• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пищу сокращай

Зачем и кому читать книгу диетолога Елены Мотовой «Еда для радости»?

ISTOCK

В конце 2020 года в издательстве Corpus вышла вторая книга российского диетолога Елены Мотовой «Еда для радости». Всё живое нет-нет да ест, так что пища — тема беспроигрышная: универсальная и вечно актуальная. Издана «Еда для радости» по канонам современной научпоп-моды: доказательная медицина упоминается, ссылки на исследования присутствуют, равно как и отсылки к первой книге автора и к её блогу. Лженауки не выявлено, серьёзных проблем с языком она лишена, но и того, что не было бы известно думающему человеку (за исключением некоторых цифр, которые не обязательно помнить, а можно посмотреть в справочниках при необходимости), тоже не содержит.

Личное мнение

Место на российском рынке нон-фикшна для книги, безусловно, есть, но это место пищухи в майском лесу. Эта миниатюрная птица в отличие от поползня не бросится бежать по стволу головой вниз, да и заметить её гораздо сложнее, чем найти певучего яркого зяблика или большого пёстрого дятла. Если представить, что книга — это человек, а производимое ей впечатление — уровень достатка, то «Еда для радости» попадет в средний класс. Но обо всём по порядку.

О чём книга?

«Еду для радости» было бы правильнее назвать «Всё хорошо в меру» по основной мысли опуса. Но такой вариант заголовка слишком прямолинеен, а ещё недостаточно позитивен. О еде в книге действительно говорится много, но её связь с радостью не очевидна: её закрывают плотные занавески из пересказов научных исследований.

Вторая мысль: нужно покупать качественные продукты и готовить их дома. Так они будут максимально безопасны. А вот что максимально небезопасно, так это продукты глубокой переработки. Термин встречается в «Еде для радости» чаще любого другого словосочетания: на 270 страницах комфортно разместились 20 его упоминаний и ноль чётких определений, что же это такое. Сама автор пояснений не даёт, но по цитатам из многочисленных чужестранных руководств по питанию мы узнаём, что во множество «еды глубокой переработки» входят готовые закуски, «чебупели» (кто пропустил название торговой марки в книгу?), лапша быстрого приготовления, а также картошка фри и сильногазированные напитки с сахаром.

Автор, правда, не принимает во внимание, что благое наставление всем готовить всё самим из отборных ингредиентов разбивается о непослушную реальность. Не каждый работающий человек способен уделять столь много времени поиску и обработке продуктов (неглубокой!), а про доставляемые на дом готовые блюда не понятно, считаются ли они продуктами глубокой переработки или нет. Кроме того, Елена Мотова не учитывает, что заработная плата большинства россиян не позволяет приобретать высококачественные фрукты, овощи и бобовые в таких количествах, чтобы есть их каждый день. А ведь именно такая рекомендация дается на страницах «Еды для радости».

Кстати, о фруктах, овощах и бобовых. Третья мысль повествования гласит, что их есть хорошо. Мясо, в принципе, тоже можно, но — сюрприз! — в умеренных количествах. Правда, чтобы выяснить это, надо сначала прочесть 14 глав книги. Рассказы о различных веществах и продуктах поделены на четыре части, но по какому принципу произведено деление, сказать сложно. Про углеводы говорится во второй части, а вот про липиды (которые постоянно отождествляются с жирами), белки и снова углеводы (лактозу) — в третьей. Наконец, четвертая часть посвящена тому, что можно пить. Это спиртное, вода и… почему-то витамины. Видимо, сыграло роль просторечное выражение «витамины попить». Молоко, кстати, в раздел про напитки не вошло, о нём рассказывается раньше.

