• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удар по среднему классу

Коронакризис сделал потребителей пессимистами

ISTOCK

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал итоги опроса* Росстатом потребителей за второй квартал 2020 года. Так резко вниз потребительские настроения россиян ещё не уходили. Уверенности крайне мало во всём — от личных финансов до перспектив экономики. И практически впервые главным скептиком стал средний класс. Что произошло и чем всё это грозит обернуться, рассказываем в «Тезисах» IQ.

Основной индикатор настроений потребителей —Индекс потребительской уверенности (ИПУ) 
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) — совокупный показатель, рассчитываемый как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. по сравнению с первым кварталом потерял сразу 19 процентных пунктов, опустившись до -30%. Это не рекордное значение — в кризисы прошлых лет обвалы были сопоставимыми и даже бо́льшими. Однако стремительность снижения беспрецедентная. Потребительские настроения ухудшились крайне быстро в ответ на ограничения из-за коронавируса и сокращение доходов населения.

Индекс потребительской уверенности (балансы, %)

 Пунктирная линия — среднее долговременное значение ИПУ за весь период наблюдений (с 1999 года).
Балансы оценок (в %) определяются разностью долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя по сравнению с предыдущим периодом, а также разностью долей респондентов, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде.

Источник: Росстат

Самый высокий градус негатива — в отношении изменений в экономике страны. Абсолютное большинство (74%) россиян оценили их отрицательно, тогда как кварталом ранее — 34%. Пессимизм просматривается и на перспективу: положительную динамику через год не надеются увидеть 45% (в первом квартале — 27%). Это много, но не больше, чем в другие сложные периоды. В кризис 2008–2009 годов, например, в светлое экономическое будущее верили ещё меньше.

В вопросах личного материального положения оптимистов почти не нашлось. Однозначно довольных нет, и только 6% назвали его «хорошим». В то время как «плохим» или «очень плохим» — почти каждый третий (в первом квартале — каждый четвёртый). Сберегать и делать крупные покупки готовы далеко не все. Нынешние условия для этого неблагоприятны, считает две трети населения. Планы на будущее тоже сомнительны. В том числе из-за ожидаемого роста цен: к значительному подорожанию потребительских товаров и услуг готовятся почти 55% (в I квартале — 39%).

В сравнении с населением большинства европейских государств, россияне более критичны. Традиционная позиция России в международном рейтинге ИПУ — третье-четвёртое место с конца и во втором квартале ничего не изменилось. В целом пандемия пошатнула уверенность потребителей во всех странах рейтинга. Меньше всего — в Северной Европе (Швеция, Дания).

Индекс потребительской уверенности в России и европейских странах (балансы, %)

Источники: Росстат, Европейская комиссия

Потребительские настроения ухудшились во всех возрастных группах. Однако если раньше максимальным пессимизмом отличались россияне старше 50 лет, то сейчас их обогнала молодежь, а в лидеры вышли 30–49-летние, часть из которых полностью или частично потеряла источники доходов. Такая расстановка сил — угроза для экономики. Средневозрастные — самые активные на рынке труда, они склонны к предпринимательскому риску, их в большей степени относят к среднему классу, во многом определяющему спрос на рынке потребления.

Коронавирус vs средний возраст: в чем опасность?

Отвечает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.




Георгий Остапкович,
директор Центра конъюнктурных исследований
Института статистических исследований
и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ


— Ухудшение потребительской уверенности в средней возрастной группе устойчиво просматривается начиная с 2018 года. Наблюдаемый тренд пока ещё не явно критический, но тенденция очень неблагоприятная. При этом следует учитывать, что Россия на ближайшие пять–восемь лет вошла в демографическую яму, связанную не только с уменьшением общей численности населения, но и с его старением и сокращением страты 25–50-летних.

Если именно эта группа, представляющая большинство среднего класса, будет не только сокращаться, но и снижать свою потребительскую уверенность, это с лагом в год-полтора нанесёт серьезный удар по экономике страны. Уменьшение численности на фоне ухудшения уровня и качества жизни — горючая смесь, связанная почти наверняка с последующим падением производительности труда и технологическим застоем.

Основной удар придется на реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), где создается внушительная часть добавленной стоимости в структуре ВВП страны. 

При всем уважении к пожилым людям, они не являются самыми активными потребителями товаров и услуг, особенно дорогостоящих и длительного пользования (дома, автомобили, мебель, обучение). Их профессиональные знания и навыки могут быть применены в образовании, здравоохранении, науке и даже в торговле и сфере услуг. Однако предпринимательство и работа в реальном секторе, тем более сопровождающаяся бизнес-рисками, — это всё-таки прерогатива средневозрастного населения и частично молодежи. 

Следует также иметь в виду, что люди среднего возраста — это электоральная основа гражданского общества. От их поведения во многом зависит не только экономическое состояние страны, но и социально-политическая конфигурация на всех уровнях. Поэтому любая уязвимость и негативная турбулентность этой группы способна увеличить экономические, финансовые, социальные и политические расхождения и привести к искажениям на данных направлениях.
IQ

 * Опросы потребителей проводятся Росстатом в ежеквартальном режиме во всех регионах России с 1998 года. Участники обследования — более пяти тысяч человек от 16 лет и старше. Анкета включает вопросы о субъективном мнении об общей экономической ситуации, личном материальном положении, сбережениях и других аспектах формирования потребительской уверенности.

27 июля, 2020 г.