• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как вознаграждение гендиректоров влияет на успех компании

15 ноября

Европейские фирмы формируют размер бонусов генеральному директору на основании размеров прибыли, что в свою очередь улучшает результаты деятельности компании. Однако для показателя соотношения риска и доходности акций подобной взаимосвязи не наблюдается, выяснилось в ходе исследования сотрудников Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ.

Исследователи провели эмпирический анализ* на основе базы данных крупных открытых компаний из семи европейских стран (Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Италия, Испания и Нидерланды). Итоговая выборка включала в себя 330 организаций за период с 2009 по 2013 гг. и 1338 наблюдений. В фокусе внимания были различные виды вознаграждений генерального директора (зарплата, годовые бонусы, премии и суммарное вознаграждение), бухгалтерские и рыночные показатели деятельности, персональные данные о руководителе и финансовые переменные. Исследователи протестировали двустороннюю связь между вознаграждением и результатами деятельности с помощью двухшагового метода наименьших квадратов.

Было обнаружено, что компании привязывают переменные виды вознаграждений, такие как бонусы, к определенным бухгалтерским показателям, например, рентабельности активов. Это значит, что величина бонуса директора зависит от того, был ли достигнут организацией заранее установленный уровень рентабельности. Стоимость акций компании и их риск также влияют на оплату труда руководителя. Что касается обратной связи, то в ходе исследования выяснилось, что вознаграждение директора, определяемое на основании рентабельности фирмы, в следующем периоде увеличивает и рентабельность. В то же время вознаграждение, определяемое с учетом риска и доходности акций , не увеличивает стоимость компании на фондовом рынке.

Полученные эмпирические результаты согласуются с практикой: действительно, комитеты по вознаграждениям как правило определяют бонусы как переменную величину, в то время как уровень зарплаты не привязывается к показателям деятельности, отмечают авторы. Более того, большинство компаний привязывают денежную оплату труда к прибыли, а вознаграждение акциями и опционами – к стоимости акций. К примеру, Siemens AG рассчитывает годовые бонусы в зависимости от прибыли от используемого капитала, доходности акций, а также некоторых отдельных целей, а вознаграждение акциями привязано к рыночным показателям, сравниваемым с результатами конкурентов. Аналогично, BASF SE использует рентабельность активов как ключевой показатель, определяющий доход генеральных директоров. Однако, как было показано в работе, компании обычно не связывают денежное вознаграждение со стоимостью акций и их риском.

Выводы исследования, как отмечают авторы, интересны для всех сторон, связанных с управлением компанией. Акционерам исследование помогает понять, мотивирует ли вознаграждение достичь поставленные перед компанией цели. Наемные руководители заинтересованы в понимании факторов, определяющих размер их вознаграждения. Советы директоров на основании полученных результатов могут эффективно менять уровень и структуру вознаграждения руководителя и оправдывать относительно высокий уровень оплаты труда.

Почему бонус важен

При передаче функции управления компанией от собственников к наемному менеджеру часто возникает конфликт интересов, поскольку их цели и отношение к риску не совпадают. Одним из способов смягчения конфликта является разработка такого контракта для генерального директора, который бы определял его вознаграждение на основании результатов работы компании. В настоящее время существует целый ряд видов вознаграждений (годовые бонусы, премии, опционные программы), которые могут быть привязаны к корпоративным показателям. При правильной разработке системы поощрений, директор, стремясь максимизировать свое благосостояние, более результативно руководит фирмой и выстраивает эффективные стратегии на будущее.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких десятилетий в научных работах подробно изучалась связь между вознаграждением и результатами деятельности, однозначных выводов по этому вопросу до сих пор нет. Различия в способах измерения изучаемых показателей, в данных, а также в методологии привели к значительным разбросам в выводах. Кроме того, в предыдущих работах изучалось только влияние вознаграждения на итоги деятельности компании, или наоборот, и не исследовалась их взаимосвязь. По этой причине в исследовании упор был сделан именно на взаимовлияние вознаграждения генерального директора и результатов фирмы.

*Исследование выполнено в рамках проекта ЦФИ «Выбор оптимальной инвестиционной стратегии в отношении интеллектуальных ресурсов».