Четвёртая мысль «Еды для радости» заключается в том, что верить знаменитостям и аргументам «а мне помогло» нельзя, доверять можно только высококачественным научным исследованиям и определённым базам медицинских данных, таким как UpToDate. С этим спорить сложно, но возникает вопрос: почему сама Елена Мотова, когда аргументы кончаются, прибегает к помощи личного опыта других людей — к примеру, своей подруги, знатной любительницы помидоров (стр. 137), или блогера и кулинарного телеведущего (стр. 82)? Почему мы должны им верить, если сначала книга советовала прямо противоположное? И отчего, оценивая неугодные точки зрения, автор использует систематические обзоры и метаанализы, а подтверждая приятные ей гипотезы, разменивается на независимые исследования «17 мужчин с избыточным весом» длительностью всего два месяца (стр. 127)?

Кому понравится?

Фанатам Елены Мотовой и её блогов. Приятное чувство узнавания им обеспечит множество отсылок к предыдущей книге автора «Мой лучший друг — желудок». Некоторые пассажи «Еды для радости» вообще перекочевали прямиком оттуда, о чём сообщается в заключении: «Хотя эта книга — полностью оригинальное произведение , я не смогла удержаться и включила в неё отрывки про ягоды годжи и немного про витамины из моей первой работы » (курсив автора рецензии). Здесь же содержатся ещё и фрагменты материалов, написанных для «Медузы».

Помимо прочего, «Еда для радости» стимулирует чтение блога автора. На страницах книги Елена Мотова регулярно сообщает: «Я уже писала об этом там-то и там-то». И одновременно из своего Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) она уроборосно перенаправляет многих комментаторов обратно в книгу. Образуется круг, выйти из которого, впрочем, можно: периодически автор отсылает в поисковик, ведь людей надо научить обращаться с информацией, а не предоставить им конкретные данные, работающие ссылки и понятные объяснения. «У нас в группе самообслуживание», — поясняет она.

Людям ведомым, нуждающимся во внешней опоре и одобрении. Человек, не любящий себя, усиленно ищет одобрения у других и винит себя в происходящем чаще, чем стоило бы. «Еда для радости», вероятно, вселит в подобных людей спокойствие: книга ничего не запрещает, ни к чему не принуждает. В ней несколько раз написано, что испытывать чувство вины не стоит, а ещё что всё можно, только в меру, ну а мера определяется международными или, на худой конец, национальными рекомендациями. Таким образом, читатель, не знающий точно, что ему можно есть, а что нет, не подвергнется насмешкам и нападкам, никто не будет ругать его за якобы неправильные пищевые желания. Если вы сами не в состоянии решить, можно ли вам употребить в пищу банан, книга Елены Мотовой поможет избавиться от чувства вины, когда после долгих раздумий вы всё же его съедите.

Любителям новых медиа. Язык блогов — разговорный, его цель — спровоцировать диалог с читателями или как минимум сделать так, чтобы они дочитали пост до конца. Немалый процент современных книг вырос из блогов, а их авторы волей-неволей перенесли свой своеобразный стиль изложения на вотчину Иоганна Гутенберга. И книга Елены Мотовой здесь не исключение.

У такого переноса достаточно сторонников, им читать «Еду для радости» будет комфортно. Её страницы местами напоминают разговор двух студентов-медиков, повторяющих материал перед экзаменом: зубодробительные фразотермины перемежаются родным и понятным просторечием. А также информацией о жизни автора: «любите ли вы рассматривать корзины других покупателей на кассе так, как люблю это я?». На соседних страницах мирно уживаются «всеобщий пофигизм» и «дизайн исследования», «анаболический гормон» и «тупо отвечает». Порой к ним добавляются прямо-таки фрагменты учебников для таких студентов: «метаанализ рандомизированных исследований о влиянии растворимых пищевых волокон на массу тела» (стр. 112). Получается занятный научно-рунетный пиджин.

Из разговорного стиля блогов проистекают и другие странные конструкции, вроде «и да, буллшит случается даже с хорошими и позитивно мыслящими людьми» (стр. 34). Или же такой пассаж о голоде в Нидерландах во время Второй мировой войны: «Чтобы наказать гражданское население за забастовки, саботаж и партизанскую активность, немецкие оккупационные власти прекратили поставки продовольствия. То есть совсем » (стр. 58).

