• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СРП больше не будет. Михаил Касьянов ограничил раздел продукции. British Petroleum вложилась не в Россию, а в лоббистов ТНК Властвовать, не разделяя

СРП больше не будет

В ближайшее время в России не появится новых месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Как пишут "Ведомости", такая договоренность достигнута вчера на совещании у премьера Михаила Касьянова.

Дискуссия о перспективах СРП ведется уже не первый год. Против этого режима уже давно выступают потенциальные контрагенты операторов СРП - российские трубные и машиностроительные предприятия. Они недовольны тем, что доля российских подрядчиков в проектах на шельфе Сахалина ( "Сахалин-1" и "Сахалин-2") крайне мала. Некоторое время назад к борьбе против СРП подключились "ЮКОС" и "Сибнефть", которые опасаются, что компании, пользующиеся этим режимом, станут более привлекательными для инвесторов. А ТНК и иностранные компании до последнего пыталась защитить СРП от нападок оппонентов.

Конец дискуссиям положило вчерашнее совещание у Михаила Касьянова. Чиновники вместе с представителями нефтяных компаний обсуждали поправки в главу Налогового кодекса по налогообложению при СРП перед ее рассмотрением Думой во втором чтении. По итогам совещания департамент правительственной информации сообщил, что режим СРП должен применяться "только в качестве исключительной меры по степени необходимости".

Источник, знакомый с результатами совещания, говорит, что шансов на заключение новых СРП теперь нет. "Премьер считает, что только рынок должен определять, есть ли необходимость в разработке того или иного месторождения. Другими словами, сначала надо выставлять на аукцион или конкурс лицензию на разработку месторождения на условиях национального режима. И если лицензия не найдет покупателя, а государство сочтет, что месторождение необходимо разрабатывать, тогда может быть заключено СРП", - объяснил собеседник "Ведомостей". При этом лицензии на большую часть из 27 месторождений, включенных Госдумой в перечень участков недр, которые можно разрабатывать на условиях СРП, уже принадлежат компаниям. "Получается, чтобы выставить лицензию на конкурс или аукцион, ее надо сначала отобрать у нынешнего владельца. Учитывая имеющийся опыт отзыва лицензий, можно предположить, что эта процедура затянется на годы. А до СРП дело вообще никогда не дойдет", - говорит чиновник.

В правительстве вчера не стали расшифровывать, что подразумевается под "исключительной мерой". Представитель одного из министерств финансового блока поддерживает решение премьера - по его словам, инвестиции и так рекой текут в нефтянку, а значит, у правительства нет нужды создавать льготные условия для разработки месторождений нефти. Обсуждение тематики СРП резко изменилось после анонсированной BP и ТНК эпохальной сделки, соглашается Алексей Заботкин из Объединенной финансовой группы: "Значит, глобальные нефтяные компании готовы работать в России на общих условиях". СРП же, считает Заботкин, имеет смысл применять только для проектов, требующих огромных инвестиций и иностранного опыта, - например, для газовых месторождений Северного Ледовитого океана.

Нефтяники по-разному оценивают решение Касьянова. Руководитель пресс-службы "ЮКОСа" Александр Шадрин называет его "замечательным". "Из 375 млн тонн нефти, добытой в прошлом году, 73 млн тонн приходится на месторождения, которые потенциально могут разрабатываться в режиме СРП, - констатирует он. - Но если они и так осваиваются в рамках действующей налоговой системы, то зачем их переводить на льготы? " А вот исполнительный директор Нефтяного совещательного форума, представляющего интересы иностранных нефтяников, Владимир Коновалов опечален решением премьера: "это не тот результат, которого мы хотели".

«Ведомости»

Михаил Касьянов ограничил раздел продукции. СРП признали экстремальным способом нефтедобычи

Вчера председатель правительства Михаил Касьянов провел совещание по режиму соглашений о разделе продукции (СРП). Договорились о том, что СРП, как разновидность общего налогового режима, имеют право на жизнь, но их сфера применения будет ограничена особо сложными месторождениями. Иными словами, СРП так и оставят в сахалинской ссылке, пишет "Коммерсантъ".

