• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: социальная и профессиональная идентичность

Что означают эти понятия и как они соотносятся между собой

ISTOCK // Icons made by Freepik from flaticon.com

Профессиональная идентичность — сложный феномен, поэтому в социальных науках она рассматривается с помощью различных подходов. При этом существуют и разные взгляды на соотношение социальной и профессиональной идентичности. Что означают данные понятия? И может ли профессиональная идентичность рассматриваться отдельно от социальной — IQ.HSE разобрался в картотеке, подготовленной на основе статьи профессора факультета социальных наук НИУ ВШЭ Натальи Ивановой и аспиранта департамента психологии НИУ ВШЭ Ильи Булгакова в журнале «Мир психологии».

Что такое идентичность?

Идентичность описывается в трудах многих учёных-психологов. Эрик Эриксон, например, рассматривал её как процесс, зарождающийся и проявляющийся между человеком и той культурой, к которой он ощущает свою принадлежность. Можно сказать, что идентичность — это определённая степень соответствия между человеком и культурой. В то же время идентичность описывается как результат осознания своей принадлежности к социальной группе, например, путём противопоставления существованию других групп.

А что такое тогда социальная идентичность?

Это понятие связано с взаимодействием человека с людьми или группами. В основе теории социальной идентичности, созданной Анри Тэшфелом и Джоном Тёрнером лежит определение идентичности как знания индивида о принадлежности к определённой социальной группе или группам, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого этому членству. В дальнейшем это понятие было уточнено в трудах российского психолога, социолога и философа Галины Андреевой, которая описывает понятие идентичности как часть Я-концепции личности (система представлений человека о самом себе).

Какие ещё существуют подходы к изучению социальной идентичности?

Данный феномен также рассматривался в русле бихевиоризма, психоанализа, символического интеракционизма, теории социальных ролей. Так, например, в рамках последнего подхода считается, что важна получаемая реакция от окружающих людей на актуальную социальную роль человека. Расхождение между тем, какие характеристики идентичности предъявляет человек, и тем, как они воспринимаются другими людьми, может быть источником стресса и снижения самооценки у индивида.

Однако центральное место среди всех подходов занимает понимание социальной идентичности как социального конструкта. Психолог Лидия Шнейдер отмечает, что природа социальной идентичности во многом связана с процессом взаимодействия человека с представителями определённых социальных групп. Как итог, подобное взаимодействие приводит к преемственности социально-психологических характеристик личности, к осознанию себя и своего отношения к социальным группам.

Важно обратить внимание на пограничную природу социальной идентичности личности. Её формирование не может происходить только на основе когнитивных процессов человека, осознания им своей принадлежности к социальной группе. Помимо этого необходим контекст социального взаимодействия, в котором личность способна определить своё отношение к социальной группе и себя по отношению к ней.

Какой подход к изучению социальной идентичности преобладает в современных исследованиях?

Это интегративный подход, который включает изучение когнитивных и социальных предпосылок, лежащих в основе конструирования социальной идентичности. Согласно определению профессора факультета социальных наук НИУ ВШЭ Наталье Ивановой, феномен социальной идентичности — целостное динамичное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов личности. Идентичность активно конструируется субъектом в процессе пересмотра своего места в социальной среде в ходе взаимодействия, социального сравнения. Кроме того, она является когнитивно-мотивационным основанием восприятия индивидом новых социальных ценностей. «Мы также придерживаемся мнения о пограничной природе феномена социальной идентичности и определяем её формирование и функционирование как психологической структуры, имеющей одновременно когнитивную и социальную природу», — отмечают Наталья Иванова и Илья Булгаков.

Ок, здесь понятно, а что насчёт профессиональной идентичности?

Это также достаточно сложный психологический феномен, который характеризует профессиональное развитие человека, принятие им своей профессиональной деятельности в качестве средства самореализации, развития, а также осознание своей тождественности с определённой социальной группой.