Тем, кто никогда не задумывался о еде или не читал публикаций о ней за последние десять лет. Когда на упаковке в цветастом кружке большими буквами написано, что продукт содержит витамины и не содержит ГМО, это, скорее всего, для отвода глаз: значит, в нем не хватает чего-то действительно важного или наблюдается переизбыток нехорошего вроде добавленного сахара. Если для вас эта информация в новинку, «Еда для радости» станет источником открытий.

Оттуда вы узнаете о так называемом методе тарелки (стр. 102), который уже по меньшей мере семь лет пропагандирует в России диетолог Юлия Чехонина, о том, что диеты не дают стойкого снижения веса (кстати, в книге Юлии «Метод тарелки» это тоже упоминается), что в Россию пришла мода выкидывать пшеничный белок глютен из рациона (хотя это случилось не сейчас, а в 2014, если не раньше), что сейчас много пишут о целиакии, и прочие факты, далёкие от новизны.

Тем, кто не любит врачей. Если вам доводилось встречаться с плохими докторами: хамоватыми гинекологами, хирургами с перегаром, терапевтами, прописывающими антибиотики при малейшем чихе и гомеопатические средства при серьёзных болезнях, — есть вероятность, что «Еда для радости» вас приятно удивит. Её автор — врач, а раз диетолог сумел написать достаточно внятную книгу, не осуждающую читателей и основанную на современных знаниях, получается, не все работники медицины плохи.

Тем, кто читает небольшими отрывками. О том, что «Еду для радости» можно читать «в любом порядке», автор книги говорит в заключении, хотя лучше бы перенести эту информацию в предисловие. Текст делится на семнадцать глав, каждая из них — ещё на несколько подглав длиной по три — пять страниц. Они не всегда чётко логически перетекают друг в друга (про принципы разбивки глав по разделам сказано выше), а некоторые соседние повторяют информацию на одну и ту же тему, но с разным отношением к вопросу: где-то более спокойным, где-то более восторженным (см. описание целлюлозы в «Углеводы: всё сложно» и «Ода клетчатке»). Более того, читателю из-за обилия описаний исследований, обзоров и рекомендаций может стать сложно удержать в голове конкретные сведения про еду. Поэтому питаться «Едой для радости» лучше дробно.

Кому лучше не читать?

Тем, кто любит Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). Блогерам этой популярной соцсети в «Еде для радости» достается, и не раз. По мнению автора, они все советуют неправильно, ненаучно, и подходящего образования у них нет. Увы, в подавляющем проценте случаев это соответствует истине. Но те, кто зомбирован псевдогуру инстаграма (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), вряд ли будут в восторге от такого обращения с их кумирами, а люди, нашедшие на просторах этой соцсети компетентных авторов (а такие есть!), в активной борьбе Елены с блогерами увидят неглубокое знание критикуемой площадки, а возможно, и желание конкуренции.

Впрочем, автор книги не проявляет энтузиазма по поводу каких бы то ни было блогеров в принципе, не обязательно связанных с инстаграмом (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). Всех онлайн-рассказчиков Мотова сметает в совок для одинаково сильно заблуждающихся «энтузиастов из интернета» (стр. 178). Рассуждать таким образом (имея притом собственный блог в интернете!) — все равно что не разбираясь говорить собеседнику «а вот в Pubmed есть статья, которая утверждает то-то и то-то, значит, я прав, а вы нет», школьнику «ты взял информацию из интернета, а не из книг, так что ей нельзя доверять». Сеть и её крупнейшие сайты давно перестали быть однородными по качеству, в них можно найти всё, и в множество «всего» входит не только негодное, но и прекрасное.

Въедливым людям. Первые 125 страниц «Еды для радости» хочется похвалить: наконец-то в России вышла книга без явных ошибок! А на 126 странице красуется описание работы инсулина, упрощенное до некорректности. Автор пишет, что «глюкоза — это пассажир, инсулин — машина, а клетка — гараж». Получается, будто инсулин впускает в себя глюкозу и вместе с ней проникает в клетку. (Там же при сахарном диабете «кровь становится густой, сладкой и липкой ».) От истины это далеко, и жаль, что научный редактор — эндокринолог этого не заметил или не смог убедить автора в необходимости правки. Правда, стоит отметить, что описание работы инсулина «не для домохозяек» в «Еде для радости» верна.