Совещание у премьера было не случайным. На середину марта в Думе запланировано второе чтение поправок к Налоговому кодексу (НК), в соответствии с которыми расширяется сфера применения режима СРП. В частности, депутаты предлагают увеличить объемы возмещения государством затрат инвесторов. Правительство с самого начала было не в восторге от этой идеи. Оно соглашалось лишь на то, чтобы в увеличенном размере возмещать расходы, понесенные только на разработках месторождений на шельфе.

В последнее время борьба вокруг поправок к НК резко обострилась. Против самой идеи СРП активно выступили даже многие нефтяники, хотя несколько лет назад практически все они были ее адептами. Такая позиция нефтяников легко объяснима. Этот облегченный налоговый режим был им полезен в середине 1990-х годов, когда мировые цены на нефть были очень низкими, а добывающие мощности совсем износились. Срочно были нужны иностранные инвестиции, а привлечь их при тогдашних запретительных налогах было невозможно без прямых договоренностей между государством и инвестором. Но даже тогда добыча нефти в условиях СРП была начата только в рамках проектов Сахалин-1 и -2. На этом продвижение СРП на запад остановилось.

Сейчас налоги существенно сокращены. В нефтебизнесе они не превышают 40%. В этих условиях можно обойтись и без СРП. Более того, СРП могут стать даже вредными как для нефтяников, так и для бюджета. Например, глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что сейчас режим СРП ставит нефтяников в неравноправное положение. Тот, кто сможет договориться с государством об особых условиях налогообложения, получает преференции на рынке. Государство же недополучает налоги. Называлась даже цифра – $8 млрд в год. Именно столько может потерять бюджет от масштабного введения СРП (подробнее о мнениях за и против СРП см. во вчерашнем номере Ъ).

14 февраля на заседании коллегии Министерства энергетики режим СРП подвергся критике. Михаила Касьянова призвали не стимулировать его, а, наоборот, притормозить. Он обещал разобраться.

Вчера премьер пригласил к себе представителей Минэнерго, МНС, Минфина и Министерства экономического развития, в частности, первого замминистра финансов Сергея Шаталова, которому поручено представлять интересы правительства при обсуждении поправок по СРП в НК. Совещание проходило за закрытыми дверями, но Ъ стало известно, что премьер все же внял предостережениям противников СРП.

Режим СРП предложено считать только "особой формой привлечения инвестиций" в добычу полезных ископаемых в труднодоступных регионах, к тому же с особо сложными геологическими характеристиками. Иными словами, если инвесторы ни в какую не захотят добывать нефть и газ, например на шельфе Северного Ледовитого океана, по административному налоговому праву, то, возможно, федеральное правительство и согласится применить там СРП.

Но при этом на вчерашнем совещании у премьера было подчеркнуто, что государство должно применять этот инструмент лишь в качестве "исключительного" и "по мере необходимости", что фактически означает вежливый отказ тем инвесторам, которые продолжают лоббировать правительство на предмет новых соглашений о разделе продукции. На запад СРП не прорвутся. Впрочем, на Сахалине добывать нефть на условиях СРП никому не запретят. Так что американской MobilExxon будет куда вложить обещанные ею $30 млрд.

«Коммерсантъ»

British Petroleum вложилась не в Россию, а в лоббистов ТНК

Сделка Тюменской нефтяной компании с British Petroleum, вне всякого сомнения, стала крупнейшей в истории не только отечественной нефтяной промышленности, но и экономики России в целом. Стороны договорились о создании на паритетных началах совместной компании, к которой отойдет большая часть активов ТНК и BP в России. Кроме того, в капитал новой фирмы BP вложит 3 млрд. долл. наличными, а также 1,25 млрд. долл. ежегодно собственными акциями в течение трех лет. После сообщения о сделке российский рынок впал в кратковременную эйфорию, которая, впрочем, вскоре затихла, пишет "Незпвисимая газета".