С одной стороны, существует ряд работ, в которых профессиональная идентичность рассматривается как элемент социальной идентичности со схожими механизмами формирования и проявления в ситуациях взаимодействия между людьми. С другой, профессиональная идентичность отделяется от социальной идентичности и многие авторы предпочитают понимать её как отдельный психологический конструкт. Также есть исследования, где профессиональная идентичность понимается как процесс отождествления человека с профессией, делом, трудом и прочими атрибутами деятельности.

И какие существуют подходы к изучению профессиональной идентичности?

В одной из отечественных научных работ выделяется несколько ключевых направлений изучения профессиональной идентичности: социально-организационное, когнитивное и процессуально-динамическое.

Социально-организационное направление концентрируется вокруг идеи, что «только в профессиональной группе индивид способен объективно оценивать свои возможности и овладевать профессией».

В рамках когнитивного подхода социальный контекст также играет роль, однако предполагается, что он не так значим в процессе формирования профессиональной идентичности. Человек сам вырабатывает и конструирует видение того, что для него значит быть членом определённой профессиональной группы.

В рамках процессуально-динамического подхода развитие и становление профессиональной идентичности личности изучается как стадийный процесс с точки зрения различных теорий развития.

Как соотносятся между собой понятия социальной и профессиональной идентичности?

Во множестве зарубежных эмпирических исследований социальная и профессиональная идентичность отождествляются. Например, в одной из работ говорится, что развитие профессиональной идентичности направляется социальными и когнитивными процессами, с помощью которых люди осмысливают и оценивают повседневный опыт взаимодействия. Накапливаемый опыт, в свою очередь, соотносится с новым приобретаемым опытом и формирует профессиональную идентичность личности.

Есть работы, в которых определяются уровни развития профессиональной идентичности. Но и в этом ключе она также понимается как процесс идентификации с определенным профессиональным сообществом. Поэтому он имеет схожее с социальной идентичностью устройство.

«Можно сделать вывод, что если человек идентифицирует себя с профессией, то он в первую очередь отождествляет себя с людьми в этой профессии. В связи с этим в рамках нашего подхода мы разделяем позицию многих исследователей, согласно которой профессиональная идентичность является важнейшей частью социальной идентичности личности», — пишут Наталья Иванова и Илья Булгаков.

А существуют доводы, что профессиональная идентичность — не только часть социальной идентичности?

Да, например, в недавнем исследовании Светланы Кучеренко профессиональная идентичность изучается не просто как часть социальной идентичности. Автор проводит её сравнение с профессиональной Я-концепцией человека. Подчёркивается постоянное развитие профессиональной идентичности личности, которая рассматривается как синтез личностных и средовых факторов, интегрированных посредством социально-когнитивных механизмов.

Профессиональная идентичность также определяется не просто как отождествление человеком себя с группой, а как соотнесение и согласование требований и ценностей профессии с ресурсами индивида.

В отдельных исследованиях акцент в понимании профессиональной идентичности делается на деятельности человека и деле, которым он занимается. Так, Сергей Губарь отмечает, что профессиональная идентичность предполагает единство человека с его делом, принятие им своей деятельности и осознание её важности для общества. В тоже время он утверждает, что профессиональная идентичность не может не включать в себя осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу.

Какую роль профессиональная идентичность играет в жизни человека?

Профессия может быть наиболее важным для человека источником понимания значимости своей жизни. То, как человек определяет себя в своей профессиональной роли или ролях, может стать ключевым механизмом для его дальнейшего понимания и определения себя и своих целей в других сферах жизни. Благодаря профессии и ежедневной работе формируется смысл, который наполняет жизнь человека.

Эмпирические исследования показывают, что профессиональная идентичность, как часть социальной, может помогать человеку в самоопределении на рабочем месте и более успешном преодолении ситуаций стресса, а также в борьбе с симптомами выгорания.

IQ

Авторы исследования:
Наталья Иванова, профессор факультета социальных наук, академический руководитель образовательной программы «Психология в бизнесе»
Илья Булгаков, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 18 декабря, 2023 г.