросла до $283 млн. В деле же руководителя РФФИ Владимира Малина этот пакет акций оценен почему-то в $62 млн. К тому же в делах ЮКОСа постоянно появляются все новые эпизоды. В итоге, считают адвокаты, следствие, видимо, так и не сможет установить окончательную сумму ущерба и по одним и тем же эпизодам дела у фигурантов она будет разной. В итоге ущерб придется устанавливать суду.

Поэтому сейчас блокирование счетов фигурантов дела ЮКОСа следствию дает только повод для объявления об очередной победе. Правда, блокирование средств может в какой-то степени сказаться на действиях защиты ЮКОСа, в частности, иностранных адвокатов, которые обеспечивают международную поддержку компании, и акционерах компании, скрывающихся за границей.

МАРИНА ЛЕПИНА, СЕРГЕЙ ТОПОЛЬ; ИГОРЬ СЕДЫХ, Женева - Коммерсант

12 марта, 2004 г.