 Мировые эксперты сразу оценили данную новость как плохую для British Petroleum - прогноз по изменению кредитного рейтинга компании сменен со стабильного на негативный. Судя по всему, ни качество активов, внесенных ТНК в капитал совместной компании, ни стратегия их приумножения, зависящая от объема полученных в России льгот, не соответствуют западным стандартам ведения бизнеса. Реакция рынка оказалась неоднозначной.

Российский фондовый рынок - своеобразный барометр состояния экономики в целом - реагировал даже на слухи о заключении сделки бурным ростом. Столь же стремительно росли в цене и российские долги: на момент официального объявления о создании СП облигации Россия-30 торговались на самом высоком за всю их историю уровне. При этом, если верить дилерам, от инвесторов, желающих их купить, просто не было отбоя.

Эйфория рынка была вызвана ошибочным тезисом о том, что столь крупные инвестиции были сделаны в Россию без всяких дополнительных условий и гарантий. "British Petroleum, создавая совместно с ТНК на паритетных началах новую компанию, фактически согласилась работать в национальном налоговом режиме, - говорилось в аналитическом обзоре "Объединенной финансовой группы", вышедшем в день объявления о сделке. - Те западные компании, которые до сих верят, что для вложений в Россию необходима защита в виде СРП, теперь могут увидеть, что совместное предприятие ТНК и BP работает без всякой дополнительной защиты". Однако затем рост рынка остановился. У инвесторов наступило прозрение - первое впечатление рынка от сделки оказалось обманчивым.

BP надеется на лоббистов ТНК

Говорить о том, что British Petroleum, создавая совместно с ТНК на паритетных началах новую компанию, фактически согласилась работать в национальном налоговом режиме, по меньшей мере не вполне корректно. Если посмотреть на активы Тюменской нефтяной компании, то выяснится, что ее ресурсная база - это по большей части набор соглашений о разделе продукции в различной степени готовности.

В первую очередь это относится к Самотлору - на этой группе месторождений добывается около 15 млн. тонн нефти, то есть около 40% всей добычи ТНК. Соглашение о разделе продукции по Самотлору уже практически подписано, и после начала его реализации Тюменская нефтяная компания ожидает роста добычи до 18 млн. тонн в год.

Кроме того, готовится к подписанию СРП по Уватскому месторождению. После заключения СРП, по оценке председателя Совета Союза нефтегазопромышленников Юрия Шафраника, "на 8 млн. он может выйти - это мечта, но только через СРП". В 2002 году на Уватском месторождении было добыто 0,8 млн. тонн нефти.

Еще одно месторождение ТНК, разработка которого может быть переведена на режим СРП, - Красноленинское. Сегодня на нем добывается только 3 млн. тонн нефти в год, однако в случае перевода на режим СРП объем добычи может возрасти до 17 млн. тонн в год. Таким образом, суммарная мощность месторождений, предназначенных к переводу на СРП, превышает сегодняшний уровень добычи Тюменской нефтяной компании (43 млн. тонн при СРП против 37,9 млн. тонн сегодня). В случае реализации всех проектов перевода разрабатываемых ТНК месторождений на режим соглашений о разделе продукции доля СРП в общей добыче - при условии стагнации на месторождениях, разрабатываемых в национальном налоговом режиме, - превысит 65%.

Вполне вероятно, что доля месторождений, разрабатываемых на льготных условиях, окажется еще выше. В 2002 году, когда ТНК не имела льгот, добыча компании упала на 10% - при том что в среднем по рынку рост составил 8%. Вывод напрашивается сам собой: ТНК не умеет работать в национальном налоговом режиме, а перспективы роста тюменской компании связаны исключительно с возможностью получить льготы по СРП.

