• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартапер и его команда

Что помогает студентам успешно создавать и развивать собственный бизнес

ISTOCK

Команда единомышленников — главный фактор удачного стартапа, убеждены учащиеся и выпускники вузов, попробовавшие себя в предпринимательстве. В числе других предпосылок успеха в бизнесе они назвали упорство, веру в проект и способность увлечь им коллег. Среди признаков состоявшегося бизнеса респонденты с удачным опытом, кроме прибыли, выделяли социальную миссию проекта. Для них было важно, чтобы он помогал людям. Рецепты успеха молодых предпринимателей собрали, проанализировали и опубликовали в свежем выпуске «Мониторинга экономики образования» учёные Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин, Юлия Вятская и Светлана Черненко.

Бизнес за партой

Предпосылок удачи в деловой сфере, разумеется, множество, и часть из них — родом из детства. Любознательность ребёнка, желание исследовать мир — первый шаг к инициативности, стартовая «зарядка предприимчивости». В школьные годы эти качества помогают генерировать и воплощать идеи, в том числе, предпринимательские. Что-то сделать своими руками или «апгрейдить» готовый товар, реализовывать продукцию — так обычно начинается бизнес подростка. Кстати, неудачные опыты тоже полезны, они помогают извлекать уроки.

Побудительным мотивом к предпринимательству часто служат жажда деятельности и желание испытать себя. Как заметил один из участников исследования: «Деньги — это прикольно, но это не было главным фактором. Мне просто хотелось что-то делать». Собственно, проявления у молодёжи активности и самостоятельности или, по-научному, агентности школьников и студентов, как раз и изучили в своём проекте специалисты из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ.

Как было организовано исследование?

Данные для него собирались в ходе 42 интервью и четырёх фокус-групп со студентами и выпускниками программ обучения предпринимательству, у которых был опыт запуска собственных проектов. Информанты оценивали вклад разных факторов в их предпринимательский трек.

Пул участников интервью был сформирован из финалистов Всероссийского конкурса молодых технологических предпринимателей (организован Минобрнауки России при поддержке Фонда «Сколково» – Группа ВЭБ.РФ); выпускников, обучавшихся предпринимательству в вузах и вне их; участников бизнес-инкубаторов НИУ ВШЭ, Московского физико-технического института (МФТИ), Томского политехнического университета, Открытого университета Сколково и Новосибирского государственного университета экономики и управления.

В фокус-группах участвовали 25 человек — финалисты вышеназванного конкурса. В двух группах были информанты с успешным предпринимательским опытом (13 человек), а ещё в двух — с менее удачным (12 человек). В исследовании под успешным предприятием понимался проект, который запущен или находится в высокой стадии готовности, имеет опыт первых продаж и пр. Менее удачными считались, например, зависшие, неактивные проекты. Причём нужно было понять эффект неуспеха — тормозит он или мобилизует в дальнейшей предпринимательской деятельности?

Более успешные участники фокус-групп — немного старше (средний возраст — 24 года против 22 лет у менее удачливых), среди них больше людей с высшим образованием. Обучение предпринимательству прошли менее половины в успешных фокус-группах и половина — в остальных. Респонденты с состоявшимся бизнесом чаще считали себя предпринимателями; другие участники фокус-групп — наёмными работниками, в чём может быть «виноват» неуспешный бизнес. Специальности респондентов варьировались от искусствоведа до помощника машиниста.

Кроме того, в исследовании проводились и интервью с молодыми предпринимателями (25 мужчин и 17 женщин). Участники с удачным опытом — их оказалось лишь десять — были гораздо старше (средний возраст — 33 года против 25 лет у менее удачливых). Они чаще имели законченное высшее образование и идентифицировали себя в качестве предпринимателей (альтернативные опции — наёмные работники, студенты и пр.). Самоидентификация была связана с успешностью бизнеса.