Инсулин остается снаружи мембраны клетки, но, связываясь с определенными рецепторами, дает клетке сигнал выставить на поверхность больше молекул-переносчиков глюкозы. Пусть объяснение с пассажиром и гаражом предназначено для полностью позабывших школьную биологию, его можно и нужно исправить, сохранив простоту и приближенность к жизни (тем более зачем завозить пассажира в гараж?). Например, сказать так: «Глюкоза — это покупатель в магазине, ему нужно пройти через кассу (в клетку). Он не может этого сделать, пока кассир не просканирует его покупки. Инсулин — это человек, который вызывает дополнительных кассиров и открывает новые кассы, чтобы покупателей обслуживали быстрее».

К счастью, аналогичных по силе ошибок в «Еде для радости» больше нет. Но впечатление портит масса недосказанностей: не объясняется, что такое эпигенотип, фитонутриенты (чем они отличаются от обычных нутриентов?), перекрёстная аллергия, карамелины (притом это слово выносится в подзаголовок). Зато описание жиров дается на уровне «у них молекулы похожи на букву Е». Читатель, знающий, что такое эпигенотип, но не имеющий представления о молекулах жиров, вряд ли существует — по крайней мере не среди людей с систематическим образованием. Ведь и в вузе, и в школе сначала рассказывают про жиры, а потом уже, если повезёт, про эпигенотип.

Кстати, о школе. Автор пользуется запретным фансервис-приемом «школа учит плохо» (стр. 134): «А сейчас я возьму школьную биологию и раскрашу ее яркими красками». Запретен он потому, что крайне дешев: школу нынче не пинает только ленивый, однако никто не предлагает работающих альтернатив. Обучение — процесс двусторонний, и если автор считает остроумным и новаторским пассаж «Растения — это химические заводы, которые создают питательные вещества прямо из воздуха. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды получается глюкоза — это фотосинтез, детка», это проблема не школьной биологии, а того, кто её вовремя не изучил. Видимо, Елена не читала в последние годы ни одной качественной научно-популярной книги про растения, ни одного современного цветастого учебника, где все «фотосинтез, детка» разжеваны и переварены до состояния химуса, и крайне смутно помнит уроки ботаники в шестом классе. Зато берется судить то, к чему не имеет отношения. Очень жаль.

Раскрашивать школьную биологию яркими красками эффективнее всего не перед взрослой аудиторией, а при непосредственной работе в школе. Но есть подозрение, что автор там долго не продержится: часть объяснений он просто бросает на полпути, а из части выкидывает фрагменты, без которых понимание просто невозможно, а возможно только заучивание. Зачем указывать, что термин «климактерические плоды» происходит от clima — лестница, если дальше говорится, что «климактерический» плод — это такой, который при созревании выделяет определённое вещество? Как вещество связано с лестницей? Ответа на этот вопрос в «Еде для радости» нет, его поможет найти самообслуживание поисковиком (и пресловутое вещество оказывается не совсем при делах). Пример попроще: к странице 153 выясняется, что некоторые продукты не обладают энергетической ценностью, но как так получается, остается загадкой.

Такие неоднозначные моменты тормозят чтение, хочется его бросить. Но если войти во вкус, проявляется обратный эффект: в какой-то момент мелких нелогичностей и недосказанностей становится столько, что хочется дочитать просто ради того, чтобы выявить их все и, что греха таить, немного позлорадствовать над ними.