Неудивительно, что международное рейтинговое агентство Standard&Poors после объявления параметров сделки British Petroleum и ТНК изменило прогноз рейтинга BP на негативный. Фактически будущее новой компании, создаваемой тюменскими и британскими нефтяниками, зависит от того, удастся ли лоббистам ТНК "продавить" через правительство режим СРП для большей части добычи.

Сделать это будет по меньшей мере непросто. Премьер-министр Михаил Касьянов недвусмысленно высказался по поводу будущего СРП в стране. "При разработке новых месторождений энергоресурсов необходимо брать за основу национальную налоговую систему, а не вести разработку месторождений на основе соглашений о разделе продукции", - заявил в прошлый четверг журналистам премьер. Более того, в пятницу на коллегии Минэнерго РФ глава ведомства Игорь Юсуфов развил мысль премьера о том, что СРП ставит в неравные условия российских и иностранных инвесторов, потому переход на СРП возможен только в случае, если на данное месторождение не нашлось инвестора, готового работать в традиционном налоговом режиме.

Как и зачем делят продукцию

До сих считалось, что для привлечения инвесторов к разработке природных богатств России им необходимо предоставлять существенные льготы. Одной из наиболее проработанных форм привлечения иностранных инвесторов является практика заключения соглашений о разделе продукции. При заключении СРП инвестор выводится из национального налогового поля: вместо налогов он отчисляет государству, на территории которого работает, часть добычи.

Такая практика достаточно широко распространена в слаборазвитых странах с нестабильными политическими режимами. Инвесторы опасаются возможной смены власти и пересмотра экономической политики режима и страхуются, заключая соглашение о разделе продукции. Кроме того, налоговые режимы таких стран непонятны и непрозрачны для инвесторов, а также нередко отличаются несовершенством и допускают двоякие толкования.

"Мировой опыт показывает, что режим СРП не применяется в развитых странах, а используется, как правило, в государствах, где льготы являются единственным путем привлечения инвестиций и создания рабочих мест", - утверждает Надежда Азарова, депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам.

Нужна ли дополнительная защита инвесторов?

"Энергетический сектор - самая перспективная область для развития российско-американских экономических отношений", - полагает посол США в России Александр Вершбоу. В ходе двустороннего делового энергетического саммита в Хьюстоне в октябре 2002 года США пришли к выводу, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе Россия может выступить в качестве одного из основных поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Но развитие диалога в энергетической сфере между США и Россией дипломат опять-таки прямо увязывает с законодательным обеспечением режима СРП.

Однако на том же энергетическом саммите в Хьюстоне высказывались серьезные сомнения в том, что соглашения о разделе продукции актуальны для современной России. Сара Кэрей из международной юридической фирмы Squire, Sanders&Dempsey полагает, что режим СРП не так уж необходим компаниям, решившимся на инвестиции в РФ.

"Соглашения о разделе продукции стабилизируют налоговый режим для инвесторов, но в России он и так стабилен, - отметила г-жа Кэрей. - Неопределенность с налогами, имевшая место ранее, была связана с регулирующими инициативами местных властей, но теперь им запрещено это делать". Национальный налоговый режим в России сегодня практически аналогичен, допустим, норвежскому - одной из немногих развитых стран, которая ведет добычу углеводородов. Политическая ситуация стабильна. Традиционных предпосылок для продвижения режима СРП как будто нет, потому и будущее его оценивается крайне пессимистично - как властями, так и независимыми аналитиками.

Защита не гарантирует инвестиций

Заключение и реализация соглашений о разделе продукции для России - это вчерашний день. Политическая ситуация в стране стабильна, налоговая политика более ли менее прозрачна и дружественна по отношению к инвесторам. Все условия для роста в добывающих - и не только - отраслях созданы, а добыча российской нефтянки стабильно растет на 8% в год.