Выборка вузов, в которых учились респонденты этой группы, крайне разнородна. Наибольшее представительство студентов из МФТИ, Томского политеха и НИУ ВШЭ. Программы обучения варьируются: менеджмент, технологическое предпринимательство, лечебное дело, история, бизнес-информатика и пр.

Существенным вопросом в исследовании стала роль предпринимательского обучения в развитии проекта. Очевидно, что один из главных результатов поддержки предпринимательства — через образовательные программы, бизнес-инкубаторы, технопарки — является появление жизнеспособных стартапов (и, по умолчанию, предпринимательское мышление).

В России молодежное предпринимательство активно поддерживается. В вузах есть специальные программы и курсы, финансируется создание технопарков, акселераторов (организаций, развивающих стартапы), коворкингов. С конца 2010-х действует федеральный проект «Стартап как диплом», вовлекающий учащихся в предпринимательство (они защищают бизнес-проект вместо привычной выпускной квалификационной работы). В нём участвуют почти полсотни российских вузов.

Его результаты оказались близки к выводам из сравнительно недавнего исследования социологов НИУ ВШЭ, которые продемонстрировали, что молодые предприниматели прежде всего «старались доказать самим себе, что могут преуспеть». Первый свой бизнес они открывали ещё в школе или на первом курсе вуза. А в случае неудачи — «упорно защищали свою позицию» и «генерили» новые проекты.

Причём, по данным социологов, скепсис родителей не мешал информантам делать стартапы. Иногда он, напротив, стимулировал и помогал добиваться результатов. А если семья поддерживала и консультировала — у бизнеса сразу были высокие шансы на успех.

Сила сплоченности

Значимость команды, сотрудничества единомышленников подчеркивалась в обоих исследованиях. Социологи приводят, к примеру, такие истории. Информант рассказывает, как вместе с другом стал продавать прохладительные напитки на школьной ярмарке: «Мы скооперировались, заняли денег у родителей, купили воды газированной <...>. Мы рассчитали, что будет стоить 5 рублей стакан, и рентабельность на уровне 300%. <…> Это был самый первый опыт».

Другой респондент, рассказав, что предыдущий бизнес (продажа чая в торговом центре) у него «не пошёл», заметил, что «в идеале надо найти партнёра: есть люди, которые системно мыслят». Партнёр нашелся — дело пошло в гору: «Мы с ним скооперировались и сделали бизнес — сувенирная лавка под Новый год».

В исследовании Павла Сорокина, Юлии Вятской и Светланы Черненко респонденты также подчеркивали: «Главным моим достижением в сфере предпринимательства считаю свою команду. Я собрал отличных ребят, которые чётко знают нашу цель, и мы идём к ней вместе!».

Кстати, командообразование оказалось одинаково важно как для успешных, так и для менее удачливых предпринимателей, — это универсальная ценность. Данный вывод согласуется и с другими исследованиями.

Капитальная матрица

Заметим, что сила сплоченности сегодня нередко рассматривается в контексте человеческого капитала (знаний и навыков). В его новое понимание включают просоциальную компоненту — умение создавать новые общности. А оно необходимо и для устойчивости бизнеса.

Ясно, что человеческий капитал — в числе других типов капитала — важный фактор делового успеха. Он включает как специальные навыки (планирование и управление проектами, бухучет, управление рисками), так и более широкие (ведение переговоров, командная работа). В приведённой в исследовании «матрице капиталов», во многом определяющей судьбу бизнеса, также значатся:

 социальный капитал — связи (внешние — инвесторы, покупатели, заказчики; внутренние — команда проекта; профессиональная поддержка и экспертиза — наставники и преподаватели);

 финансовый капитал (инвестиции, кредиты, гранты, премии);

 личностные черты (свойства характера, способности, мировоззрение; ключевые здесь — самостоятельность, настойчивость, готовность к риску, креативность, ответственность).

Рецепты достигаторов

Большинство участников исследования трактовали свои ключевые достижения многопланово. Это не обязательно прибыль, но и привлечение денег, полученный грант, интерес со стороны инвесторов, а также, как отмечено выше, «сыгранная» команда.

