• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я бы не сказал, что это единственный ход, и не сказал бы, что это реально

По просьбе редакции OPEC.ru Почему М.Касьянов не боится ОПЕК.
Списание долгов СССР может компенсировать России войну с ОПЕК комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, аналитики считают, что Россия могла бы обернуть ситуацию с войной цен на нефть в свою пользу, а именно, предложить Западу списать нам часть долгов в обмен на дешевую нефть. Насколько реально осуществить такой обмен?

Я бы не сказал, что это единственный ход, и не сказал бы, что это реально. Запад может ответить по-другому, он может сказать: давайте лучше поддерживать разумные цены $17-20 или $20-22. Потребители нефти, в основном Соединенные Штаты и Европа, не сильно заинтересованы в слишком низких ценах. Это вполне понятно, ведь это создает риски прекращения поставок в будущем. Низкие цены не стимулируют развитие производства нефти, ее добычи. Я вижу, что есть общий интерес к разумному уровню цен.
То есть, получается, что о списании можно говорить, когда общая политика будет крайне неразумной. Со стороны Запада нет стимула к такому сценарию. А со стороны России, если, конечно, Россию поставить перед фактом, что теперь цены будут крайне низкие, это просто может быть вынужденный обмен, а не сделка. Понятно, что новая ситуация - новые разговоры, но пока тут ничто не определено.

А вообще насколько ситуация с ценами на нефть для нас опасна?

Смотря как себе представлять траекторию цен. Сейчас – понятно. Сейчас падение цены вызвано тем, что Саудовская Аравия пытается играть против России, заставить Россию снизить уровень поставок на экспорт. Но из этой игры нельзя пока никаких серьезных выводов делать. На самом деле Саудовская Аравия получает $90 млрд. от экспорта нефти. Падения цен на нефть вдвое, с $24-26 до $12-13, она просто не выдержит. Речь идет о годовых уровнях. Страна просто развалится, потому что у них других денег просто нет. Надо содержать страну – 7 тысяч принцев, все социальные программы, которые есть. Поэтому они не заинтересованы в низких ценах. Это временная игра, один-два месяца потерпеть можно, а потом все. Я думаю, тут вопрос - кто канат перетянет.

То есть, получается, что все разговоры на высшем уровне о возможном секвестре бюджета - просто необоснованная паника?

Здесь одно понятно - бюджет не должен рассчитывать на слишком хорошие цены на нефть вообще никогда. Потому что все-таки есть некоторый долгосрочный уровень, средний уровень цены, где-то $17-18 для российской нефти, не больше. На другое рассчитывать не стоит. А доходы посчитали исходя из цены $23,5. Ну, что тут лукавить?! Хотя сейчас и говорят, что бюджет посчитан на $18. Если бы эту политику проводить все время устойчиво и колебания цены нефти регулировать либо за счет накопления излишних доходов, а при падении вниз за счет расходования этих лишних доходов, то вообще никаких проблем бы не было. Я уверен, что долгое время цена на нефть $12 за баррель держаться не может. Да, может быть один такой год, так сказать, выдающийся год, но не больше. Поэтому и бюджет надо так строить, что бы этот год можно было продержаться.
А разговоры про секвестр сейчас может быть и преждевременны. То есть, секвестр всегда будет преждевременным, я бы так сказал, потому что никогда нельзя предсказать уровень цен на нефть, к сожалению. Лучше сразу создать механизмы, которые бы оставили в стороне этот вопрос.

А какие это могут быть механизмы?

Механизм самый простой: определиться с ценой на нефть, например, $17 за баррель. Дальше все доходы, которые поступают сверх этой цены, они легко просчитываются и в виде экспортных пошлин, и в виде налога на использование минеральных ресурсов, отдаются в накопительный инвестиционный фонд. Если цена опускается ниже $17 за баррель, то соответственно из этого фонда деньги привлекаются на финансирование бюджетных расходов, чтобы сгладить падение цены, чтобы избежать секвестра.

А как быстро это осуществимо?

Сделать это можно, только уже поздновато. Теперь надо, конечно, с бюджетом разбираться, но у меня такое впечатление, что с точки зрения текущей ситуации бюджет посчитан не на $18 за баррель, а более $20. Там предусмотрено внешнее финансирование, продажа государственных активов, это же уже не доходы, это уже исключительное финансирование.

С Вашей точки зрения, мы следующий год переживем нормально, без каких-то экстремальных мер?

Да, я думаю, что да. Там очень многое зависит от поведения главных секторов. Что будет делать корпоративный сектор? Цена на нефть будет значительно ниже, и не будет тех прибылей, которые были. Что будут делать крупнейшие наши компании? Будут ли они продолжать те свои инвестиционные проекты-экспансии, используя сбережения за рубежом? Будет ли вообще сокращение допкапитала за счет того, что, например, увеличатся активы иностранных инвесторов в России? Это может поддержать падение доходов страны. Что будет делать Центральный Банк, будет ли он в связи с сокращением торгового баланса пытаться дальше накапливать резервы и для этого девальвировать рубль? Или же Центральный Банк пойдет на то, чтобы несколько потратить резервы, чтобы поддержать более или менее предсказуемое движение курса. Вопросы открытые. Что будет делать бюджет в конечном счете? Будут приняты какие-то решения, которые все-таки ограничат расходы, или продолжится расползание, экспансия бюджетных расходов будет продолжаться, как это было в последнее время? У нас не было специального решения, чтобы расходы увеличивать, они просто ползли. То есть, многое зависит от того, что будет в банковской системе - это тоже очень важный момент.
Центробанк может девальвировать рубль. Тогда нужно покупать иностранные активы, накапливать. Будут ли банки заниматься этим в ущерб кредитованию, то есть будут ли загонять рублевую массу в валюту, или же на самом деле этого не произойдет, ситуация будет держаться сбалансированной, то есть кредитование продолжится, и движение в сторону валютных активов не будет тотальным. Что будет делать Центральный Банк в этой ситуации, когда, скажем, он не будет иметь возможности покупать валюту, а стало быть, не будет иметь возможность увеличивать предложение денег. Как будет увеличиваться предложение, за счет чего? Если мы рассчитываем на дальнейший рост, то спрос на деньги может расти и дальше. Как он будет удовлетворяться? Вот на этот вопрос ответа нет. Точнее так: Центральный Банк на этот вопрос не ответил. Мы не видим в его основных направлениях ответа на это вопрос, поэтому здесь много неясностей. Хотя потенциально шансов на правильное поведение довольно много. Это будет означать, что, конечно, ситуация будет не такой хорошей, как в последние два года, но все-таки она будет удовлетворительной.

19 ноября 2001

19 ноября, 2001 г.