Парадоксально, что локомотивами этого роста являются предприятия, работающие в национальном налоговом режиме. В то время как компании, получившие в рамках СРП значительные льготы, так и не смогли за 8 лет существования в России этого режима добиться сколь-либо значимых успехов. Как свидетельствует практика, заключенные соглашения о разделе продукции чаще остаются на бумаге, чем претворяются в жизнь.

Из 28 месторождений, которые входят в список "очередников" на перевод в режим СРП, реально действуют не более трех. СРП по проекту "Сахалин-1" - наиболее известному из них - вступило в силу еще в июне 1996 года. Общий объем инвестиций реализующего его концерна был заявлен в размере 12 млрд. долл., однако на сегодняшний день затрачено на реализацию проекта чуть более миллиарда долларов США.

Кстати, несмотря на то что консорциум вложил в проект всего 8% инвестиций, уже в октябре 2001 года он вышел на безубыточность. Подобная ситуация вообще характерна для реализации проектов, по которым заключено соглашение о разделе продукции. Режим СРП создавался для инвестиций в страны с высокой степенью риска. Помимо фиксации налоговых отчислений в соглашения закладывается и сравнительно высокая прибыль инвестора - чем выше риск, тем выше должны быть и доходы.

Впрочем, прочие проекты, по которым заключено СРП, не вышли и на 8-процентный уровень реализации. Оператор проекта "Сахалин-2" компания Sakhalin Energy вновь отложила решение о главных инвестициях до середины 2003 года. Отсрочка вызвана как недостаточной степенью готовности экономики проекта, так и тем, что его реализации, согласно заявлению его оператора, мешает российское законодательство, не позволяющее строителям и владельцам трубопроводов распоряжаться ими по своему усмотрению.

Позднее Sakhalin Energy уточнила, что в случае положительного решения акционеров реализация проекта может начаться уже в этом году. Однако ждать определенности в этом вопросе раньше середины этого года, вероятно, не стоит - а до тех пор "Сахалин-1", похоже, останется единственным примером привлечения инвестиций в рамках СРП.

Отрасль растет и без льгот

Впрочем, те же законы нисколько не мешают развивать нефтетранспортную инфраструктуру отечественным компаниям. Только за последний год было объявлено о планах строительства по меньшей мере трех новых трубопроводов: Западная Сибирь-Мурманск, Ангарск-Дацин и Ангарск-Находка. При этом мощность каждого из них значительно превышает сахалинский, а реализованы они (точнее, те из них, которые одобрит правительство) будут в рамках действующего законодательства.

Наращивание экспортной инфраструктуры является ключевым вопросом развития отечественной нефтяной промышленности в ближайшие несколько лет. Добыча нефти в России растет на 8% в год, в то время как спрос на внутреннем рынке стабилен.

Дополнительно стимулировать рост добычи в настоящее время бессмысленно и даже вредно - в начале января появились сообщения о том, что часть российских нефтяных компаний уже страдает от затоваривания, так как они не смогли найти покупателя на добытую нефть.

«Независимая газета»

BP определила свое будущее. Инвесторы ждут подробностей

Рынки продолжают осмыслять совершенную неделю назад сделку между ВР и акционерами Тюменской нефтяной компании по консолидации нефтяных компаний. Политические оценки известны. Владимир Путин и Михаил Касьянов, а также российские политики и чиновники рангом пониже в один голос заявили, что нефтяная сделка -- беспрецедентный инвестиционный прорыв иностранного капитала в Россию. Между тем слова главы BP лорда Джона Брауна, назвавшего сделку «поворотным моментом в истории всей нефтегазовой индустрии», заслуживают значительно большего внимания, ведь целью корпоративной стратегии ВР, конечно, не является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, пишет "Время новостей". 

Стратегический выбор одного из ключевых игроков нефтяного рынка -- расширение бизнеса за счет новых территорий и перспектив обширной экспансии на новые рынки. И именно это событие -- вторая в мире вертикально интегрированная нефтегазовая компания определилась со своим дальнейшим развитием -- отодвигает для международных инвесторов на второй план российскую направленность новой стратегии BP.