Среди респондентов с успешным опытом многие говорили о финансовых достижениях (доход, привлечение инвестиций, гранты), саморазвитии (образование) и выработке упорства. Меньшая доля — о сборе команды и участии в конкурсе технологических предпринимателей. У других групп финансовые успехи упоминались редко, гораздо чаще подчёркивались участие в конкурсе, обретение навыков планирования и достижения целей, удачная команда. Таким образом, командная работа выступила единым мерилом успеха для разных групп.

Говоря о признаках состоявшегося проекта, удачливые предприниматели называли выручку и социальную миссию. Важно, чтобы «дело помогало окружающим, решало чью-то актуальную проблему». Участник фокус-группы замечает: «Я не просто хочу делать аппараты, которые кровь забирают, моя суперцель — стать примером молодым предпринимателям, показать, что можно со студенческой скамьи <...> построить крутой высокотехнологичный бизнес». Востребованность продукта на рынке и прибыльность проекта — ключевые признаки успеха для групп с менее удачным опытом бизнеса.

Подвыборке с неактивными проектами также задавался вопрос, чего не хватило для успеха. Оказалось, что прежде всего навыков и умений. Дефицит финансов был менее значим.

Если говорить о «матрице капиталов», то здесь среди факторов успеха информанты разных категорий выделили прежде всего личностные черты, затем социальный капитал. Далее — нюансы. Для участников фокус-групп с успешным опытом роль финансов выше, чем для менее удачливых, для которых оказались более важны умения. Эта расстановка приоритетов, по мнению исследователей, связана с тем, что «личностные черты — это капитал, приобретаемый более длительное время, в то время как финансы, навыки и связи можно получить гораздо быстрее».

Акселераторы и стартап-студии

Среди самых эффективных образовательных практик информанты выделили акселераторы. «<...> Очень полезно применять разные методы анализа, финпланирования — и всё это на примере твоего проекта без лишней воды», — поясняет информант. Также респонденты предпочитали практики, предполагающие коммуникацию и обратную связь: питч-сессии, бизнес-встречи, менторство. Похожие результаты показали и другие исследования. А изучение агентности учащихся выявило, что для молодёжи особенно ценны лекции и мастер-классы от действующих предпринимателей и наставничество.

В фокус-группах обсуждалась и прямая поддержка предпринимателей. Было две опции: дать финансирование инициативным студентам или набирать учащихся в стартап-студии — структуры, где ребята включаются в команды уже готовых проектов и им приходится работать с чужими идеями. Респонденты проголосовали за стартап-студии.

С одной стороны, такие предпочтения могут говорить о проактивности участников исследования: они поясняют, что выдача денег не мотивирует предпринимателя (и надо уметь грамотно ими распорядиться). С другой стороны, стартап-студия, в отличие от собственных проектов, не подразумевает особой самостоятельности. Тем не менее, она даёт ценный опыт.

(Не)формальное обучение

В интервью с успешными молодыми предпринимателями (напомним, их средний возраст 33 года), также были получены интересные сведения. Исследователи предполагали, что удачные проекты чаще встречались у тех, кто учился предпринимательству. Однако гипотеза не оправдалась. В данной группе респондентов опыт соответствующего обучения в формальном секторе (в вузе) был только у половины. У менее успешных информантов картина оказалась похожей, а в абсолютных цифрах обучавшихся было явно больше.

Неформальное обучение предпринимательству (нацеленное на широкий круг учащихся и не включенное в образовательную программу) в рамках саморазвития прошли половина удачливых участников и больше половины остальных. В целом оно представляется более доступным (так как проверка знаний на выходе минимальна). Параллельно на формальных и неформальных программах/курсах учились лишь немногие.

Цели обучения логичны: получение знаний. В то же время участники с менее успешным опытом выделяли и возможность наладить полезные связи. «Для меня было помощью найти потенциальных партнеров, либо клиентов, либо площадку для проведения», — поясняет информантка.