Тем, кто ходит в тренажерный зал. Образ физкультурника-любителя — даже так: физкультурницы-любительницы — в «Еде для радости» рисуется весьма далекий от истины. Да, именно физкультурой, а не профессиональным спортом, занимается большинство физически активных людей. Но есть ощущение, что автор книги готов называть спортом даже утреннюю зарядку. Возникает оно из-за пугающей неосведомленности Елены в вопросах того, что среди посетителей фитнес-залов принято называть ПП. Она считает (стр. 86), что поборники правильного питания едят только хлебцы с авокадо и хумусом да обезжиренный творог, запивая их чаем, и чем меньше, тем лучше. Поклонники фитнеса в «Еде для радости» представляются откровенно глупыми людьми с повышенной тревожностью.

Меж тем любой человек, который хотя бы немного занимался фитнесом даже со средним (не обязательно высококлассным) тренером, знает, что список подходящих продуктов и блюд гораздо шире. Более того, существует множество сообществ и приложений, где люди обмениваются ПП-рецептами, по сложности в разы превосходящими «намажь хумус на хлебец», и если следовать этим рецептам, на выходе получаются вполне съедобные кулинарные опусы. А «недоедать» при сбросе веса или так называемой сушке просто необходимо: калорий в организм должно приходить меньше, чем из него уходит, это не криминал.

Людям с избыточным весом. «Еда для радости» — это не книга для худеющих. Снижению веса в ней посвящено две страницы, и никакой конкретики, кроме избитых «потребляйте меньше калорий, чем тратите» и «голодать не надо, это дает обратный эффект» на них не найти. Тем, чей избыточный вес появился из-за серьезных нарушений метаболизма, эти советы не помогут, но могут оказаться полезными медицинские обследования, которые никто кроме лечащих конкретного человека врачей назначать не вправе.

Впрочем, чаще люди набирают лишние килограммы из-за психологических проблем, которые можно и нужно решить. Увы, читатели из этой категории не найдут в книге чёткого ответа на вопрос, как им похудеть, равно как и описания возможных ловушек мышления, из-за которых человек много ест. Зато им разрешат употреблять в пищу всё, но понемногу — а проблема-то как раз в том, чтобы есть понемногу, а не в том, чтобы есть не всё. Да, существует орторексия, про неё в «Еде для радости» написано подробно. Это болезнь, почему-то не входящая в международную классификацию болезней (оксюморон, любое заболевание должно туда входить), когда человек запрещает себе определенные продукты. Вот только она далеко не всегда имеет место при ожирении.

Патриотам. В России нет национальных программ изучения питания и здоровья (масштабные опросы всё же есть). В России неправильно и непонятно маркируют продукты. Российские производители хотят нажиться на потребителях и поэтому обманывают их. Вся территория России «йододефицитна», но соль до сих пор йодируют далеко не всю. Наконец, официальные российские пищевые рекомендации не такие красочные, как брошюра для школьников из Бергамо. Как же жить в таком варварском государстве?

Действительно, проблем в стране достаточно, но напоминать о них лишний раз в книге, чей заголовок содержит слово «радость», представляется не вполне уместным. Они не исчезнут, если их периодически перечислять, зато поднимут очередную волну возмущения среди читателей. Да, порой подобная волна приводит к разумным действиям, но, думается, человек, который настроился на легкое чтение, при упоминании промахов России не создаст петицию и не поднимет продуктовую революцию, а скорее горестно отметит про себя: «ну да, у нас всё так». Если он и сам любит выразиться плохо о стране, он может испытать приятное ощущение «у меня есть единомышленники», но на этом всё и закончится.

Заключение

Если питанием вы впервые заинтересовались пару месяцев назад, внимательны и не боитесь пересказов научных исследований, «Еда для радости» станет для вас неплохой точкой входа в тему. Любителей творчества Елены Мотовой книга тоже не разочарует. Скорбящих о мнимой неправильности собственного пищевого поведения она утешит, отвлекающимся поможет развлечься. Ну а те, кто уже давно задумывается о диетологии, вряд ли найдут в ней что-то новое. К сожалению, некоторые мифы — правда, выходящие за рамки разговора о еде — в книге не только не развенчиваются, но и активно поддерживаются.
IQ

 

Автор текста: Светлана Ястребова

22 января, 2021 г.