• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фастфуд в России — больше чем еда

Экономическая логика быстрого питания

ISTOCK

Работающие россияне — основные клиенты ресторанов быстрого питания в стране. Занятые на полной ставке или на двух и более вакансиях посещают такие заведения чаще, но эффективность и польза на стороне корпоративных столовых. Несколько лет назад связь между трудом и фастфудом проследили в Лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) НИУ ВШЭ. Результаты, недавно опубликованные в журнале Economics & Human Biology, по-прежнему востребованы. IQ.HSE объясняет — почему.

Скорая и двуликая

Не роскошь, а средство передвижения — это не только про автомобили. Бургеры, пицца, суши, хот-доги, сэндвичи, картофель фри и прочая быстрая еда — норма для современной жизни на высоких скоростях, осознанный выбор вечно занятых и «игла», на которую так легко подсесть.

Меню фастфуда (англ. fast — быстрый и food — пища) многопланово. С одной стороны, «фабричные» полуфабрикаты с химическими пищевыми добавками, с другой — продукты безвредные и даже полезные (овощные, фруктовые блюда, натуральные напитки и проч.).

 

В массовом сознании небезосновательно перевешивает вред (в экспресс-еде мало витаминов, но много калорий и жиров), а последствия нездорового питания становятся предметом интереса учёных. В том числе, экономистов, которым, казалось бы, не до фастфуда.

Но на самом деле, до него. Как с точки зрения преимуществ: фастфуд — это выигрыш во времени, а время — деньги. Так и с позиций угроз: увлечение подобной пищей ведет к ожирению, ожирение — к экономическим потерям от спровоцированных им избыточных смертей и болезней.

Интересное о фастфуде

 Древний Рим — первое место в мире, где торговали готовой едой, в закусочных-термополиях (от греч. θερμός — тёплый и πωλέω — продавать).

 Средневековая Европа (а не США, как принято думать) — родина гамбургера.

 Первая автоматизированная точка питания (ресторан-автомат без официантов, очередей и чаевых) появилась в Берлине в 1896 году.

 Пять центов стоил гамбургер в первом ресторане фастфуда White Castle («Белый замок»), открытом в 1921 году в Канзасе. Цена не менялась до 1946 года вопреки Великой депрессии, Второй Мировой войне и инфляции.

 12 килограммов лишнего веса, испорченная печень, снижение сексуального желания, рост уровня холестерина и съемка ставшего популярным фильма «Двойная порция» — результаты эксперимента американского документалиста Моргана Сперлока, в течение месяца питавшегося исключительно в McDonaldʼs.

Внимание к издержкам

«Когда мы, экономисты, смотрим на проблемы питания, мы оцениваем, во сколько обществу обходится то, что люди живут меньше, чем они могли бы, — говорит Людмила Засимова, руководитель Лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. — Смотрим на такой показатель как снижение трудоспособности населения. Человек с избыточным весом менее активный и выносливый, как правило, и трудится с меньшей эффективностью. Это потери для него самого (что видно по разнице в зарплате) и для работодателей, нанимающих малорезультативных сотрудников».

Изредка заглядывать в рестораны фастфуда — не беда, издержки возникают, если походы становятся регулярными, объяснила эксперт на вебинаре онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Экономический анализ». Как эта регулярность связана с занятостью — один из вопросов новой статьи Людмилы Засимовой в журнале Economics & Human Biology и научной работы Лаборатории на данных опроса 4008 взрослых россиян, проведённого в 2017 году.

Интерес к трудящимся не случаен — быструю еду в России потребляют, как правило, они. Но зачем? Что толкает к перекусам «на бегу» и наоборот — может от них отучить? Выявленные закономерности остаются актуальными. Даже сейчас, после того, как отрасль «переболела» пандемией и перестраивается из-за закрытия зарубежных сетей.

Удивительное — рядом

Самым значимым для вероятности и регулярности потребления фастфуда стало место проживания. Лидируют Москва и Санкт-Петербург, по мере уменьшения размера населённого пункта показатели снижаются.

Ничего неожиданного в этом нет. Как и во влиянии грамотного отношения к питанию: внимательные к маркировке товаров (читающие этикетки и изучающие состав продуктов) быстрой едой увлекаются реже.