Кстати, поддержка семьи, друзей, знакомых оказалась более значимой, чем обучение бизнесу. Как поясняли информанты, предприниматели в близком окружении помогали советом, становились ролевой моделью.

Ещё один вопрос — предшествующий опыт в бизнесе. У большинства успешных молодых предпринимателей он был. Это подтвердило гипотезу: если предприниматель удачлив сейчас, у него, скорее всего, уже пробовал себя в бизнесе. Но, как выяснилось, многие предыдущие проекты не вполне реализовались. Направления деятельности были разнообразны: от актёрского агентства до изготовления рентгеновских аппаратов. (Менее успешные предприниматели также пробовали себя в разных сферах: от продажи канцелярии до виртуальной реальности.)

При этом респонденты нередко задумывали первый бизнес ещё в школе. Информант вспоминает, как открыл интернет-магазин электроники: «Это был 8-й или 9-й класс. <...> Мы нашли нескольких поставщиков, открыли группу в ВК [ВКонтакте], сделали рекламу по нескольким другим группам и получили первых клиентов, которые произвели оплату».

Негативный опыт нередко расценивался как поучительный. Одной из причин неуспеха была «неправильная» команда. «Я поняла, что, если хочешь сделать хорошо, сделай сам или найди того, кто думает так же, — говорит информантка. — <...> Когда у людей не сходятся принципы и ценности, намного сложнее».

Неудача могла быть связана и с непониманием потребностей целевой аудитории. Респондентка хотела продавать одежду в стиле 1990-х: «<...> Я погорячилась с тем, что все свои деньги втюхала в эти костюмы, даже не подумав, нужны ли они людям. <...> Я вообще не подумала о том, в чём полезность моего товара <...>».

Свой бизнес или по найму?

Респондентов во всех группах также просили выбрать между корпоративной должностью с повышением зарплаты на 30% и вариантом остаться предпринимателем без роста дохода. Тут мнения вполне показательно разделились.

Среди «передовиков» бизнеса большинство предпочли бы в нём и остаться. Информант, сталкивавшийся с подобным выбором на практике, рассуждает: «Корпоративная жизнь — это не совсем про меня. <...> Лучше построить свою корпорацию, нежели в корпорации работать. Там очень долгое согласование бюджетов, у тебя связаны руки, и ты часто не можешь делать то, что ты хочешь, пока не являешься большим начальником».

В группе менее успешных предпринимателей корпоративную должность с повышенным заработком выбирали так же часто, как и свой бизнес. Иными словами, успешная группа более определенно высказалась в пользу предпринимательства.

Вместо заключения, или восемь советов институтам

Для распространения удачного опыта молодёжного предпринимательства исследователи рекомендуют вузам и федеральным институтам развития:

  1. Масштабировать курсы обучения предпринимательству для студентов всех специальностей. Однако программы должны быть адаптированы под запросы вузов и особенности профилей.
  2. Наработать входное тестирование для программ, обучающих бизнесу. Нужно дифференцированно подходить к более и менее подготовленным к предпринимательству студентам.
  3. Уделять особое внимание командообразованию как основе бизнеса.
  4. Обновить учебные программы: их слушатели должны получить конкретные навыки (пока наблюдается их дефицит).
  5. Расширить обмен опытом с представителями действующего бизнеса. Предпринимателям-новичкам необходимы положительные примеры, опытные консультанты и обратная связь.
  6. Чаще практиковать кейс-стади в обучении. Из неуспешных примеров можно извлекать уроки, а к ошибкам — относиться конструктивно.
  7. Активизировать запуск стартап-студий. Они позволяют собрать команду и попробовать себя в качестве предпринимателя.
  8. Нужно продумывать социальный посыл проекта. Надо понимать, для какой аудитории он важен и чем может помочь людям, заключают исследователи.

IQ

 

Авторы исследования:
Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Юлия Вятская, эксперт Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ
Светлана Черненко, эксперт Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 февраля, 2023 г.