Последние несколько лет ВР занималась оптимизацией своего бизнеса, прежде всего за счет балансировки соотношения извлечения прибыли и инвестиций в развитие. И если в 2001 году акционеры корпорации получили 2,9 млрд долл., то в прошлом сумма увеличилась более чем вдвое -- до 6,8 млрд долл. Это произошло вследствие выхода компании из целого ряда неперспективных, с точки зрения менеджмента ВР, проектов. Нельзя забывать и того, что основные запасы ВР можно причислить к истощающимся, что толкало менеджмент к поиску новых месторождений.

Аккумулировав значительные свободные средства, руководство ВР, по мнению ряда иностранных экспертов, стояло перед выбором в своей дальнейшей стратегии. К этому подталкивало и то, что в результате реструктуризации компания достигла предельной эффективности на всех этапах своего производственного цикла. Иными словами, у ВР как объекта инвестиций пропала перспектива роста, в результате чего осенью прошлого года капитализация компании сократилась практически на 25% (порядка 45 млрд долларов).

Неудивительно, что ставка была сделана на Россию, нефтегазовый комплекс которой развивается очень динамично. «Несмотря на то что бизнес в России по-прежнему сопряжен со значительными рисками, включая политические и вопросы строительства экспортных трубопроводов, -- пишут аналитики компании A.G.Edwards, -- сделка увеличит производство ВР на 13%, создаст ей плацдарм для экспансии на Дальний Восток (в частности, в Китай), а также потенциал для дальнейшего роста».

Согласно заявлению сторон, «Альфа-Групп», Access/Renova и BP создают совместную компанию, в которой BP получит 50% акций. Новая компания включит активы ТНК и «Сиданко», объем производства нефти составит 1,2 млн баррелей нефти в день, запасы нефти оцениваются в 5,2 млрд баррелей. BP вносит в объединенную компанию собственные активы в «Сиданко», долю в «Русиа Петролеум», долю в проекте разработки «Сахалин-4» и «Сахалин-5» и сеть АЗС в Москве. «Альфа-групп» и Access/Renova вносят свои активы в ТНК и «Сиданко», доли в «РУСИА Петролеум», «Роспане» и проектах «Сахалин-4» и «Сахалин-5».

Впрочем, Россия -- лишь первый объект новой экспансии BP, к тому же эти инвестиции носят финансовый характер. Лорд Браун объявил, что только в этом году компания вложит 10 млрд долл. в пять крупнейших центров по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, в целом же капиталовложения в них составят более 20 млрд долл. В числе этих центров -- нефтяные и газовые поля на шельфах Мексиканского залива, в Тринидаде, в Анголе, Азербайджане и на шельфах азиатской части Тихого океана. Эти центры в течение ближайших пяти лет, по словам лорда Брауна, будут охватывать около 50% всего нефтегазового бизнеса BP. Как считают аналитики BP, до 2005 года производство сырой нефти и природного газа в пяти инвестиционных центрах увеличится в среднем на 3--4% и на 5% до 2007 года.

Несмотря на важность стратегических действий и заявлений руководства BP, фондовый рынок на них отреагировал очень осторожно. С начала февраля стоимость акций ВР существенно не изменилась. Так, две недели назад ценные бумаги компании стоили 6,10 евро. Затем, к моменту объявления о заключенной в России сделке, стоимость акций снизилась до 5,83 евро. А вчера на момент закрытия торгов цена составила 6 евро. При этом акции двигались вместе с рынком.

Менеджер одного из ведущих международных инвестиционных банков, с которым побеседовал корреспондент газеты «Время новостей», говорит, что причин для осторожности у инвесторов две. Во-первых, по его словам, угроза возможной войны в Ираке и связанная с ней непредсказуемость нефтяного рынка не позволяет инвесторам проявлять излишний оптимизм по поводу действий BP. Вторая же причина имеет корпоративный характер: «Никому до конца не ясно, когда и в какой окончательной форме будет совершена эта сделка, как на самом деле будет управляться новая компания», -- говорит банкир.

