• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Забота о близких мотивирует молодёжь носить маски и чаще мыть руки в условиях пандемии

А вот штрафы и наказания не оказывают никакого эффекта

ISTOCK

Исследователи из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург установили, что мотивировало молодых людей соблюдать рекомендованные карантинные меры в период пандемии. Выяснилось, что наибольшее влияние оказало стремление защитить и обезопасить своих близких. При этом страх штрафов за отсутствие масок и перчаток в общественных местах никак не влиял на поведение. Результаты исследования опубликованы в International Journal of Adolescence and Youth.

Исследование проведено в рамках стратегического проекта университета «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», который реализуется по программе «Приоритет 2030».

Система здравоохранения в период пандемии коронавируса столкнулась с небывалой нагрузкой. Одной из причин было нежелание людей следовать карантинным мерам. В случае с молодёжью ситуация была особенно сложной, поскольку многие не относили себя к группе риска и не считали нужным следовать рекомендациям ВОЗ. При этом молодые люди ведут активную социальную жизнь, наиболее мобильны по сравнению с другими группами населения и их роль в распространении вируса велика.

Исследователи из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели комплексный анализ факторов, влияющих на мотивацию молодёжи соблюдать карантин. Учёные выделили три возможных фактора, влияющих на здоровьесберегающее поведение:

 оценка тяжести заболевания;

 осознание собственной уязвимости;

 мотивация.

При этом они выделили несколько типов мотивации:

 контролируемую (навязанную извне, например обязательное ношение масок в общественных местах);

 ориентированную на защиту себя;

 направленную на защиту общества (просоциальную).

Авторы также впервые разделили и проанализировали два типа просоциальной мотивации:

 желание защитить близких людей;

 стремление помочь обществу в целом. 

Учёные опросили онлайн более 1200 студентов моложе 26 лет. Участники должны были оценить по шкале от 1 до 5, как часто за последнюю неделю они соблюдали рекомендации по профилактике коронавируса (носили маски, перчатки, часто мыли руки, соблюдали социальную дистанцию, избегали общения с людьми старшего возраста, оставались дома). Также добровольцев спрашивали, знают ли они кого-нибудь, кто тяжело переболел COVID-19 , и как они воспринимают собственные риски заразиться. Респонденты оценивали, насколько важно им с помощью этих профилактических мер защитить себя, обезопасить своих близких, снизить скорость распространения заболевания и формально соответствовать действующим ограничениям. Опрос проводился в ноябре 2020 года, во время второй волны коронавируса, когда массовая вакцинация ещё не началась.

Оказалось, что самой сильной мотивацией для молодых людей является забота о своих близких. Она сопоставима или даже сильнее других типов мотивации, включая собственную безопасность. Вторым по популярности оказалось стремление остановить распространение заболевания. А контролируемая мотивация фактически не оказывает влияния на регулярность использования профилактических мер.

В нашем исследовании мы впервые проанализировали одновременно влияние множества разных типов мотивации и основных когнитивных факторов на поведение молодёжи во время пандемии. Причём каждый тип здоровьесберегающего поведения оценивался независимо от других.

Марта Ансон
Автор исследования, выпускница программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Случаи заболевания коронавирусом среди окружения могут по-разному влиять на восприятие опасности заболевания и мотивацию. Примеры тяжелого течения COVID-19 повышают мотивацию принимать профилактические меры, в то время как лёгкие случаи, наоборот, ослабляют осознание опасности заболевания.

Интересно, что случаи заболевания COVID-19 в окружении в целом усиливают чувство собственной уязвимости: люди выше оценивают свои шансы заболеть. Однако восприятие себя как находящегося в зоне риска фактически не связано с поведением. Более важный фактор — то, насколько тяжёлым воспринимается данное заболевание. А на это уже влияет то, какими были случаи COVID-19 в окружении человека.

Тяжелые случаи делают заболевание в глазах молодёжи более опасным, а случаи с летальным исходом напрямую влияют на мотивацию защитить себя и других. А вот примеры легко переболевших, наоборот, снижают воспринимаемый уровень угрозы. Мы видим, что для формирования мотивации и здоровьесберегающего поведения важен опыт личного знакомства с переболевшими. В дальнейшем интересно было бы более подробно исследовать эту область и использовать реальные истории пациентов как инструмент профилактического воздействия для разных типов заболеваний.

Ксения Ерицян
Автор исследования, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ

IQ

19 сентября, 2023 г.