Удивительно другое — положительная связь потребления и образования. Обычно люди образованные, понимая сомнительную полезность фастфуда, держатся от него подальше, в России — ситуация скорее противоположная — наличие диплома вуза не снижает регулярности потребления.

Дело, должно быть, в эффекте дохода. Поскольку такие блюда у нас не настолько дешёвые и доступные, высокообразованные россияне могут выбирать их чаще из-за своих сравнительно лучших заработков.

Отечественная публика «быстрых» ресторанов не бедная. В основном — условный средний класс, те, кто приобретает товары длительного пользования, но ограничен в покупках дорогих вещей.

«Когда люди оказываются в этой доходной группе, их шансы на фастфуд возрастают, а когда перемещаются в группу богатых (могут позволить себе автомобиль, квартиру, дорогостоящий отпуск), регулярность посещения подобных заведений снижается», — уточняет Людмила Засимова.

Столовые против ресторанов

Всё это и про работающих тоже. Среди взрослых потребителей быстрой еды их почти 80%. Те, кто трудится больше и полный рабочий день, чаще выбирают фастфуд и реже от него отказываются, чем занятые частично.

Наличие второй работы — не путь к фастфуду в принципе, но если она имеется, и человек в эти рестораны ходит, то ходить будет чаще тех, у кого рабочее место одно. Видимо, в силу большей обеспеченности деньгами и меньшей — временем.

Особенно притягательны точки общепита, расположенные рядом с офисами. Однако конкуренцию с корпоративными столовыми они не выдерживают.

Столовые на работе — удобный доступ к здоровой пище. Если они есть, вероятность регулярного и частого потребления нездоровой уменьшается на более чем 2%.

Вывод — на заметку работодателям, понимающим ценность сотрудников с не подорванным фастфудом здоровьем. И — государству, в интересах и возможностях которого субсидировать или организовывать полноценное горячее питание на предприятиях.

Прогнозы и — точка

«В основном взрослые проводят на работе б о льшую часть жизни, поэтому учитывать связанные с занятостью характеристики важно для укрепления здоровья и продвижения качественного питания», — отмечает Людмила Засимова.

Это ещё раз подтверждает актуальность результатов исследования. В нынешних обстоятельствах проверку на выживаемость проходят скорее не они, а звучавшие из разных источников прогнозы по рынку.

До пандемийного 2020 года траты россиян в «быстрых» заведениях росли на фоне сокращения расходов на традиционные рестораны. Из-за ковидных ограничений количество заказов фастфуда в 2020 году уменьшилось — по оценкам BusinesStat, до 1,88 млрд против 2,16 млрд в 2019.

Однако совершенствование служб доставки и развитие клиентского сервиса сделало своё дело. Рестораны быстрого обслуживания, по мнению аналитиков, лучше других продавали и доставляли блюда в условиях локдауна.

В итоге падение было меньше, чем могло бы, а в 2021 году количество заказов (2,22 млрд) даже превзошло докоронакризисный 2019-й.

Потребление существенно переместилось в квартиры и офисы. В январе–октябре 2020 года в них увозилось 35% заказов, 2021-го — уже 53%, а за несколько лет (2017–2021) объём доставки в стране увеличился в 2,6 раза: со 161,7 до 417,5 млн заказов.

Наконец, серьёзная цифра в 73,8 миллиона. Такова численность потребителей фастфуда в России. К 2026-му ожидается 78,1 миллиона. Через четыре года — проверим, хотя понятно и без того: недостатка в клиентах у ресторанов быстрого питания нет.

Были бы рестораны. Но и тут бояться дефицита не нужно. Санкционные уходы не отменяют принципа свято место пусто не бывает. Так, заведения покинувшего Россию McDonaldʼs с 12 июня начали открываться под брендом «Вкусно и — точка». До конца июня новые владельцы одной из крупнейших (850 предприятий) сетей фастфуда в РФ обещают «реанимацию» около 200 ресторанов в столичном регионе, а дальше — до 100 еженедельно в остальных.
IQ
 

Автор исследования:
Людмила Засимова, заместитель декана по международной деятельности факультета экономических наук, заместитель руководителя Департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории экономических исследований общественного сектора (ЛЭИОС) Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 14 июня