«Время новостей»

От редакции «Известий»: Властвовать, не разделяя

Рождение и смерть экономических идей непредсказуемы. Часто случается так, что при рождении идея кажется панацеей, а в момент ее смерти никто не сомневается в закономерности летального исхода. В этом смысле судьба режима Соглашений о разделе продукции (СРП) обещает стать хрестоматийной. Молодая рыночная Россия уже достаточно повзрослела, чтобы постепенно переходить к наиболее выгодным для себя способам распоряжения недрами.

Когда в 1995 году Россия принимала закон о СРП, это считалось торжеством экономического либерализма в сочетании с мудрым государственным подходом к эксплуатации недр. Недра, формально всегда остававшиеся общенародной (даже не государственной!) собственностью, де-факто становились собственностью чиновников. Собственностью, которой государственные служащие торговали без зазрения совести. Режим СРП казался реальным спасением - каждый проект подобного рода являлся так называемой гражданской правовой сделкой, то есть заключался государством, а не коммерческими структурами. Недра по сути сдавались в аренду на четко оговоренный срок с четкими финансовыми гарантиями. Государство гарантировало себе получение рентных платежей, которые до сих пор не может получить при других режимах разработки подземных кладовых.

Замечательная идея обернулась конфузом. Во-первых, Госдума выторговала себе право утверждать каждый проект СРП, что затянуло процедуру почти до бесконечности. Вокруг проектов началась форменная торговля, и не только политическая. Во-вторых, российские производители оборудования для разработки нефтяных месторождений пролоббировали в законе норму, согласно которой в проектах СРП должно быть не менее 70 процентов оборудования из России. Квота эта, естественно, постоянно нарушалась: и западным участникам проектов по СРП (таких проектов в стране на данный момент всего три) сподручнее иметь дело с более привычным зарубежным оборудованием, и сама наша промышленность не всегда была в состоянии обеспечить необходимое качество такого оборудования. Режим СРП в идеале должен был стать плотиной на пути коррупционной реки, но коррупционные ручейки все равно просочились и проторили себе дорогу.

Через 8 лет после начала эпопеи с СРП и в администрации президента, и в правительстве, и в руководстве крупнейших нефтяных компаний страны вызрело убеждение: соглашения о разделе продукции - далеко не самый рациональный способ распоряжения природными ресурсами страны. Теперь это убеждение имеет четкое материальное выражение - 6,75 миллиарда долларов. Именно столько одна из самых известных и крупных нефтяных компаний мира "Бритиш петролеум" заплатила за 50 процентов холдинга "ТНК Интернешнл".

Привлечение стратегических инвесторов не под конкретные месторождения, а для совместной работы с российскими компаниями на долгую перспективу - вот наиболее разумный путь интеграции мирового капитала в нашу экономику. Продажа солидным иностранным инвесторам части активов российских сырьевых компаний выгодна и России, и нашим зарубежным партнерам.

Наши компании, имеющие транснациональные амбиции (а все лидеры российского нефтяного бизнеса, равно как и "Газпром") такие амбиции имеют, все равно должны обеспечить качественно более высокий уровень прозрачности бизнеса. Им требуются очень большие вложения капитала. Если иностранный инвестор уровня "Бритиш петролеум" приходит на российский рынок не для разработки одного или двух месторождений, а как совладелец крупной нефтяной компании, это явный сигнал: с русскими можно иметь дело. Они учатся честному бизнесу и больше не надеются срубить легкие деньги. Они хотят открытости своего бизнеса. Они будут играть по мировым экономическим правилам, а не сочинять свои собственные.

Соглашения о разделе продукции пока живы. Но им на смену уже приходят гораздо более тонкие инструменты эксплуатации недр - главного богатства России.

«Известия»

19 февраля, 2003 г.